RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Тукаевы в Стерлибаше: сочетая суфизм и джадидизм

28.12.2011 15:26

Уходящий год стал периодом пика антиджадидской кампании, развернутой в СМИ.?Причем утверждалось, что джадиды отвергли традиционные ценности Ислама российских мусульман. На самом деле именно джадиды творчески продолжили наследие наших предков. Одним из наиболее показательных примеров является более чем вековая деятельность рода Тукаевых — династии ишанов, имамов и мударрисов из села Стерлибаш Стерлитамакского уезда Оренбургской (с 1865 года — Уфимской) губернии.

 

Основатель рода Нигматулла б. Биктимер б. Тукай ас-Слаучи (1772–1844) превратил Стерлибаш в крупнейшее медресе и центр суфийского тариката накшбандийа-муджадидийа в Волго-Уральском регионе. Его предки переселились в Стерлибаш из деревни Слауч Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Балтасинского района Татарстана). Вначале он учился у мударриса Фазыла аль-Кизляви в медресе при мечети «Иске-Таш» Казани, Мухаммада Рахима б. Йусуфа аль-Ашити в Мачкаре и Габдуррахмана аль-Кирмани в Каргале. Нигматулла и оба его сына Мухаммад-Харис и Мухаммад-Харрас Биктимировы получили образование в Бухаре. Нигматулла в 1801 году отправился в Бухару, где проучился свыше 10 лет. Там же, у шейха Абу Салиха Ниязкули ат-Туркмани, Нигматулла углубил свои познания в учении и практике накшбандийа, а также стал сторонником взглядов и другом великого татарского богослова Абданнысыра Курсави.

 

Нигматулла в 1813 году стал указным имамом и возглавил медресе в Стерлибаше. Хазрат ввел преподавание основ богословия и права по книге «Новый комментарий к познанию веры Насафи» А.Курсави, что является первым примером изучения в медресе трудов этого выдающегося алима. Тем самым уже тогда в Стерлибаше была принята доктрина о том, что человеческий разум не может обойтись без Божественного откровения.

 

В своем медресе Нигматулла-хазрат с успехом преподавал Коран, тафсир (по «Анвар ат-танзил» Байдави), хадисы, акиду, ахлак, составил персидско-тюркский словарь («Лугат Нигматулла») и написал арабско-тюркскую сравнительную грамматику, служившие для шакирдов учебным пособием. Р.Фахретдин указывает, что Нигматулла б. Биктимер превратил медресе Стерлибаш в «дар уль-улум» («дом наук»). Он обладал богатой библиотекой. Благодаря огромному авторитету Нигматуллы село Стерлибаш превратилось в начале XIX века в один из главных религиозно-культурных центров края, куда периодически приезжали муфтии ОМДС Мухаммеджан Хусаинов и Габдессалям Габдрахимов, влиятельные имамы и ахуны округа, многочисленные мюриды, улемы (например, Абдаррахим Утыз-Имяни) и даже казахские ханы Джихангир и Ширгазы.

 

Нигматулла-хазрат превратил свое медресе в крупнейший суфийский центр региона и имел, по некоторым данным, десятки тысяч мюридов. Он был сторонником рационализации основ веры и отмены местных обычаев: запретил джиены, празднование Навруза как Нового года. Он также отменил поминовение усопших на 3 й, 7 й и 40 й день их смерти. Подобные реформы спустя столетие будет инициировать и муфтий Центрального духовного управления мусульман России Ризаэтдин Фахретдин. Нигматулла-хазрат согласно традиции накшбандийа-муджадидийа стал практиковать коллективные зикры (радения), сидя в кругу, на восходе солнца, и многодневные безотлучные моления в мечетях. Кстати, одним из его учеников был мой предок Фазлулла б. Файзулла ат-Тактави.

 

Сын Нигматуллы-хазрата Мухаммад-Харис (1810–1870) был мюридом бухарского шейха Убайдаллы б. Ниязкули ат-Туркмани (сына Абу Салиха Ниязкули ат-Туркмани), от которого он получил иджаз-нама — разрешение на воспитание мюридов, число которых у него на родине было огромным. В Бухаре он познакомился с великим татарским алимом Ш.Марджани и оказывал ему помощь в занятиях. После возвращения в Стерлибаш Мухаммад-Харис принял многие идеи Ш.Марджани по модернизации Ислама и его институтов и распространил их среди шакирдов. Всю жизнь Мухаммад-Харис активно занимался благотворительной деятельностью, открыл в родном селе приют на 40 мест для сирот и бедных. В пользу медресе он сделал в 1895 году вакф в 50 десятин земли. Власти давали ему дипломатические поручения по обеспечению продвижения российского государства в казахские степи. В 1869 году за оказанные услуги Александр II пожаловал ему почетное звание тархана. При Мухаммад-Харисе село Стерлибаш по-прежнему оставалось одним из религиозных центров края, его посещали муфтии Г.Сулейманов и С.-Г.Тевкелев. Мухаммад-Харис имел двух супруг: первая — Зайнаб — была дочерью его дяди, вторая — Фаиза — дочерью кантонного начальника Абдулы б. Давлетшаха. По словам Р.Фахретдина, Мухаммад-Харис считал, что «российским мусульманам обязательно надо знать государственный язык, держал в своем медресе учителя русского языка, приказывал своим ученикам учить этот язык». Заметьте, что речь здесь идет не о джадиде, а о суфийском шейхе.

 

В начале XIX века в Стерлибаше обучались около 200, а в 1860–1870 е гг. — около 500–600 шакирдов. По сообщению уфимского губернатора, в 1886 году в Стерлибашевском медресе обучались около 500 юношей — не только татар и башкир, но и казахов из Уральской области. Были выстроены новые здания — к середине 60 х годов их число достигло 25. Был разбит сад, проведен водопровод. При медресе укомплектовалась богатая библиотека. В медресе учились поэты Мифтахетдин Акмулла и Гали Чокрый, учились и преподавали Шамсетдин Заки и Габдулла Буби (дядя братьев Буби).

 

Имамом и мударрисом в Стерлибаше был и брат Мухаммад-Хариса Мухаммад-Харрас (1814–1871). Он учился в Бухаре в 1844–1854 гг. Мухаммад-Харрас был женат на Зухре — дочери стерлитамакского бая Габдельхалика б. Габдельмаджида Ибраева, на чьи деньги в 1820 е гг. была выстроена каменная мечеть и медресе в 1 м приходе Стерлитамака.

 

Братья Хабибулла (1856–1897) и Мухаммедшакир (1862–1932) Мухамедхарисовичи стали одними из первых распространителей джадидской газеты И.Гаспринского «Тарджеман». Мухаммедшакир после образования в стерлибашевском медресе два года обучался в Оренбургской татарской учительской школе. Он написал одно из первых у мусульман края исследований по истории родного села — «Тарихе Эстерлебаш» (История Стерлибаша). До сегодняшнего дня оно является важнейшим источником по истории медресе, его мударрисов, истории суфизма в крае, системе взаимоотношений с властями и между самими мусульманами. Именно благодаря Мухаммедшакиру мы имеем представление об уровне влияния медресе в Волго-Уральском регионе и казахских степях. Традиции рационализма, изучения источников и языков, опыт дискуссий стали хорошей базой для джадидских изменений в медресе. В 1913 году академик В. В.Бартольд, посетив медресе Каргалы и Стерлибаша, констатировал: «реформы» успешно прокладывают себе путь всюду, даже в Стерлибаше.

 

Мухаммедшакир в июне 1905 года возглавил Уфимское губернское совещание, образованное с разрешения министра внутренних дел из доверенных башкирских волостей Уфимской губернии, где рассматривались планы реформы религиозного управления округа ОМДС, предлагалось избрание муфтия самими мусульманами. Он был членом мусульманской фракции в Госдуме 2 го и 3 го созывов от Уфимской губернии, где работал в комиссии по вероисповедным делам. Мухаммедшакир стал членом партии «Иттифак аль-муслимин», делегатом II (1906) и IV (1914) Всероссийских мусульманских съездов. Как относительно крупный землевладелец среди мусульман края он был избран гласным Стерлитамакского уездного земства, членом Уфимского губернского статистического комитета.

 

Таким образом, за столетие род имамов, шейхов и мударрисов Тукаевых прошел естественную трансформацию от идей Курсави к идеям джадидов. Поэтому призывы уничтожить доктрину джадидизма есть всего лишь призывы к уничтожению исламского наследия среди татар. Здесь мы вновь видим лисью морду Н. И.Ильминского, боровшегося с Марджани, Тукаевыми и Гаспринским. Ильминский писал: «Стерлибашевское медресе, как сильный подземный корень, дает опору и силу различным магометанским движениям». Напомню: «Явыз Иван» (Иван Грозный), «Лука Каратун» (Лука Конашевич) и Ильминский были тремя самыми ненавистными персонажами для наших предков столетие назад. Эти трое, по мнению наших предшественников, были осуждены на вечные адские муки. Это необходимо четко понимать тем, кто пытается продолжить линию Ильминского в наши дни…

 

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/19704/">ISLAMRF.RU: Тукаевы в Стерлибаше: сочетая суфизм и джадидизм</a>