RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Традиции джадидского образования — в новое тысячелетие: путем Габдуллы Апаная!

20.04.2012 10:18

29 марта 2012 года в Казани прошла конференция «Габдулла Апанаев (1862–1919) — известный татарский педагог и общественный деятель». Ее организаторами выступили Министерство образования и науки Татарстана и Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ в лице Центра истории и теории национального образования. Традиционно в Казани выдающихся деятелей российских мусульман — И.Гаспринского в прошлом году, Г.Апаная и Г.Баруди — низводят до уровня педагогов. Может, поэтому я был ее единственным участником — доктором исторических наук. Хотя по лидерам татар XVIII — начала XX века есть прекрасные работы казанских ученых: директора Института истории Казанского (Приволжского) федерального университета; членов корреспондентов АН РТ, докторов исторических наук И.Гилязова и Р.Салихова. На конференции первый оратор, замдиректора Института истории им. Ш.Марджани, доктор философских наук Ф.Султанов отметил, что татарские баи в досоветскую эпоху тратили деньги на национальное образование, а не на спортивные команды. Кандидаты исторических наук Т.Биктимирова и З.Гарипова, потомок рода Апанаевых доктор медицинских наук Ш.Бахтиозин говорили о вкладе рода в развитие инфраструктуры мусульманской Казани в виде мечети, медресе, благотворительного общества, больницы, приюта, школы для девочек.

 

 

В закрывающем пленарное заседание выступлении автор этих строк сконцентрировался на деятельности Г.Апаная как председателя образовательной комиссии III Всероссийского мусульманского съезда 1906 года в Нижнем Новгороде. Габдулла-хазрат был одним из выдающихся общественных деятелей мусульман Казани и российских мусульман начала прошлого века. Его жизненный путь связан с именами двух улемов: Шигабутдина Марджани как учителя и свекра и Галимджана Баруди как соратника в общественно-политической деятельности.

***

Если во второй половине XVIII — первой половине XIX века пиком карьеры для татар было положение миллионеров торговцев, то во второй половине XIX века лучшие умы из семей буржуазии становились имамами и мударрисами. Это произошло с молодыми Галимджаном и Габдуллой. При этом Апанаи возводили свою династию к потомкам дочери хана Айдара и к первым проповедникам Ислама в Волжской Булгарии. Тем самым их род приобретал двойную легитимность: династическую и религиозную.

 

С именем Апанаевых связана вторая старейшая мечеть Казани, наряду с мечетью имени Марджани. После смерти строителя второй каменной мечети Казани нижегородца Якуба Султангалиева в 1788 году она стала финансироваться представителями этого рода. Габдулла стал первым улемом, имамом и мударрисом в династии. В 1870 году он начинает посещать занятия в медресе «Марджания». Габдулла стал зятем Шигабутдина Марджани, женившись на его дочери Бибихаве. В 1880-е годы он продолжил образование в Турции и Египте. В 1890 году Габдулла получил указ на исполнение должности второго муллы Юнусовской (Сеннобазарной) мечети. Он приступил к реформе приходского медресе. Его важнейшим сторонником стал Ахмад-Хади Максуди — автор классических работ по догматике («Ибада Исламия») и шариату («Шариат Хокемнэре»). А.-Х.Максуди был основным корреспондентом и сотрудником Исмаила Гаспринского в Казани, что повлияло на вовлечение Апаная в ядро джадидского движения в Казани, а затем и на общероссийском уровне. Габдулла-хазрат всегда занимался и вопросами помощи неимущим слоям: в 1902–1907 годы был председателем правления «Общества пособия бедным мусульманам г. Казани».

 

В годы российской революции 1905–1907 годов Габдулла-хазрат стал одним из основателей либеральной партии российских мусульман «Иттифак аль-муслимин», принял участие в разработке ее программы. Он принял участие в прошедшем 10–15 апреля 1905 года в Уфе при Оренбургском магометанском духовном собрании под председательством муфтия М.Султанова «Улама жэмгыяте» («Общества улемов»). После закрытия совещания была создана комиссия по доработке петиции, в которую также вошел Г.Апанай. 12 мая 1905 года петиция с сопроводительным письмом муфтия была направлена в МВД. Муфтий М.Султанов предложил назначить Г.Апаная казыем ОМДС, но решение было заблокировано властями.

 

Г.Апанай был участником всех трех Всероссийских мусульманских съездов 1905–1906 годов. На III Всероссийском мусульманском съезде 1906 года в Нижнем Новгороде он был избран членом президиума, председателем образовательной комиссии и членом комиссии по подготовке программы «Иттифака», а затем членом ЦК «Иттифака». В состав возглавляемой Г.Апанаем образовательной комиссии вошли представители всех основных мусульманских регионов Российской империи. Комиссия приняла решение о введении всеобщего начального образования на родном языке. В средней школе языком преподавания становился литературный язык российских мусульман тюрки. Автономная мусульманская система образования была приравнена в правах к государственной и финансировалась государством и земствами. Местные общины контролировали школы. Главным методическим и аналитическим центром, контролирующим программы и учебную литературу, становился Всероссийский союз учителей с его регулярными Всероссийскими съездами учителей. В крупных городах открывались мужские и женские учительские институты. Только медресе сохраняли статус духовных учебных заведения и переходили под контроль комиссии Духовного собрания. Тем самым выстраивалась общероссийская система подготовки мусульманской духовной элиты в лице как богословов, так и светских педагогов высшей школы: специалистов по языкам, литературе и истории российских мусульман.

 

Г.Апанай являлся издателем и редактором газеты «Азат» (1906), выходившей в свет под лозунгом «Счастье в знании, просвещении, единении и союзе». В передовой статье первого номера характеризуется выбранное изданием направление: «Верная своему призванию, газета будет бороться за процветание свободы, никогда не примирится с угнетением, бесправием, унижением и отсталостью народа, будет вести борьбу за предоставление равных прав всем национальностям». Однако позднее редактор не согласился с просоциал-демократической ориентацией журналистов, и издание было закрыто.

 

В 1908 году по административному распоряжению казанского губернатора Габдулла-хазрат был отправлен в ссылку в Вологодскую губернию вместе с лидерами казанского бюро «Иттифака» Г.Баруди, С.Галеевым (Баруди), Г.Казаковым. По возвращению из ссылки в 1910 году он вновь оказывается в самом центре общественной жизни. Апанай избирается гласным городской думы и там работает сразу в четырех комиссиях, включая образовательную.

 

На Всероссийском съезде духовенства в июле 1917 года Апанай был избран в Центральное бюро Всероссийского союза духовенства. В ноябре 1917 года Милли Идарэ (правительство национально-культурной автономии) назначило его мухтасибом Казанской губернии. Габдулла-хазрат от имени духовенства губернии агитировал за создание Идель-Урал-штата как субъекта Российской Федеративной Республики, провозглашенной Всероссийским Учредительным собранием. Г.Апанай видел в большевиках наследников черносотенцев и миссионеров. Он резко протестовал против узурпации власти большевиками, разгона Учредительного собрания и национальных организаций.

 

Обстоятельства казни Г.Апаная малоизвестны. Он был расстрелян в качестве заложника 25 июля 1919 года после убийства восставшими солдатами Татарского запасного батальона начальника политотдела Центральной Мусульманской военной коллегии (ЦМВК) Камиля Якуба. Вероятной причиной убийства Г.Апаная была его высокая степень контроля над религиозными и образовательными учреждениями мусульман губернии.

***

В заключение я передал приветствие участникам конференции от имени нового ректора Московского исламского университета Дамира Хайретдинова и сказал, что всем нам сегодня нужно освобождаться от партийно-комсомольских и научно-атеистических кадров и возвращаться к традициям и делам своих предков. Дело Габдуллы-хазрата и его соратников джадидов должно жить и в новом тысячелетии!

 

 

Айдар Хабутдинов,
д.и.н., профессор

Газета "Ислам Минбэре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/21738/">ISLAMRF.RU: Традиции джадидского образования — в новое тысячелетие: путем Габдуллы Апаная!</a>