RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Мулла Гариф Валеев, имам-хатыб Новониколаевский и Новосибирский

17.08.2012 11:40

В Новосибирске завершается реконструкция исторической мечети в бывшей татарской слободе в центре города. За ходом реставрации следят не только местные пенсионеры, для которых старая мечеть особенная, родная, близкая сердцу, но и далеко за пределами Сибири – в Германии и Казахстане, где проживают потомки первого имам-хатыба мечети Гарифа Валеева.  

 

Третьему по численности населения городу России Новосибирску (до 1926 года Новониколаевск) чуть более 100 лет. Основан он был в конце 19 века рядом со старинной крепостью сибирских (чатских) татар и статус города получил в 1903 году. Татарская магометанская слобода Новониколаевска формировалась по мере строительства нового города, о чем свидетельствуют архивные источники. В 1906-07 годах мусульмане стали предпринимать первые шаги по получению участка для мечети, в 1916-м приступили к ее строительству. В приговоре мусульманского общества относительно возведения мечети отмечалось:

 

«Мы, нижеподписавшиеся, руководствуясь статьёй 155 Устава Строительного (изд. 1900 г.) составили настоящий приговор в том, что средства, необходимые для содержания  мечети и нужного при ней духовенства обязуемся доставлять исправно и беспрекословно, по душевой раскладке, о чём и постановили настоящий приговор».

 

Под документом 54 подписи. Первой стоит роспись имам-хатыба Гарифа С.Валеева.

 

Несколько недель назад мне удалось связаться с правнучкой имама Ляйлей Екштейн, проживающей ныне в Германии. По ее рассказам, Гариф Валеев был родом из Башкирии, духовное образование получил в медресе города Троицк. Жена его Фатыма Темиргалиевна Вахитова родилась в 1881 году  в Казани. У имама было четыре дочери – Халима, Марьям, Найля, Сафана, двое сыновей – Абдулла и Зарифулла.

 

Гариф Валеев руководил духовной жизнью мусульман Новониколаевска, супруга его учила грамоте девочек. Один из самых ранних документов, касающихся вопроса строительства мечети, относится к 15 марта 1907 года. Так запись в журнале заседания уполномоченных Новониколаевска  сообщает о заявлении общества мусульман об отводе двух участков под постройку мечети и школы в квартале №28 в центральной части города или же 2 угловых участков на старой базарной площади. Поскольку в данном квартале №28 уже были построены церковь и церковно-приходская школа, а на базарной площади предполагалось строительство крупных торговых помещений, школы и пр., уполномоченные отказали мусульманам в удовлетворении их просьбы. Взамен они предложили построить мечеть и школу на углу Андреевской площади «против пожарного депо в количестве до 500 квадратных саженей, с условием, что место это передается только на время существования на нем мечети и школы, и что кроме этих зданий других на этом месте быть не может».

 

Как следует из дальнейшей переписки, землю под мечеть предоставили по ул. Вагановской. Новый город расширялся, благо земли в тот период истории по обеим сторонам Оби хватало. В 1908 году заявления о выделении участков под личные усадьбы подали 80 семей мусульман, на следующий год еще 200 семейств. Городские власти предложили заявителем купить в аренду просимые земли, а также перенести строительство мечети с улицы Вагановской в ту часть города, где выделяются усадьбы. За участки в 255 саженей предлагалось заплатить 8-12 рублей арендной платы в зависимости от месторасположения участка.

 

Выступавший доверенным лицом от общества мусульман Насип Файзуллин предложил иной вариант: участок для мечети на Вагановской пусть остается за городскими мусульманами, а в новой татарской слободе пусть будет другая, вторая мечеть, пожелал он. Но это не устроило городскую управу. Власти пришли к заключению, что усадьбы магометанам и земля под мечеть могут быть предоставлены за арендную плату только при условии оставления ими участка по Вагановской улице. Городская дума, куда обратился за решением проблемы Н.Файзуллин, провела в июне 1909 года отдельное заседание, посвященное отводу земли мусульманам, и оставило вопрос открытым, поручив управе собрать сведения по заявителям и выяснить, проживают ли они в городе и кто из них имеет недвижимое имущество.

 

Спор вышел за пределы Томской губернии, в состав которой входил Новониколаевск.  7 декабря 1909 года, о чем свидетельствует дата на штампе, в Томское губернское управление пришло письмо от Магометанского Духовного Собрания со следующим текстом:

 

№ 9394 [ 20-30] ноябрь 1909 г.

В Томское Губернское Управление

Препровождая при сем переписку о разрешении постройки соборной мечети в городе Ново-Николаевске Магометанское Духовное Собрание уведомляет Губернское Управление, что означенное выше ходатайство за многочисленностью магометан, проживающих в этом городе Духовное Собрание считает необходимым удовлетворить.

За Секретаря [ подпись]

И. д. Столоначальника [подпись] (ГАТО.Ф.3.Оп.2.Д.6501. Л. 1.)

 

Мусульман в начале минувшего века в Новониколаевске проживало в процентном отношении гораздо больше, чем в сегодняшнем Новосибирске. По данным краеведа, председателя региональной татарской ассоциации работников образования «Магариф» Модариса Абакирова, кроме татарской слободы в центре, и нескольких татарских анклавов в других частях города,  в Новониколаевске было и казахское поселение, которое называли «казахской деревней».

 

Новосибирский историк Владислав Кокоуллин сообщает о делегации мусульман Новониколаевска в Санкт-Петербург, где сибиряки встретились с премьер-министром П.Столыпиным и добились разрешения на строительство мечети, после чего в мае-июне 2010 года строительное отделение Томского губернского управления утвердило проект строительства мечети.

 

Участок был предоставлен на улице Бурлинская, 1 (ныне Фрунзе, 1а) . Закладка мечети состоялась 26 августа 1916 года.

 

"Акт закладки совершил местный мулла Гариф Валеев с провозглашением молитв за государя императора и царствующий дом, после этого был организован сбор пожертвований на строительство, - сообщается в книге «Новосибирская мусульманская община 1907-2007 (авторы В.Кокоуллин, А.Рахматуллина) со ссылкой на газету «Алтайское дело». – В дальнейшем строительство мечети финансировали купцы Низамутдинов, Рамазанов, Сибгатулла Махмутов. Строительство мечети затянулось на два года, и связано было с политическими событиями, происходившими в стране".

 

Все годы, пока решались вопросы строительства мечети, имам-хатыб Гариф Валеев служилединоверцам и государству. В частности его приглашали на церемонию приведения к присяге гласных нового состава городской думы, о чем свидетельствует  распоряжение главы города следующего содержания:

 

«Отцу Ивану Россову,

Настоятелю старообрядческой церкви, мулле Гарифу Валееву,

Прошу Вас пожаловать в четверг 27_го ноября в 6 часов вечера в помещение Городской Управы для приведения к присяге Гласных нового состава Городской Думы.

Городской Голова».

 

В январе 1915 года мулла Гариф Валеев вошел в состав комиссии по отводу кладбища для погибших в первой мировой войне солдат. В состав комиссии были также гласные городской думы Р.М. Копылов, К.А. Поляков, председатель евангелического лютеранского общества Г.Эбель, православные священники Н.Завадовский, М.Безсонов, старообрядческий священник Д.Суворов, раввин Ш.Зельванский. На заседании комиссии было постановлено отвести место «братскому кладбищу» за закрытым погостом на углу улиц Александровской и Карамзина, разбив площадь на участки: для православных размером 241,50 кв.саж., католиков 54, 00 кв. саж., магометан 54 ,00 кв. саж. , иудеев 15,00 кв.саж. ,  лютеран 30 кв.саж., старообрядцев 30,00 кв.саж., язычников 15,00 кв.сажень.

 

За службу Гариф Валеев был награждён медалью царского правительства. Сохранилось фото, где видны следы награды. По словам Ляйли Екштейн, кто-то из родных  во времена репрессии соскоблил медаль с фото, опасаясь преследований.

 

- Моя бабушка Марьям Гарифовна рассказывала, что у Гарифа-муллы был овощной магазин в Новониколаевске, и он по Оби и Иртышу часто ездил в Семипалатинск, где было 12 мечетей до революции, и был приход, который относился к Новониколаевску. - вспоминает правнучка имама. - Если я правильно поняла, Гариф Валеев привозил из Семипалатинска в Новониколаевск фрукты и овощи. В одну из поездок  он взял с собой сына Зарифуллу, который заболел по дороге и умер. Зарифулла похоронили на мусульманском кладбище Семипалатинска. В 1921-м не стало старшей дочери Халимы, она умерла от холеры.

 

Дом имам-хатыба находился рядом с мечетью на ул. Бурлинская. Сюда по пятницам на джума-намазы стекался народ со всех магометанских анклавов города.

 

С падением самодержавия и образованием в 1918 году мусульманского совета рабочих и крестьянских депутатов Гариф Валеев был смещен с должности, но как оказалось ненадолго. Советская власть скорее пала под натиском Колчака и восстания чешских легионеров.  В книге В.Цветкова "Генерал Дитерихс, последний защитник Империи"  сообщается, что 7 сентября 1919 года в мечетях Омска, Иркутска и Новониколаевска мусульманским духовенством был провозглашен газават против большевиков. Автор не располагает сведениями, кто именно возглашал джихад в мечети на Бурлинской, однако известно, что в Сибирской армия генерала Дитерихса, кроме христианских дружин, воевали и мусульманские отряды, называвшиеся дружинами «Зеленого Знамени».

 

В период Колчака мусульмане Новониколаевска предпринимают шаги по получению культурно-национальной автономии, декларированной Национальным управлением мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. В этой связи в мечети Новониколаевске назначается Всесибирский мусульманский съезд.

 

Гариф Валеев был одним из организаторов и уполномоченным данного съезда, прошедшего 17-23 июля 1919 г. О ходе съезда мы можем судить по рапорту начальника Новониколаевской городской милиции в адрес управляющего Томской губернией:

 

«…докладываю Вашему Превосходительству, что съезд представителей мусульманского духовенства Сибири начался не 15, а 17 июля и продолжался до 23 июля в городе Новониколаевске. 15 июля съезд не мог состояться в виду неприбытия к этому времени некоторых представителей. На съезде было 23 представителя от разных губерний и областей. Председателем съезда был избран член Центрального духовного ведомства Ходжатель-Хаким-Махмутов, товарищами его мулла новониколаевского прихода Гариф Валеев, представитель из Петропавловска мухтасиб Сеит Абдулджалилеев и секретарями Боготольский мулла Карим Менликаев и Каменский мулла Закир Алканов.

 

Съезд был организован особой комиссией при духовном ведомстве в городе Петропавловске и на нем обсуждались следующие вопросы:

1. О6 открытии в Сибири духовной школы и постановлено было открыть пять школ в разных местах Сибири.

2. Об организации всесибирского духовного бюро, которое было сорганизовано в г. Новониколаевске, председателем коего избран тот же Валеев.

3. О командировании в духовную комиссию в гор. Омск представителя, куда и был избран Петропавловский мухтасиб Абдулджалилеев, а кандидатом к нему Лафтулла Джаугаров, беженец из Чистополя.

4. Командировать одного почетного муллу по духовенству Сибири для установления порядка в приходах, куда и был избран Боготольский мулла Карим Мен[ли]каев.

5. Об открытии всесибирской типографии для духовенства мусульман, причем было постановлено оборудовать ее при центральном бюро духовенства в г. Новониколаевске.

6. О назначении жалованья мусульманскому духовенству, каковое и было выработано сообразно с местными условиями жизни.

7. О назначении духовенства при войсках на местах, куда и были назначены разные лица через духовное ведомство, находящееся при центральном мусульманском духовенстве в городе Омске и 8. Постановлено просить Всероссийское Временное правительство о признания Главного управления мусульманского национального общества и принять от мусульман двух делегатов от съезда представителей в г. Омске во Всероссийское Временное правительство, куда были избраны вышеупомянутые Валеев и Абдулкаримов.

 

Съезд прошел при мирной обстановке.

 

К этому считаю долгом пояснить, что об этом мусульманском съезде милиция поставлена в известность не была, почему начальник Вокзального участка, узнав о съезде, потребовал от членов предъявления ему документов, дающих право на открытие означенного съезда. Документ был предъявлен, выдан он начальником гарнизона города. Новониколаевска, но только на право открытия съезда 15 июля. А т[ак] к[ак] съезд открылся 17 июля, на что у устроителей документов не было, то в силу 2 п.2 обязательного постановления, изданного уполномоченным Командующего войсками Омского военного округа по охране государственного порядка от 4 апреля с.г., чинами милиции составлен соответствующий протокол на председателя съезда Валеева, который предоставлен мною начальнику гарнизона при надписи от 1 августа за 3590.

Начальник милиции

Секретарь* (ГАТО. Ф.1362. Оп.1. Д.553. Л.1313 об.-14-14 об. Приводится по книге Нам И.В. Книга "Культурно-национальная автономия в истории России. Документальная антология. Том I. Сибирь. 1917 - 1920."

 

По поручению съезда уполномоченные Гариф Валеев и Абдулкаримов обратились в Совет министров Российского правительства с изложением решений съезда, однако правительство Колчака, выступавшее под лозунгом единой и неделимой России, не сделало шаг навстречу мусульманам.

 

После разгрома армии Колчака мусульманская жизнь перестала выходить за рамки религиозной деятельности.  В феврале 1924 г. в мечети на Бурлинской-Фрунзе проходит съезд мусульман Томской, Алтайской и Новониколаевской губерний. Большинством голосов мухтасибом избрается Гариф Валеев. В июне 1927 года съезд Новосибирского мухтасибата продлевает полномочия Валеева.

 

Первый имам исторической мечети вплоть до ухода из жизни в 1935 году занимал пост духовного лидера. В тридцать восьмом Новосибирский облисполком расторг договор об аренде мусульманской общиной мечети, разрешив горсовету использовать здание по своему усмотрению.

 

- Бабушка Марьям говорила, что отца, имама Гарифа Валеева, спасло от репрессий только то, что он не дожил до тридцать седьмого года, - рассказывает Ляйля Екштейн. - Многое пришлось пережить родным от советской власти, были обыски, гонения, допросы...

 

Семья имам-хатыба покинула Сибирь, уехала в Казахстан, когда тучи особенно сгустились над нею. Сын имама Абдулла Гарифович воевал в Великую Отечественную, попал в плен и погиб в лагере Освенциме. Жена муллы Фатыма умерла 7 июля 1966 года в Алма-Ате, где жила последние годы у дочери Сафаны Гарифовны Елемановой (Валеевой).

 

Дочери имама Марьям не стало в 1971 году. Ее похоронили на старом мусульманском кладбище Семипалатинска, где много лет назад хоронили Зарифуллу, ее брата. Семья муллы Гарифа около 40 лет прожила в Семипалатинске.

 

Третья дочь имама Найля Гарифовна жила в Москве, была замужем за военным, ушла из жизни в 1994 году. Младшая дочь, заслуженный врач Сафана  Гарифовна покинула этот мир в 2001 году. Сегодня ее дочь Саида Елеманова - известный этномузыковед в Казахстане, а внучка Сауле знаменитый художник. Потомки муллы Гарифа Валеева продолжают нести добро людям, как и знаменитый праде. 

 

В годы войны в здании мечети в Новосибирске располагался госпиталь, в дальнейшем – поликлиника, клуб пожарных, в последнее время перед передачей мусульманам здание занимал трест "Новосибдорстрой".  В 1994 году администрация Новосибирской области издала распоряжение о передаче мусульманской общине здания исторической мечети по ул. Фрунзе, 1а. В 2010 году МРО «Ихлас» к ее реконструкции.

 

Калиль Кабдулвахитов

 

1. Имам-хатыб Гариф Валеев с царской медалью на груди, которую соскоблили, опасаясь репрессий.

2. Дело о постройке мечети в Новониколаевске.

3. Проект Новониколаевской мечети.

4. Гариф Валеев с супругой Фатымой.

5. Мечеть на ул. Бурлинская в Новониколаевске.

6. Похороны имама Г.Валеева в 1935 г.

 

При подготовке материала использованы фото из личного архива Л.Екштейн и из книги

Кокоулина В.Г., Рахматуллиной А.Р. Новосибирская мусульманская община 1907-2007, архивные источники частично предоставлены краеведом М.Абакировым.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/23516/">ISLAMRF.RU: Мулла Гариф Валеев, имам-хатыб Новониколаевский и Новосибирский</a>