RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Валиулла-хазрат Якупов (1963-2012): жизнь и идеи

05.09.2012 12:48

28 августа в Булгаре президент России Владимир Путин вручил орден Мужества Галине Авентьевой – вдове Валиуллы Якупова. Это произошло на следующий день после 40 дней со смерти хазрата, убитого 19 июля 2012 г.

 

Очень трудно писать о человеке, которого ты знал лично, и жизнь которого оборвалась достаточно рано. Но надо попробовать… Вспоминается   апрель 2008 г. в Дагестане. Мы приехали на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося ученого-богослова и шейха накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов Сайфуллы-кади Башларова». Нас встречает в Махачкале ректор Институт теологии и религиоведения им. Мамма-Дибира аль-Рочи Максуд-хаджи Садиков. Сама конференция совмещает доклады с вручением наград раненым  имамам и родственникам погибших имамов. Потом мы едем в Дербент. На старинном мусульманском кладбище  Валиулла-хазрат позирует, изображает, как пьет накопившуюся дождевую воду с могилы авлия-мусульманских подвижников. Мы все смеемся. И вот уже нет с нами Максуда-хаджи, ни Валиуллы-хазрата. Инна ли-Ллахи ва илайхи раджиун!

 

Винер Якупов и в наши дни оставался связан с рубежом 1980-1990-х гг., теми романтическими временами, когда мы все надеялись, что скоро настанет лучшее будущее. Но достигнут ли адресата «Письма в грядущее» нашего поколения? В дни Рамадана 2012 г. внешне центр Казани был столь же беззаботен, как и до терактов 19 июля, работают заводы, идет на полях страда, но уже все чаще Татарстан называют «Дагестаном на Волге».

 

Валиулла-хазрат застал рубеж 1980-1990-х гг.,  когда татарская столица пробуждалась от многолетнего сна и из провинциального центра вновь превращалась в место, где рождались идеи и институты. В Казани конца 1980-х гг. путь молодых активных людей был примерно одинаков. От комсомольской карьеры  в ряды Союза татарской молодежи «Азатлык», большая часть лидеров которого достаточно быстро покинула пределы новой России, когда стало понятно, что независимость Татарстана недостижима. Винер Якупов участвует в 1-м съезде Всетатарского общественного центра в феврале 1989 г., он возглавил религиозное направление в «Азатлыке», и стал  Винеруллой-хазратом. 29 ноября 1990 года он избирается председателем Молодёжного центра Исламской культуры «Иман». Документы МЦИК «Иман» начала 1990-х гг. весьма радикальны. Так в обращении «К главам государств – участникам Организация исламской конференции» утверждалось: «Ради сохранения своей мусульманской религии наши предки отказывались от богатств, покидали свои родные места, шли на смерть… обращаемся к вам с призывом  всячески поддерживать естественное стремление  нашего государства к независимости и свободе, ибо в условиях сильной духовной и материальной экспансии христианства, только это позволит сохранить в дальнейшем Исламскую веру у нашего народа.

 

Мы призываем вас признать  нашу независимость и принять решение о приеме Татарстана в Организацию исламской конференции». Нынешний ректор Российского исламского университета в Казани Р. Мухаметшин делает вывод: «В документах МЦИК «Иман» красной нитью проходит идея необходимости провозглашения Татарстана независимым государством».

 

20 лет назад в Татарстане твердо верили в служебную функцию религии ислам и имамов в руках национального движения и истеблишмента республики. Молодой  хазрат был тогда одним из первых (если вообще не первый в Казани), кто понял, что роль ислама  будет расти постоянно. В 1991 году В.М. Якупов создал и возглавил старейшее в России мусульманское издательство «Иман», которое выпустило свыше 1000 наименований книг исламской направленности – богословские труды, популяризаторскую и историческую литературу. Качество изданий было не слишком высоким, авторам перепечатываемых трудов не выплачивались гонорары, но никто и не думал возмущаться.  Дешевые по цене книги «Имана» разошлись по всей России от Калининграда до Владивостока. Простой народ изголодался по религиозным знаниям, а в эпоху развала научных институций  возможность напечататься в издательстве «Иман» была чуть не единственным выходом.

 

6 ноября 1992 г. В.Якупов был избран имам-хатыбом Апанаевской мечети г.Казани. По иронии судьбы именно в этот денно Верховный Совет Татарстана принимает Конституцию республики, почти не отличающуюся от конституции независимого государства. С 1993 года по ноябрь 1996 года В.Якупов – ректор Казанского высшего Мусульманского медресе «Мухаммадия».

 

Именно на рубеже тысячелетий с упадком татарского национального движения резко возросла роль Духовного управления мусульман Татарстана и лично В.Якупова. Тогда были задвинуты в тень появившиеся на перестроечной волне Габдулла Галиулла (муфтий самостоятельного ДУМ РТ) и Фарид Салман (муфтий ДУМ Татарстана (ДУМ Т) в составе ЦДУМР (Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ)). Как и при организации 1-го съезда Всетатарского общественного центра в феврале 1989 г., власти республики не остались в стороне. На встрече президента РФ В.В. Путина и президента РТ М.Ш. Шаймиева с представителями Третьего съезда Всемирного конгресса татар 30 августа 2002 г. М.Шаймиев заявил: «Когда у нас пошел раскол внутри республики, несколько муфтиятов в Татарстане появилось несколько лет тому назад…  Тогда мы действительно собрали у меня всех и договорились: давай мы проведем объединительный съезд. Провели очень хорошо, и избрали Гусман-хазрата»… Так на Объединительном съезде мусульманского духовенства РТ  в 1998 г. был избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман РТ Г.Исхаков, занимавший это пост вплоть до начала 2011г.  На съезде мусульман Татарстана в 1998г. покойный Валиулла-хазрат был одним из основных игроков.

 

Именно тогда на съезде 1998 г. В.Якупов стал первым заместителя муфтия, председателем вакуфов ДУМ РТ. Он сыграл ключевую роль в ликвидации ДУМ Татарстана в составе ЦДУМР (Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ). Так окончательная процедура образования ДУМ РТ состоялась на Пленуме ДУМ РТ 18 марта 1998 г., где был утверждён соответствующий передаточный акт и подписан от ДУМ Т  - заместителем муфтия В.Якуповым, от ДУМ РТ – первым заместителем муфтия Г.Исхаковым, а от новообразованного ДУМ РТ  - им же, но уже муфтием Г.Исхаковым. 

 

Таким образом, ДУМ РТ, созданный по инициативе лидеров национального движения, превратился в тесного партнера режима РТ. Руководство ДУМ при Г.Исхакове всегда выступает в поддержку руководства РТ, лично президента М.Шаймиева. Например, в обращении ДУМ РТ после закрытия медресе «Йолдыз» (осень 1999 г.) утверждается, что некоторые центральные масс-медиа выполняют заказ по очернению «умной и достойной политики руководства» РТ путем обвинений в ваххабизме. Утверждается, что участие шакирдов «Йолдыз»  во взрывах не обоснованно (впрочем это утверждалось до кукморского взрыва в декабре 1999г.)

 

В 2000-е гг. Валиулла-хазрат неоднократно давал оценку направлениям татарской религиозной мысли, особенно джадидизму и кадимизму начала прошлого века. На выступлении на конференции «Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве», прошедшей в Казани 1-2 апреля 2004г. он дал высокую оценку джадидизму, подчеркнув, что четыре муфтия Г.Баруди, Р.Фахретдин, Г.Расули, Ш.Хиялетдинов, поочередно возглавлявшие ЦДУМ-ДУМЕС  в 1917-1974 гг. были джадидами. При этом: «Линия джадидизма полностью победила. Джадидский ислам сложился…  Татары ныне придерживаются реформированного нашими предками ислама, то есть его джадидского варианта».

 

Практически одновременно в 2004 г. В.Якупов весьма негативно оценивает джадидизм в работе «Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность». Здесь он использует «восковой нос авторитета», своеобразно интерпретируя А.В Малашенко, который  «обращает внимание на то, что именно «ваххабитское движение косвенно становилось побудительным толчком для реформаторства». Он также замечает, что «исламские радикалы нашего времени зачастую причисляют себя к реформаторам». Сам В.Якупов утверждает: «для серьезных исследователей не является секретом прямая идеологическая связь между исламскими террористами и прикрывающими их реформаторами (джадидистами), которые по сути выступают как их интеллектуальное прикрытие. Здесь очевидно разделение труда – руками джадидов ставится задача уничтожения традиционных толерантных мазхабов и на исламском поле остается только радикальный ваххабизм». Если учесть, что Г.Баруди, Р.Фахретдин, Г.Расули были весьма ортодоксальными улемами-ханафитами, то тезис В.Якупова противоречит ему самому и не обоснован.

 

Чуть ранее в работе «Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность» В.Якупов объясняет, кто виноват: «речь идет о мазхабическом Исламе, применительно к Татарстану – это Ислам мазхаба Абу Ханифы. Вот именно этому Исламу и объявлена война со стороны радикалов и экстремистов, причем эта борьба все более обретает черты идеологического наступления. Весьма опасным для Татарстана является то, что борьбу с мазхабом ведут многие высокопоставленные чиновники и светские ученые, ставящие задачу реформации Ислама. Что же является реальной причиной таких планов»?

 

Откуда же и как пришел ханафитский мазхаб к татарам? В.Якупов утверждает: «татары также могут и должны гордиться сохранением ханафизма в наиболее чистом виде без всяких изменений (реформ), то есть заслуга татар в том, что они смогли донести до современности чистый пророческий ислам, не искаженный ересями позднейших времен, XVIII и более поздних веков. Татары, получив ислам от сахабов Пророка (с.), так и хранят его как аманат». Но асхабы не приходили в Булгар и жили раньше, чем Абу Ханифа.

Вновь продолжается критика христианства: «Специфика христианской теологии средневековья с ее нигилистическим отношением к рациональному научному знанию во многом дискредитировала все мировые религии, так как по аналогии считается, что и Ислам также был против науки, хотя это абсолютно не так». 

 

Зачем необходимо соблюдение традиции мазхаба: «Главной задачей мазхабического Ислама является подлинное понимание смыслов Божественного и пророческого текстов… Необходимо сохранение цивилизационного ядра нашей культурной традиции, дальнейшая передача его из поколения в поколение. Ведь это и есть главное содержание, сущность развития человечества. Мазхаб – наша главная духовная ценность… Мы же должны сосредоточить усилия, чтобы сберечь эту ценность, обогатить и сохранить ее для потомков». Здесь видно стремление сохранить национальные традиции в исламе. Но в чем они?

 

С одной стороны, Валиулла-хазрат высоко оценивал прошлое татар:

 «Достаточно поставить несколько вопросов:

 

Почему грамотность татар в разы была выше в условиях царской России по сравнению с другими мусульманскими народами?

 

Почему роль женщины-татарки, грамотной, не носящей чадры-паранджи, была всегда несравнимо более статусной по сравнению с положением женщины у других мусульманских народов?

 

Мусульмане других национальностей, в случае попадания в положение меньшинства или диаспоры обычно исчезали, лишались Ислама, а татары даже будучи в рассеянии сохраняли религию (в Польше и Литве в течение веков, будучи в ничтожном меньшинстве) и т.д.

 

Многовековая выборность мусульманского духовенства, традиции коллективного самоуправления махаллей выглядят диссонансом автаркическому строю общественной жизни у других мусульманских народов».

 

Но уже в прошлом он видел стремление татар  быть слишком озабоченными проблемами других народов: «У татар – проблема с патриотизмом, верой в будущее своего народа. Как с горечью называл это явление Г.Исхакый: «Умече», то есть участник субботников,– бесплатно, беззаветно работающий на других, в то время как свой народ остается в не лучшем положении. Поэтому пришло время сменить эту парадигму. Нужно культивирование татарского и поиск подлинных патриотов и гордость ими…

А ведь у них инонациональных святых поболее, чем у нас, так как христианство на много веков «старше».

 

Даже в каждой мусульманской стране также предпочитают своих подвижников. Почему только татары должны быть заняты чужими героями?»

 

Весьма критично покойный оценивал и влияние российского государства на татар. В «Татарском «богоискательстве» и пророческом Исламе» один из разделов называется: «ПРИЧИНА КРИЗИСА ТАТАРСКОГО ОБЩЕСТВА – КОЛОНИАЛЬНОЕ УЩЕМЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ». Далее тезис расшифровывается: «Татары были крайне ограничены в возможностях изменения их места в структуре общества… Это и вызвало кризис и озлобление на всю татарскую образовательную систему. Здесь нет внутриконфессионального конфликта аля джадидизм-кадимизм, есть возмущение молодежи своим колониальным статусом… Известно, что институты образования во всех обществах являются средствами вертикальной социальной циркуляции.

 

Школа-колледж-институт-университет: это по сути остановки «социального лифта» для продвижения наверх. В Англии Ричард II выпустил декрет: «Ни один крепостной не должен отправлять своих детей в школу, чтобы не дать возможность их детям продвигаться в жизни».

 

Так и было в царской России – татарам не давали возможности продвигаться в жизни из-за фактической запретности для них светской школы… К началу ХХ века эта ситуация привела к кризису – протесту татар против царистских порядков, а не против традиционной религии. Татары были бесконечно благодарны муллам за то, что те дали возможность получить хотя бы конфессиональное образование, когда у других народов России не было даже этого.

 

Сегодня некоторые чиновники, выслуживаясь перед РФ, стремятся лакировать наше колониальное прошлое… В условиях глобализации угроза утери идентичности, ее размывания становится только явственней. В этой связи актуальность методов самосохранения, консервации национальных особенностей, в том числе посредством «своей» традиционной религии, будет только возрастать». На самом деле в отношении российского государства и татарского общества тогда и теперь момент сотрудничества обычно бывал более значительным, чем момент конфронтации.    

 

В целях достижения успехов на будущее В.Якупов пытался ставить вопрос, в чем «этноментальные преимущества татар». Он отвечал: «их характеризует высокая степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, достаточно высокая скорость мыслительной деятельности. Конечно, такой интеллектуальный фон привел к пристрастию к общим мировоззренческим проблемам – развитости у татар наук акыды и калама…

 

Очень важно сердечное личное восприятие Божественного, поэтому у татар так популярны именно «дуа» – личные апелляции к Всевышнему, из-за этого сложилась своеобразная обрядовая система, не противоречащая шариату ,– частые коранические меджлисы – способ стяжания благодати через крылья ангелов и опять-таки прямой апелляции к Самому Всевышнему. Все это в комплексе и характеризует веру татар – ее теплоту, сердечность, коллективизм, осмысленность и всегда напряжение разума – меджлисы эти в то же время и вопросы-ответы, по сути интеллектуальное обсуждение тонкостей праведной веры».

 

В «Татарском «богоискательство» и пророческом Исламе». В.Якупов противопоставляет Г.Курсави и Ш.Марджани. Здесь видно влияние М. Кемпера, но вряд ли это мнение верно, как мы уже указывали выше. В.Якупов утверждает, что «после Курсави…  классический мазхабический Ислам, исламская традиция вернулась и торжествовала победу».

 

За год до смерти Валиулла-хазрат высоко оценил опыт свой нации: «Если воспитывать детей с опорой на наш тысячелетний опыт воспитания татарской ментальности, на нём строить воспитание, то и такие деструктивные проявления будут минимальными! Ведь преступные проявления сегодня, к сожалению, могут иметь и религиозную окраску». К сожалению, прогноз оказался верным.

 

Покойный в течении 20 лет занимал посты в исламском истеблишменте Татарстана. В. Якупов с 1998г.   по 2008 гг. – оставался первым заместителем председателя ДУМ РТ, председателем вакуфов. Он утратил свой пост в  апреле 2008 г. на пленуме ДУМ РТ в связи со своим призывом сжигать «неправильную», то есть входящую в Федеральный список запрещенных материалов исламскую литературу. Тем не менее, вплоть до 5-го съезда ДУМ РТ 2011 г.  В. Якупов был заместителем председателя ДУМ РТ по связям с госорганами. Только в 2011 г. с приходом И.Файзова на пост муфтия РТ В.Якупов становится просто начальником отдела образования ДУМ РТ. Все 13 лет нахождения Г.Исхакова на посту муфтия ДУМ РТ В.Якупов был ближайшим к нему человеком.   

 

Покойный, по общему признанию, был генератором идей в ДУМ РТ. Если учесть, что муфтий Г.Исхаков предпочитал решать процессы кулуарным путем, то на всяческих мероприятиях, где шли дискуссии, мы чаще видели Валиуллу-хазрата. В последние месяцы за Валиуллой-хазратом отмечали его желание отказаться от навешивания  ярлыков (включая ваххабизм), примирить  сторонников идей кадимизма и джадидизма и особенно стремление объяснить верующим и особенно молодежи основы исламских традиций у татар. Он начал видеть корни проблем уммы не только в сторонниках ваххабитов и хизб ут-тахрир,  но и в лидерах ДУМов. Последней его концептуальной статьей  стала «К вопросу лидерства в мусульманском сообществе (встречая 20-летие раскола ДУМЕС»). Вспоминая дни молодости Валиулла-хазрат, указывает: «Формально у мусульманского духовенства был реальный шанс стать общепризнанным лидером мусульманского сообщества. В 1989–91 гг. авторитет духовенства был исключительно высок. Если бы официальное духовенство стало выдвигать адекватные идеи и возглавило бы дело возрождения, то лидерство сохранилось бы за ним… Иллюзия единоличного лидерства была, видимо, слишком соблазнительной, за что пришлось вскоре дорого заплатить – возникли кризисы раскола внутри духовенства, конца которым пока не видно».

 

Впрочем, Валиулла-хазрат ставит конкретную цель:  «Если смотреть на будущее, то ясно одно – мусульманское духовенство должно осознать себя в качестве самостоятельной, уже сложившейся прослойки, духовенству пора выступить в качестве отдельного актора, у которого есть свои интересы».  В настоящем оно скорее склонно «сервильно обслуживать чьи-то интересы». Действительно только единство корпорации улемов и имамов, обладающей административным и материальными ресурсами, опирающейся на поддержку уммы, способно вывести российских мусульман из сегодняшнего кризиса. Однако лучшие и наиболее профессиональные вырываются из наших рядов путем грубого насилия. Тем не менее, пока мы живы, нам необходимо понять, что только своими усилиями мы сможем    построить лучшее будущее для себя и наших детей. Валиулле-хазрату уже не удастся увидеть это лучшее будущее, будем надеяться, что это удастся ли нам. Покойный останется в нашей памяти, как человек, который сделал многое и стремился сделать еще большее. Инна-лиЛлахи и илайхи раджиун! 

 

Мухетдинов Д.В.

Журнал «Минарет»



Цит. по, Мухаметшин Р. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни Татарстана).-Казань, 2003.-С.128. 

Материалы III съезда Всемирного конгресса татар. - Казань, 2002.-С.593.

См. Якупов В. «Устав»ная литература Духовных управлений мусульман Татарстана – важный источник в изучении новейшей истории мусульманского сообщества Татарстана. Казань, 2006.

Духовное управление мусульман Татарстана.–Документальные материалы. №2. О деятельности руководства   Духовного управления мусульман Татарстана в период с 14.02.1999 по 14.02.2000. Казань, 2000.-с. 29.

Якупов В. Роль традиционного Ислама в религиозном возрождении // Казанский федералист. № 1 (13). Зима. 2005. Спец. Выпуск. Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве. С. 39.

Якупов В.М Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность. – Казань: Иман, 2004. цит. по: http://www.imancentre.ru/hanafia.htm

Якупов В.М Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность. – Казань: Иман, 2004. цит. по: http://www.imancentre.ru/hanafia.htm

Г. Исхаки(1878-1954)  - классик татарской литературы

Якупов В. М. Татарское «богоискательство» и пророческий Ислам. – Казань: Иман, 2003. Цит. по: http://www.imancentre.ru/tatar.htm

Якупов В. М. Татарское «богоискательство» и пророческий Ислам. – Казань: Иман, 2003. Цит. по: http://www.imancentre.ru/tatar.htm

Валиулла Якупов: «Государство нам не отказывает, оно ждёт…»

 13 июня 2011. См. http://www.islam.ru/content/analitics/1797

Ирина Бегимбетова, Любовь Шебалова. Цена сравнения. Коммерсантъ - Волга-Урал. Казань. 18.04.2008

ДУМЕС – название ЦДУМ в 1948-1992 гг

Якупов В. К вопросу лидерства в мусульманском сообществе. (встречая 20-летие раскола ДУМЕС»). http://muslem.ru/к-вопросу-лидерства-в-мусульманском-с/

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/23785/">ISLAMRF.RU: Валиулла-хазрат Якупов (1963-2012): жизнь и идеи</a>