RSS | PDA | Архив   Пятница 24 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Свидетели истории ислама в России

18.04.2014 10:12

Старейшины татарской мусульманской общины Москвы Ильсияр Шамсутдинова и Амния Байбурова награждены медалью ДУМЕР «За духовное единение».

Научная деятельность и сохранение исторической памяти об истории ислама в России входили в число приоритетных направлений деятельности Духовного управления мусульман Европейской части России, уже начиная с 1994 года – с года основания этой крупнейшей мусульманской религиозной структуры России. Исторически закономерным стало основание ДУМЕР вокруг ключевого ядра российской уммы – Московской Соборной мечети, в течение долгих десятилетий выполнявшей функции центра религиозной жизни для мусульман центральной России. Символично, что в этом году 20-летие ДУМЕР совпадает с 110-летием Московской Соборной мечети.

В преддверии юбилейных дат решением муфтия Равиля Гайнутдина медалью Духовного управления мусульман Европейской части России «За духовное единение» были награждены старейшие представители московской мусульманской общины Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова и Амния Азизовна Байбурова, благодаря воспоминаниям, которых стали известны многие страницы истории ислама в России. Мемуаристы, свидетели и участники важных событий московской мусульманской общины XX века активно передают свои знания историкам и публицистам, их воспоминания становятся источником для исследований, и активно вводятся в научный оборот.

Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова – дочь последнего имам-хатыба Московской Исторической мечети до ее закрытия в 1930-е годы – Абдуллы Хасановича Шамсутдинова.

Ильсияр-апа родилась 6 февраля 1920 года в деревне Терси (тат. Тирс?) Вятской губернии (ныне Агрызского района Республики Татарстан), где ее семья недолго находилась во время Гражданской войны.

В 2014 году ей исполнилось 94 года.

С раннего детства Ильсияр Шамсутдинова живет в Москве. Ее детство прошло на Большой Татарской улице в Замоскворечье, где при мечети жила семья имама Абдуллы Шамсутдинова. Квартира имама располагалась в сохранившемся до наших дней здании-флигеле 1913 года постройки, воздвигнутом во дворе мечети на средства купца и мецената Садыка Салиховича Ерзина (1858-1936) для мектеба.

Абдулла Хасанович Шамсутдинов родился в 1878 году в Касимове Рязанской губернии в семьи ведущего мугаллима Кастровского медресе Хасана Шамсутдинова. Окончив медресе, он стал имамом татарской мечети в городе Кульджа (Восточный Туркестан, ныне территория Китая), где существовала значительная и богатая татарская община. С 1908 года Абдулла Шамсутдинов являлся вторым имамом в мечети в Замоскворечье, женился на дочери имам-хатыба, ахуна Хайретдина Агеева – Магире. После смерти в 1913 году Хайретдин-хазрата Агеева Абдулла Шамсутдинов становится имам-хатыбом и будет возглавлять религиозную жизнь до 1936 года.

В 1920-е гг. мектеб еще периодически функционировал, в его здании располагались квартиры. В частности, здесь жили Сара Садыкова (1906-1986) – будущий известный татарский композитор и ее муж – режиссер Газиз Айдарский (1898-1933). Молодые строители новой татарской культуры близко дружили с семьей имама. В памяти Ильсияр Шамсутдиновой навсегда остался образ легендарной Сары Садыковой.

Близкой семье имама была и семья Кармышевых. С этой семьей Абдулла-хазрат Шамсутдинов был близко знаком много лет еще по Кульдже, дружба продолжилась и в СССР. Ильсияр Шамсутдинова познакомилась с младшей представительницей этой семьи Балкис Халиловной Кармышевой (1916-2000) – впоследствии видным тюркологом-этнографом, доктором исторических наук, одним из крупнейших исследователей истории и этнографии Средней Азии. Стоит отметить, что в 2004 году в Москве были

опубликованы чрезвычайно интересные мемуары матери Б.Х. Кармышевой – Фатимы Кармышевой «К истории татарской интеллигенции. 1890-1930-е годы», ценнейший источник по истории татарских общин Туркестана.

Таков был круг семьи имама Абдуллы Шамсутдинова в Москве 1920-х годов.

В целом, имя имама А. Шамсутдинова было хорошо известно мусульманам России, поскольку на протяжении многих лет он руководил религиозной жизнью одной из самых известных мечетей страны. Среди его знакомых – муфтии Галимжан Баруди и Риза Фахретдин, имам Кашшаф Тарджемани. Выдающейся мыслитель Муса Бигеев в середине 1920-х гг. по приглашению Абдуллы Шамсутдинова преподавал в мектебе на Большой Татарской улице.

Ильсияр-апа в 1920-е гг. училась религиозным знаниям в Москве у своего отца Абдуллы Шамсутдинова, и у тети – Мафтухи Агеевой, а позднее поступила в татарскую советскую школу имени Н. Нариманова, расположенную в Доме Асадуллаева (Малый Татарский переулок, дом 8). В годы учебы в школе ее преследовали в связи с принадлежностью к семье имама.

В 1936 году «по делу Тарджемани» [фальсифицированное «дело о заговоре руководителей ЦДУМ» – Ред.] в ходе разгрома мусульманских религиозных структур был репрессирован Абдулла-хазрат. В 1937 году он был расстрелян. Ильсияр-апа вспоминает, что после ареста отца поступило требование передать текст перевода Корана на татарский язык, над которым работал Абдулла-хазрат. Этот уникальный труд бесследно исчез. Были конфискованы и книги из библиотеки Хайретдина Агеева, коллекция шамаилей, собранная Абдуллой-хазратом.

Позднее была арестована и погибла в 1942 году в лагере «Потьма» Мордовской АССР ее мать – Магира Хайретдиновна Шамсутдинова. Чрезвычайно редким случаем для трагической истории эпохи репрессий стало разрешение посетить мать в заключении. Ильсияр-апа вспоминает, как встретилась с больной матерью-инвалидом, находившейся в трудовом лагере, незадолго до ее смерти…

В годы Великой Отечественной войны Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова работала в Москве, большую часть своей профессиональной жизни она была воспитателем в детском саду. После закрытия родной мечети являлась прихожанкой Московской Соборной мечети.

В 1990-е-2000-е годы она дала многочисленные интервью исследователям и публицистам. Во многом благодаря воспоминаниям Ильсияр Абдулловны были изучены многие страницы истории мусульманской общины Москвы, в том числе биографии имамов Рафека и Хайретдина Агеевых, Абдуллы Шамсутдинова; положение мечети в Замоскворечье в 1930-е годы; история татарской школы в Доме Асадуллаева в 1920-е-30-е годы; похоронно-поминальная обрядность на Даниловском мусульманском кладбище в советское время.

Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова предоставила исследователям возможность знакомства и изучения ее уникального семейного фотоархива, сохраненного в годы репрессий. Так было обнаружено фото, на котором запечатлены татарские участники Мекканского конгресса 1926 года, татарские купеческие снимки.

Наряду с Раузой Ахмедовной Кастровой (1911-2012) Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова принадлежит к числу ведущих свидетелей истории мусульманской общины Москвы XX века.

Амния Азизовна Байбурова – свидетель истории мусульманской общины Касимова и Москвы советского времени. 29 января 2014 года ей исполнилось 90 лет.

Амния Азизовна родилась 29 января 1924 года в городе Касимове Рязанской области. Она принадлежит к известной касимовской купеческой династии Ишимбаевых.

С детства Амния Азизовна проживала в Москве на Большой Татарской улице. С началом Великой Отечественной войны находилась на трудовом фронте. В ходе Московской битвы (1941-42 гг.) участвовала в обороне Москвы, в последующие годы

войны работала на заводе. В послевоенный период работала на различных экономических должностях. Посещала Московскую Соборную мечеть.

В 1990-е-2000-е годы в ходе встреч с исследователями Амния Азизовна представила многочисленные свидетельства по истории мусульманской общины Касимова первой трети XX века (генеалогические связи татарских семей, исторически связанных с городом Касимов Рязанской губернии; биографии имамов и меценатов); существованию татарской религиозной жизни в Замоскворечье в годы репрессий и Великой Отечественной войны; истории Дома Асадуллаева в предвоенный период.

Ильсияр Шамсутдинова и Амния Байбурова, пройдя наполненную испытаниями жизнь в XX веке, сохранили верность своей религии, сберегли ценные свидетельства прошлого мусульманской жизни в России.

 

 

Марат Сафаров, кандидат педагогических наук

Газета "Ислам минбэре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/32030/">ISLAMRF.RU: Свидетели истории ислама в России</a>