RSS | PDA | Архив   Пятница 24 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мусульмане Великой Отечественной: от Бреста до Рейхстага

20.05.2014 16:32

Вот уже почти семьдесят лет отделяют нас от окончания самой страшной войны в истории человечества. Самой страшной и кровопролитной.  И вот уже самые разные мнения возникают по поводу той войны. Кто-то марширует со свастикой на рукавах, и это люди, родившиеся в стране, которая победила эту самую свастику. Кто-то же, напротив,  огульно обвиняет целые народы и этнические группы в поголовном сотрудничестве с оккупантами.  Возникает  тенденция приписывать победу в войне лишь определенным народам – тенденция странная и страшная, сродни той самой маршировке со свастикой по своей идеологии, и намного ее превосходящая по своей разрушительной силе. Потому что подобный пересмотр способен разорвать нашу страну, подобно тому, как разорвало сейчас Украину. 

 

Наиболее часто попытки оторвать те или иные народы, этнические или конфессиональные группы от участия в общей победе предпринимаются в отношении мусульман. Мы сейчас не будем разбирать причины, отчего и почему, давайте просто напомним правду о том, как воевали советские мусульмане в годы Великой Отечественной войны. Причем этот наш анализ отнюдь не ставит целью умалить другие части нашего общества, а лишь подчеркнуть его единство в моменты опасности.

 

Как оценить героизм в годы войны? Можно привести число Героев Советского Союза, число награжденных орденами и медалями …  Но в их число ведь практически не попадут бойцы Второй ударной армии – в составе которой воевала Татаро-башкирская дивизия, направленной разблокировать Ленинград, но преданные своим командиром Власовым и бесславно погибшие в  Тихвинских болотах. Надо учитывать число простых окопных солдат и офицеров, на чьи плечи легла основная тяжесть войны, но большинство из которых награждены не были. Были и политические факторы. Но даже по количеству Героев Советского Союза татары находились на втором месте из народов России.

 

Хотя 22 июня 1941 года война началась сразу по всей границе от Белого до Черного моря, самым ярким примером сопротивления наших войск стала Брестская крепость. Почему именно она стала символом  мужества и стойкости  советского солдата? Наверное, потому, что ее организованная оборона продолжалась до конца июля 1941 года, а выстрелы последних защитников раздавались даже в августе. И среди ее защитников было немало мусульман, например,  200 чеченцев и ингушей. Символично, что последний защитник Брестской крепости был ингушом.

 

В силу ряда различных обстоятельств  Рабоче-крестьянская Красная армия, вопреки  политическим установкам «бить врага на его территории», откатилась почти до самой Москвы. И здесь роль мусульман в армии заметно выросла, в том числе потому, что призыв осуществлялся с более восточных территорий страны.  Скажут – какие они мусульмане, обычные советские люди, разве что фамилии несколько отличались. Но есть простые истории, говорящие об обратном.  Например, среди московского ополчения на подступах к Москве было два деда моей жены, и оба они рассказывали, что намаз читали даже в окопах, потому что соблюдали религиозные нормы и до войны и тем более после нее.

 

На южном направлении обороны Москвы, в Тульской области воевало очень много солдат из Казахстана и Средней Азии. Археологи из военно-мемориального комплекса «Куликово поле»,  много лет занимающиеся и военными захоронениями ВОВ, рассказывали, что однажды им принесли металлическую пластинку с надписью на арабском языке, найденную близ города Белева. Они сначала подумали, что наконец-то обнаружено место знаменитой Белевской битвы 1437 года, но пластинка-тумар оказалась находкой с мест боев гораздо более позднего периода. И как говорят специалисты, много лет восстанавливающие военную историю, таких находок было немало.

 

Вообще, в годы испытаний вера людей растет, и это касается не только мусульман. Недаром Сталин пошел на восстановление религиозных институтов православных и мусульманских. Последнее произошло после обращения к нему Габдрахмана Расулева, выступившего на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году, где сын Зайнуллы-ишана  объявил джихад  германскому фашизму и произнес очень эмоциональную речь, призвав мусульман СССР сражаться в рядах Красной армии: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада: «Любовь к Родине – это часть твоей веры».  По инициативе Габдрахман-хазрата среди мусульман  собирались деньги на нужды армии, на собранные средства была  снаряжена танковая колонна.

 

В той войне были разные эпизоды, в том числе, когда специально подготовленным горно-стрелковым частям противостояли новобранцы. Именно так произошло при попытке немецких войск прорваться через Марухский перевал в Абхазии. Отборным частям вермахта, набранным из альпинистов и тирольских горцев, противостояли наши горцы, набранные в Дагестане и  Азербайджане, при этом они смогли устоять и не дали прорваться к бакинским нефтепромыслам. Живым очевидцем и участником тех событий стал впоследствии ставший знаменитым военным историком полковник Хаджимурат Ибрагимейли. Он «воспользовался служебным положением» своего отца-военкома, чтобы в 17 лет пойти служить в армию.

 

Советское военное командование уделяло немало внимания этническому фактору, например, на многих фронтах издавались газеты на языках различных народов СССР, в том числе и мусульманских, в частях велась активная агитационная работа. Так, газеты на татарском выходили во всех фронтах, ведших оборону Ленинграда. А работавший в одой из таких газет татарский поэт Муса Джалиль стал одним из символов стойкости всего народа. Раненым попав в плен, он занимался агитацией среди военнопленных татар и башкир. Из них было сформировано два батальона СС  «Идель-Урал», один из которых при первой же возможности  в полном составе перешел на сторону партизан (немецких офицеров «упаковали» и передали в СМЕРШ). Второй был обратно отправлен в концлагеря, немецкой контрразведкой было начато расследование, и Муса Джалиль был раскрыт, отправлен в тюрьму и после казнен.  Нам всем известен его подвиг, но за памятником Мусе Джалилю стоят сотни теней тех, кто готов был, как и он, получить оружие из рук врага только лишь для того, чтобы вернуться на войну с ним. Их героизм и самоотверженность намного превосходят тех, кто просто воюет на войне.

 

Не менее трагична судьба тех представителей репрессированных народов, которые сражались на этой войне.  А ведь только Героев Советского Союза среди них насчитывалось немало. Известно девять Героев Советского Союза – чеченцев и шесть – крымских татар. Самым известным из крымских татар является дважды Герой летчик-ас Амет-хан Султан, лично сбивший 30 самолетов противника и  еще 19 – совместно с другими экипажами. Самым известным чеченцем из героев войны стал Мовлади Висаитов, командир Чечено-Ингушского кавалерийского полка  (сформированного из добровольцев), который первым соединился с американцами на Эльбе. Про встречу на Эльбе, вошедшую в поговорку, мы все знаем, но про то, кто там с нашей стороны командовал, почему-то забыли.

 

Мусульманская составляющая в истории Великой Отечественной войны должным образом не изучена и не все желают мириться с очевидными фактами. Показателем этого, к примеру, является история с одним из самых знаменитых защитников Родины татаро-башкирского происхождения Шакирьяна Мухамедьянова, которого россияне знают исключительно под именем Александра Матросова.

 

Но мы не собираемся делить даже знамя над Рейхстагом. Известно, что кроме группы Егорова и Кантарии (в ней незаслуженно забыт их командир младший лейтенант Берест),  было еще несколько групп, установивших знамена над Рейхстагом. В одной из них был татарин из Башкортостана Гази Загитов, в другой – кумык из Хасавюрта Абдульхаким Исмаилов, в третьей – казах Кашкарбаев, и каждый народ гордится своим героем, внесшим свой вклад в общий подвиг.

 

И дело их будет жить, пока мы будем гордиться тем, что они сделали, будем помнить их имена и чтить их подвиги. Мы помним всех, мы гордимся всеми!

 

Ахмад Макаров

Газета "Ислам минбэре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/32424/">ISLAMRF.RU: Мусульмане Великой Отечественной: от Бреста до Рейхстага </a>