RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Первая мировая война и российские мусульмане: рождение нового мира

18.09.2014 16:27

В этом году большинство государств мира будет вспоминать трагический юбилей в своей истории: начало Первой мировой войны. Она действительно радикально изменила судьбы очень многих народов и государств. Среди ее важнейших последствий был переход от мира империй к эпохе национальных государств преимущественно республиканского типа, выход на арену пролетариата как активного участника политического процесса и целый ряд революций, начиная от Февральской и Октябрьской революций 1917г.

 

В данной статье мы остановимся больше на судьбах мусульманских народов и государств, где они жили, а в статье в следующем номере — на подвигах конкретных героев из числа российских мусульман. Основное внимание мы уделим мусульманам Европейской России и Сибири, прежде всего татарам, так как примерно полумиллиону из них пришлось стать солдатами.  Мусульмане других регионов империи не подлежали призыву в армию.

 

Первая мировая война привела к падению четырех империй: Российской, Османской, Германской и Австро-Венгерской. Только во второй из них мусульмане составляли большинство, но конфликты между турками и арабами во многом похоронили султанский и халифский режим в Стамбуле и создали современную карту Ближнего Востока. Нестабильность этих новых государств мы видим сегодня в дни «арабской весны», когда несколько раз менялся режим в Каире, а Сирию и Ирак охватила гражданская война, которая ведется под лозунгом воссоздания халифата. Сегодняшний вооруженный конфликт в Донбассе также во многом является следствием австро-венгерского проекта по созданию украинского государства и его армии, чьим идеологическим центром тогда и теперь является Галиция. Новые государства действительно во многом создавались в армейских бараках и доказывали свое  право на существование огнем и мечом. Правда пик этнических чисток и террора придется уже на годы Второй мировой войны, но их идеологи приходили к своим выводам через окопы Первой мировой как Гитлер, Муссолини и ряд менее известных политиков.

 

Какова же была позиция российских мусульман и их отношение к сторонам конфликта накануне и в годы Первой мировой? Для этого нужно обратиться, прежде всего, к публицистике их лидеров, которые до начала войны весьма часто путешествовали по странам Старого света.  На рубеже веков государства континентальной Европы посещает Фатих Карими — один из ближайших соратников Исмаила Гаспринского, а в 1906-1917гг. — бессменный редактор оренбургской газеты «Вакыт», которая была наиболее авторитетным изданием среди российских мусульман по вопросам внешней политики. В своей книге «Европа саяхатнамесе» («Путешествие в Европу») он наиболее высоко оценивает политический строй Французской Третьей республики. Для либерала Ф. Карими крайне важны гарантии свободы участия в политическом процессе, свободы слова, совести, собственности, отделение церкви  от государства. Французская Третья республика не допустила воссоздание империи наполеоновского типа и социальную революцию в лице Парижской Коммуны 1871г. Режимы центральноевропейских империй: Германской и Австро-Венгерской Ф. Карими оценивает намного ниже. В 1909 г. в составе делегации III Российской Гос. Думы Великобританию посещает казанец Садри Максуди. В книге «Англияге саяхат» («Путешествие в Англию») С. Максуди высоко оценивает не только внутреннюю политику королевства, но и британский протекторат над Египтом. Модернизаторские идеи  великого улема, муфтия Египта и ректора университета «аль-Азхар» Мухаммада Абдо, активно сотрудничавшего с британцами,  нашли поддержку у двух весьма разных, но одинаково выдающихся татарских улемов Ризы Фахретдина и Мусы Биги.

 

Для большинства российских мусульман крайне важной была оценка ситуации в Османской империи. Ведь здесь находился центр султаната и халифата Стамбул, крупнейшие центры мусульманского богословия, включая Каир, и прежде всего священные города Ислама – Мекка и Медина. После младотурецкой революции 1908 г. даже лидеры российских либералов А. Гучков и П. Милюков готовы были использовать османский опыт политической революции, которая не должна была перейти к революции социальной. Однако внутренний раскол среди революционеров и особенно поражения Османской империи в ходе войны с Италией в 1911г. и в I Балканской войне в 1912г. подорвали веру российских мусульман в эффективность  османской модели. Наиболее явно эти настроения выразил Ф. Карими, проведший в Стамбуле несколько месяцев в 1912-1913гг. в дни I Балканской войны. В  книге «Истанбул мектуплэре» («Стамбульские письма») он весьма критически оценивает государство, потерявшее свои огромные владения в результате наступления армий балканских государств. Ф. Карими показал всю неправомерность сравнения динамично прогрессирующей Японии с агонизирующей Османской Империей. Стало окончательно ясно, что младотурецкая Турция не способна провести модернизацию, погрязла в коррупции и может окончательно развалиться в ходе очередной войны. Поэтому мусульманские лидеры России окончательно  сосредоточились на деятельности на внутрироссийской арене, так как в год юбилея династии Романовых в 1913 г. правительство провело ряд мер по относительной либерализации режима.

 

С началом войны представители мусульманской элиты активно участвовали в мобилизации воинов. Председатель мусульманской фракции полковник Кутлуг-Мухаммед Тевкелев (депутат всех созывов Гос. Думы от Уфимской губернии) 26 июля 1914 г. (по ст. стилю) огласил заявление мусульманской фракции. Он провозгласил: «Мусульмане Российской империи считали и считают себя русскими гражданами не только тогда, когда они добиваются своих прав, но и тогда, когда им приходится исполнять обязанности перед  Родиной (голоса: браво); поэтому, как всегда прежде, так и теперь, мусульмане неуклонно и честно  исполняют свой долг перед отечеством, защищая и честь и достоинство от посягательств извне (рукоплескания)». Однако К.-М. Тевкелев был вынужден признать: «К сожалению, мусульмане не могут утверждать, что их гражданские чувства всегда находили справедливую оценку со стороны русской государственной власти. Они не могут скрыть от себя того, что даже теперь в такой серьезный момент правительство иногда наносит очень чувствительные удары  по их религиозным и национальным чувствам».

 

Татарская элита надеялась на то, что мусульмане, проливавшие кровь на фронте, получат равноправие. В реальности же начался новый всплеск антимусульманской деятельности, подогреваемый антитурецкими настроениями. Насилие со стороны армянских формирований в отношении турок в Закавказье, а затем и привлечение населения Средней Азии и Казахстана к тыловым работам, закончившееся массовыми бунтами и кровопролитием, похоронили эти надежды. Простые мусульмане зачастую не понимали целей и причин войны.

 

Кровь, пролитая нерусскими народами на полях сражений, подвигла их на требование религиозного и национального равноправия. 20 июля 1915г. К.-М. Тевкелев от имени думских представителей латышей, литовцев, эстонцев, армян, евреев и мусульман заявил: «Мы выражаем... глубокую уверенность, что в деле отражения врага и победы над ним одним из главных условий успеха является подъем духа в среде населяющих Россию народов и возможность свободного приложения для каждого из них своих сил на общее дело борьбы с врагом и что такое положение может быть лучше всего достигнуто, при обеспечении входящим в состав России народностям гражданского и национального равноправия». Заявление было отклонено 190 голосами против 162. Это была последняя крупная попытка добиться компромисса нерусских народов с думским большинством.

 

В конце 1916г. мусульманская фракция  выступила в поддержку Прогрессивного блока в его противостоянии с правительством. 3 ноября 1916г. от имени мусульманской фракции азербайджанец Мамед Юсуф Джафаров  заявил: «Никогда мрачная политика национального угнетения не достигала таких размеров, как в настоящее время освободительной войны». Джафаров говорил о жертвах волнений в казахских степях и Туркестане. В заключении своей речи он призвал: «Мы считаем, что необходимо немедленно возвестить всем народам России светлую эру их грядущего национального возрождения... [Это] создаст уверенность, что несомые инородцами на алтарь отечества неисчислимые жертвы раскроют перед нами двери к равноправной общественно-политической жизни».

 

Мусульмане готовы были и дальше воевать за Россию. При этом они хотели быть равноправными гражданами своей страны. Именно поэтому в своем большинстве они поддержали Февральскую революцию. Но и после нее, в отличие от нерусских народов западных окраин, российская умма выступала за сохранение единой страны, которую вновь удалось объединить большевикам. Но это был уже совсем другой мир и другая страна…

 

Айдар Хабутдинов

Д.и.н., профессор

Источник: Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре», № 8 (226) август 2014 г.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/34076/">ISLAMRF.RU: Первая мировая война и российские мусульмане: рождение нового мира</a>