RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Ахмад-Кади Ахтаев — учитель учителей. Антиглобалистский дискурс в «русском мусульманстве»

03.02.2015 14:24

Ахмад-Кади был учителем учителей. То, что он говорил в начале и середине 90-х прошлого века, звучит словно это сказано только что. Помимо всего прочего, его можно назвать основоположником современного антизападного, антиглобалистского дискурса в «русском мусульманстве», феномене о котором еще в XIX в. говорил Исмаил Гаспринский.

Многие его идеи и выражения очень распространены, но об их авторе широкому кругу известно мало. Своим учителем его считают самые разные деятели, сотни религиозных деятелей и активистов по всему бывшему СССР.

Ахмад-Кади родился в 1942 году в селении Кудали Гунибского района Дагестана. Месячным ребенком остался на руках у матери, отец погиб на войне. Арабский язык и исламские науки начал изучать с раннего детства у кавказских улемов, уцелевших после революции, гражданской войны и репрессий. Исламское образование он продолжит всю жизнь.

Рассказывают, что Ахмад-Кади в совершенстве знал арабский язык, владел феноменальной памятью и ораторским искусством. Досрочно, в 15 лет, окончив среднюю школу с золотой медалью, Ахтаев поступил в Дагестанский медицинский институт, который завершил с красным дипломом. В течение 20 лет работал потом по специальности в Дагестане и некоторых областях России.

 

Путь в политику

В 1984 г., еще до Перестройки, на тайном собрании его единогласно избирают лидером тогда еще по сути зарождающегося Исламского движения Кавказа. А в 1990 году на I съезде Исламской партии возрождения Советского Союза, который прошел в Астрахани, Ахтаев стал председателем ее Совета улемов (ученых) и председателем. После распада СССР и самороспуска всесоюзной ИПВ (август 1992 г.) Ахтаев был избран председателем вновь созданной общероссийской исламской организации «Аль-Исламия».

Благодаря активности Ахтаева появились первые независимые мусульманские СМИ. Он способствовал строительству более 200 мечетей и нескольких медресе по всей России. Помог многим молодым ребятам выехать на учебу в ведущие исламские вузы мира.

Ахмад-Кади выступал за активное участие в общественной жизни — в 1992–1995 гг. его избрали депутатом Верховного совета Дагестана. Это был первый опыт хождения мусульманина с исламской программой в российскую политику. На выборах ему противостоял бывший первый зам главы КГБ Дагестана.

Он вообще считал необходимым создание федеральной исламской общественно-политической организации. Хотя духовно-просветительская деятельность всегда для него оставалась приоритетной. В политику он шел в целях обеспечить все необходимые для нее возможности.

Ахтаевские истины

Ахтаев во всем старался придерживаться взвешенной позиции. Он заслуженно пользовался большим авторитетом как гибкий, но принципиальный политик, просветитель и крупный ученый-богослов современности не только у российских, но и у зарубежных мусульман, о чем свидетельствует книга, посвященная его жизни и деятельности, опубликованная в Египте.

Перу ученого принадлежат книги «Сборник хадисов» и «Все о хадже». Также он написал сотни аналитических статей, увидевших свет как у нас в России, так и за рубежом. Но еще остался целый ряд его неопубликованных работ, в том числе по мусульманской догматике, правоведению и грамматике арабского языка.

Жизнь Ахмада-Кади оборвалась в 1998 году при довольно загадочных обстоятельствах. С ним случился сердечный приступ по дороге в мечеть в родном селе. Есть версия, что он был отравлен.

Как бы там ни было, примерно в это же время в Махачкале был взорван муфтий Дагестана Сайид-Мухаммад Абубакаров, другой религиозный лидер, пользовавшийся в народе большим влиянием. Он не был единомышленником Ахтаева, но при всей принципиальности оставался человеком конструктивным, настроенным, как и Ахмад-Кади, в условиях нараставшей угрозы Второй чеченской войны, на внутримусульманский диалог. Расследований не проводилось. Преступники не найдены до сих пор.

Пока Ахтаев и Абубакаров были живы, крайние элементы не имели шанса возобладать в разнородном исламском движении в Дагестане. С их смертью поле оказалось расчищено. Радикалов обоих лагерей больше никто не сдерживал. Уже к лету 1999 года республику охватывает практически гражданская война по религиозному признаку.

 

Кредо ученого

Ахмад-Кади занимал гибкую последовательно научную позицию в религиозно-правовых вопросах, выступал за объединение мусульман на основе позитивных идей преобразования окружающего общества. Он был резким противником применения в дагестанских условиях концепции такфира.

Ахтаев призывал молодежь направить силы не на борьбу с суфизмом, а на разработку привлекательного для общества исламского социально-экономического и политического проекта. «Борцам с бид’а» он напоминал, что самое главное и вредное нововведение — это раскол и вражда мусульман между собой. А вопросы, разделяющие верующих на «тарикатистов» и «ваххабитов», Ахтаев призывал решать в ходе научных диспутов специалистов, а не с помощью кулаков, ругани и калашникова.

В целом, Ахтаев признавал серьезнейший вклад суфиев в развитие исламской цивилизации. Но порицал он крайности тех, кто лишь прикрывается идеями духовного совершенствования.

Ахмад-кади в середине 90-х участвовал в работе совместных дагестано-чеченских исламских структур, но он также понимал, что Кавказ связан с Россией, и цель мусульман региона виделась ему в том, что бы заставить федеральный центр считаться с Кавказом и сотрудничать с ним на равных. Он слыл противником вооруженного джихада.

Ахтаев призывал к отказу от насилия и поиску диалога. Еще 20 лет назад предупреждал, что конфликты лишь на руку противникам Ислама на Западе. По его мнению, за стратегией варваризации и примитивизации мусульманского движения стояли те, кто хотел бы, чтобы в обществе господствовали только одни ценности — «долларовые». Ахмад-Кади говорил это в первой половине 90-х. Тогда же он выдвинул идею православно-исламского союза в ответ на давление западного глобализма.

 

По стопам Ахмада-Кади...

Удивительно, как много он предвидел, как верны были его выводы, как четки формулировки. Через годы опьянения крайностями, мы только сегодня мучительном приходим к простым ахтаевским истинам — последовательному исламскому просвещению (да’ават), стратегии проповеди «от сердца к сердцу», нет альтернативы. Сделав круг в погоне за миражами «мировой шариатской революции», мы вернулись туда, откуда он начинал еще во время перестройки. Мусульмане России, да и всего постсоветского пространства, потратили несколько десятилетий, чтобы выстрадать идеи Ахмада-Кади.

Недавно один из учеников Ахтаева, вернувшийся после многих лет жизни за рубежом, где он оказался в результате «лихих 90-х», предложил активно идти в дагестанские вузы — читать лекции об Исламе будущей интеллигенции, доступным научным языком раскрывать им суть религии, ее конструктивный потенциал. На это другой ученик Ахмада-кади напомнил ему, что этим самым устаз занимался еще в далёкие 80-е.

Тогда, в бурной стихии, его мало кто поддержал. Никто не хотел вести ежедневную кропотливую работу, которая не сулит быстрых результатов. Все погнались за скорыми решениями. Счастливое «исламское завтра» казалось таким близким и очевидным. Оттого и падение с высоты самообольщения оказалось столь болезненным.

 

Из выступлений и статей Ахмада-Кади Ахтаева (1990–1998):

«Победа над противниками Ислама только в точном следовании Корану и Сунне. Началась четвертая мировая война. Это война идей. И результат ее заранее известен: если мусульмане будут в точности следовать Корану и Сунне, „новый мировой порядок“ будет повержен».

«По всему миру ведется тотальная война, без всяких правил, в невиданных масштабах и всеми доступными средствами. Новый мировой порядок ощетинился, на внешнем фронте идут преследования мусульман, шельмование их как террористов, экстремистов, а на внутреннем выступает пятая колонна — невежественные муллы, еретики разных мастей, сектанты. Никогда раньше история не знала такого единого антиисламского фронта — противник Ислама выступает во всеоружии, он организован, обладает материальной силой, имеет много союзников среди слабых мусульман».

«На этот раз американский „новый мировой порядок“ выбрал себе жертвой Ислам. Не исламские страны — в этих странах давно уже западные марионетки правят. Не сырье — все сырьевые ресурсы давно уже под их контролем. Противник — именно Ислам, как идея, как образ жизни, противостоящий „новому мировому порядку“ с его вседозволенностью, продажностью, дегуманизацией, природо- и богоборчеством».

«Мусульмане разобщены, невежественны, слабы во всех отношениях, особенно в военном. Противник Ислама выступает во всеоружии, он организован, обладает материальной силой, имеет много союзников среди слабых мусульман».

«Постоянная перепалка надоедает людям, они отворачиваются от Ислама... Наше поколение может упустить свой шанс на возрождение религии, и в этом будут виноваты и наши братья „суфии“, и наши братья „ваххабиты“, вцепившиеся друг другу в глотку на потеху противникам».

 

Абдулла Ринат Мухаметов
публицист, политолог (Москва), к. полит. н.

Ежеквартальный евразийский журнал

мусульманской общественной мысли "Минарет Ислама". - № 3–4(37–38)' 2014

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/35726/">ISLAMRF.RU: Ахмад-Кади Ахтаев — учитель учителей. Антиглобалистский дискурс в «русском мусульманстве»</a>