RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Фазыля Ширинская: из истории религиозной жизни московских мусульман

09.04.2015 10:46

Ежегодно весной, в ходе проведения акции «Дань памяти предкам», организуемой Департаментом социально­благотворительной и духовно­просветительской деятельности Совета муфтиев России и Духовным управлением мусульман Москвы представители молодежи посещают столичные кладбища, где не только приводят в порядок могилы после зимы, но и проявляют уважение к памяти видных деятелей общины, способствовавших сохранению религиозной жизни в городе. В 2014 году в этой важнейшей акции, проводившейся уже в пятый раз, приняло участие около 120 человек.

 

Мусульманские кладбища традиционно в Москве воспринимаются не только как места для захоронений, но и в качестве материального выражения исторической памяти, имеют важное социокультурное значение. Могилы известных имамов, представителей купеческих семейств, религиозных деятелей советского времени являются свидетельствами длительной и богатой истории московской мусульманской общины. Сам характерный облик мусульманского некрополя, существование на нем ритуальных помещений, активная деятельность имамов, читающих погребальные и поминальные молитвы, делают Даниловское, Кузьминское и другие кладбища центрами притяжения московских мусульман, значимой структурой общины.

 

При проведении акции «Дань памяти предкам» на мусульманском участке Кузьминского кладбища, собравшиеся ежегодно вспоминают имя похороненной здесь Фазыли Хусаиновны Ширинской (1901–1992), чья долгая и трудная жизнь во многом стала отражением истории ислама в России в?XX веке.

 

Как известно, в советское время ключевую роль в сохранении религиозности столичных мусульман сыграли имамы Московской Соборной мечети. Именно благодаря их проповедям, ежедневному совершению обрядов, повседневному общению с верующими мусульманская жизнь в Москве никогда не замирала. Но помимо имамов, во все периоды советской эпохи в Москве было много людей, активно проводивших обряды жизненного цикла. В большинстве своем это были пожилые люди, успевшие получить религиозные знания в татарских мектебах и медресе дореволюционной России или изучившие основы религии уже в семьях. Подобной деятельностью занимались и женщины, в том числе, начиная с 1940­х гг. — Фазыля Хусаиновна Ширинская. Её имя и активная деятельность памятна многим московским татарам и сейчас.

 

Фазыля Хусаиновна Ширинская (урожденная Сакаева) родилась в январе 1901 года в татарской деревне Большой Студенец Шацкого уезда Тамбовской губернии (ныне Сасовского района Рязанской области). Её родители — Хусаин Османович Сакаев (1869–1939) и Хосни Алиевна Симинеева (1876–1948) являлись представителями известных родов татарских мурз; среди предков были и толмачи (переводчики). В позднее Средневековье, не принявшие христианство мурзы лишились земельных владений, перешли в сословие государственных крестьян, но сохранили память о своем аристократическом происхождении.

 

К началу?XX века многие мурзы Рязанской и Тамбовской губерний активно приобщились к предпринимательской деятельности. Двоюродный брат Фазыли — Мухамеджан Сакаев уехал в Среднею Азию, где через некоторое время, благодаря своей образованности и энергичности, смог стать советником последнего бухарского эмира Сейида Алим­хана (1880–1943). Перед взятием Бухары большевиками в 1920 году, эмир предложил ему уехать вместе с двором в эмиграцию, однако Мухамеджан отказался и остался в советском Узбекистане. Примечательно, что М.?Сакаеву удалось избежать репрессий; он многие годы работал на руководящих должностях в хлопкоочистительной промышленности Узбекской СССР.

 

Другой родственник Фазыли — крупный землевладелец и предприниматель Хусаин Яфарович Ширинский сыграл в её жизни большую роль. В доме Хусаина Ширинского она видела Федора Шаляпина, познакомилась со многими представителями татарского купечества. Заметив старательность и религиозность Фазыли, Хусаин Ширинский убедил её родителей, отправить дочь учится в известное среди татар медресе в селе Азеево Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Ермишинского района Рязанской области), где готовили не только имамов, но и учительниц для мектебов. Высокий уровень образования в азеевском медресе, обширная библиотека, вся атмосфера этого богатого села с 7 мечетями — родины великого мецената Салиха Ерзина, оставили неизгладимые впечатления в памяти Фазыли. Здесь она научилась чтению Священного Корана. В Азеево с Фазылей произошла и важная история, которую она помнила в течение всей жизни — ожидая приезда родителей, находясь в печали и тоске по родному дому, она неожиданно увидела в своей комнате пожилого, незнакомого до этого человека, сказавшего ей слова утешения и также быстро покинувшего пространство. Когда Фазыля рассказала об этой таинственной встречи одному из азеевских имамов, он ответил ей, что это был Хызыр Ильяс…

 

После обучения в Азеево Фазыля Сакаева непродолжительное время учительствовала в татарской деревне Дасаево близ города Темникова (ныне в Мордовии), где жила семья мурз Трегуловых. В 1919 году она вышла замуж за Нури Сейфулловича Ширинского (1890­ок.1943), в предреволюционные годы активно занимавшегося продажей меха в Петрограде. Практически все 1920­е гг. Фазыля Ширинская провела на родине мужа — в татарской деревне Богданово в окрестностях древнего Кадома. Перед коллективизацией она вместе с детьми перебралась в Москву, где Нури Сейфуллович стал работать на Ростокинском меховом комбинате.

 

Круг знакомств их семьи был в основном связан с татарами­меховщиками, большей частью уроженцами Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерний, имевшими богатый дореволюционный опыт предпринимательской деятельности. Среди близких друзей семьи был Фатих Акбулатов — сын касимовского купца и мецената Хабибуллы Акбулатова, передавшего в начале?XX века вместе с мещанином Сабирзяном Бакировым участок в Выползовом переулке под строительство Московской Соборной мечети. Нури Ширинский работал и дружил с Сафой Умеровичем Абсалямовым — опытным меховщиком, уроженцем села Старое Аллагулово Пензенской губернии (отцом будущего классика татарской литературы, романиста Абдурахмана Абсалямова). Близкое родство связывало Ширинских с известной купеческой семьей Бурнашевых.

 

Хозяйства многих из них, оставшееся в деревнях, были раскулачены, материальное положение семей ухудшалось, шли активные гонения на религию. В 1937 году Фатих Акбулатов, Закир Байков, Сафа Абсалямов, Алим Сакаев и другие московские татары­меховщики были репрессированы. Нури Ширинского также репрессировали вместе с ними, и он скончался около 1943 года в лагере в Амурской области. До конца своей жизни Нури Ширинский оставался мусульманином и ответ на предложение употреблять свиное сало в условиях сорокоградусных морозов на лесоповале, страдая ревматизмом, заявил, что в лучшие свои годы он не изменял заповедям ислама, тем более, не изменит им и перед лицом смерти…

 

Семья была изгнана из московской квартиры и поселилась в подмосковном поселке Клязьма, где проживало много татар. Трагедии в жизни Фазыли Хусаиновны продолжались. В годы Великой Отечественной войны погибли два её сына — Рыза (в 1942 году, близ города Зубцова Калининской области) и Рашит (в августе 1943 года, при взятии Харькова). Через много лет, в мае 1982 года ей придется вновь испытать горе — от последствий фронтовых ранений умрет и её старший сын Зыя.

 

Спасала глубокая религиозность. В течение всей жизни Фазыля Хусаиновна совершала пятикратный намаз. Вновь вернувшись в 1940­е гг. в Москву, и поселившись на Сущевском валу, она периодически посещала Соборную мечеть. Именно в 1940­е гг. Фазыля Ширинская начала свою религиозную деятельность в качестве наставницы многих московских татар. Известно, что она в годы войны по просьбе мусульман совершала молитву «Истихара» (обращение к Всевышнему Аллаху при наличии проблемы, не имеющей очевидного решения), начала проводить меджлисы. По воспоминаниям современников Фазылю Ширинскую отличало не только знание обрядов, но и глубокое понимание истории ислама, в частности любимых ею жизнеописаний Пророков (мир им); мусульманской морали. К ней с уважением относились имамы Московской Соборной мечети, вел беседы на религиозные темы Коран­хафиз, окончивший каирский университет Аль­Азхар Ибрагим Урманов (1873–1958). И почти все близкие ей люди, являлись активными мусульманами. Ближайшей подругой Фазыли Ширинской в Москве стала Асьма Каримовна Бахтиозина, обладавшая глубокими религиозными знаниями.

 

Сведущим в религии людям Фазыля Ширинская разрешала читать несколько старинных книг, которые хранила всю жизнь. Некоторые мусульмане приезжали для этого специально из других городов.

 

С годами, авторитет Фазыли Ширинской еще больше возрастал. На меджлисы для чтения сур Священного Корана её приглашали в разные концы Москвы. К ней обращались за советами в трудных жизненных ситуациях и болезнях, для чтения поминальных молитв по родным. Подобно своей матери — Хосни Алиевне Симинеевой, она читала молитвы (?шкеру) к Всевышнему Аллаху, с целью исцеления людей от заболеваний, особенно кожных, причем к ней за помощью обращались не только татары, но и русские.

 

Вплоть до преклонных лет Фазыля Ширинская продолжала совершать особо благочестивое дело — омовение умерших. Она никому не отказывала в помощи, запомнилась людям скромным и добрым человеком, далеким от корысти и гордыни.

 

Разумеется, прожившая значительный отрезок жизни в среде татарского купечества, она была большим знатоком богатой истории мусульман Москвы, Касимова татарских сел Рязанской области и Мордовии. Однако её знания практически не были зафиксированы и ушли вместе с ней. Известно лишь, что она была близко знакома с семьей великого мусульманского мыслителя Мусы Бигеева. Сохранилась магнитофонная запись 1980­х гг., где Фазыля Ширинская читает Священный Коран.

 

В целом, Фазыля Хусаиновна главной целью своей жизни считала не столько передачу сюжетов прошлого, сколько сохранение религиозности у современных ей московских татар.

 

Своей религиозной деятельностью она занималась вплоть до 90 лет. На пороге новой эпохи, 2 января 1992 года, в возрасте 91 года Фазыля Хусаиновна Ширинская скончалась. До захоронения, в течение многих часов перед её телом читались суры Священного Корана. Как уже отмечалось, могила Фазыли Хусаиновны Ширинской расположена на мусульманском участке Кузьминского кладбища.

 

 

Марат Сафаров,
кандидат педагогических наук

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/36341/">ISLAMRF.RU: Фазыля Ширинская: из истории религиозной жизни московских мусульман</a>