RSS | PDA | Архив   Суббота 15 Декабрь 2018 | 1433 х.
 

Известный и неизвестный Захир Бигиев

03.09.2008 11:21

  Мухаммад-Захир Бигиев — зачинатель татарской прозы Нового времени, родился в 1870 году в Ростове-на-Дону. Впрочем, сведения о годе рождения не есть истина в последней инстанции: названный когда-то его младшим братом, не менее известной личностью — татарским богословом Мусой Бигиевым, год рождения был выведен, согласно мнению татарских литературоведов, на основе одного из произведений Захира Бигиева, где он вскользь говорит о своем возрасте.

 

Мухаммад-Захир был не только писателем, а еще вел огромную работу по пропаганде и защите Ислама от необоснованных нападок миссионеров, вел с ними переписку, принимал активное участие в богословских дискуссиях, где отстаивал свою точку зрения.

Род Захира Бигиева уходит корнями к татарам-мишарам Пензенской губернии. Его отец, ахун Ярулла б. Абдалкарим Бигиев, был родом из деревни Кикино Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне село Кикино Каменского района Пензенской области). Поэтому, наверное, на вопрос: «Из каких мест?» — Захир Бигиев отвечал: «Из Пензенской губернии, из Чембара» (ныне г. Белинский Пензенской области), считая себя чембарцем.

Ярулла Бигиев был хорошо образованным человеком. Помимо того, что он обладал глубокими знаниями в области мусульманского богословия, он прекрасно владел русским языком, знал русскую культуру и литературу. Примерно в 1860-е годы он попал в поле зрения тогдашнего муфтия Салимгирея Тефкилева, которому понравилась образованность молодого муллы из Кикина. Ярулле Бигиеву было предложено приехать в Ростов-на-Дону и возглавить там местную мусульманскую общину. Предложение было принято и Ярулла Бигиев с семьей переселился в Ростов. Именно там и родился будущий татарский писатель.

Еще при жизни глава семейства хотел, чтобы его дети получили светское образование, поэтому Захира и отдали в русскую гимназию. Учеба не прошла для него даром: мальчик в совершенстве изучил русский язык, неплохо знал и французский. Позже газета «Казанский телеграф» писала о нем: «Мухаммедзагир Бигиев — молодой человек, получивший образование в высшей духовной школе; русским языком владеет так же хорошо, как настоящий русский, образованный, умеющий вести полемические дискуссии».

Мать Захира Бигиева считала, что татарину без мусульманского образования не обойтись, и после смерти мужа отдала сына в местное медресе. В 1886 году юноша приехал в Казань и поступил в Приозерное медресе, где проучился около пяти лет. Там он получил хорошее богословское образование, изучил арабский, персидский и турецкий языки. Также он продолжал интересоваться русской и зарубежной литературой и все свободное время посвящал чтению. Все это пробудило в нем желание самому взяться за перо, и шестнадцатилетний юноша пишет свой первый роман «Тысячи, или красавица Хадича» («Олюф, яки гузэл кыз Хэдичэ»). Написанное в детективном жанре, это произведение было опубликовано в Казани в 1887 году и вызвало волну критики, а сам писатель был подвергнут остракизму. Художественные достоинства романа здесь были ни при чем, скорее всего, негативную реакцию вызвало само содержание первого татарского детектива, сугубо светского по духу.

Неудача не сломила молодого писателя; он продолжил свои опыты в области художественной литературы. Спустя три года выходит еще одно крупное прозаическое произведение Бигиева — «Великие грехи» («Гонаhе кэбаир»), которое дало возможность говорить об авторе как о зрелом, сформировавшемся писателе. На выход нового романа откликнулась газета «Тарджеман», которая устами ее редактора Исмаила Гаспринского отмечала, что «это произведение наряду с произведениями Каюма Насыри должно быть причислено к плодам нового литературного направления, как по языку, так и по содержанию».

В начале 1890-х Захир Бигиев покидает Казань и переезжает в Ростов. Там он служит муллой в местной мечети, а все свободное время посвящает написанию новых книг и религиозным спорам, до которых он был большой охотник. В 1893 году он совершает путешествие по Туркестану, результатом которого становится новое большое произведение, публицистический очерк «Путешествие по Междуречью» («Мавэраэннэхердэ сэяхэт»). Одновременно он готовит к печати два романа —«Вероотступник» («Мортэд») и «Убийца» («Катыйлэ»), рукописи которых позже были утеряны.

В эти годы Захир Бигиев становится известным в Ростове диспутантом. Выступая в защиту мусульманской веры, он принимает активное участие в различных богословских дискуссиях, о чем сообщали даже столичные газеты.

Не удовлетворяясь живой дискуссией, Захир Бигиев затевает и заочные споры. Нам известна его переписка с казанским миссионером Евфимием Маловым (1835–1918), с которым он познакомился еще в годы учебы в Казани.

До сих пор оставался неизвестным тот факт, что Малов вел подробные дневники, в которых фиксировал самые мелкие, даже порой незначительные события дня. Эти дневники сейчас находятся в частных и государственных архивах Казани и представляют большой интерес для истории татарского народа. Согласно дневниковым записям, первая встреча миссионера и тогдашнего шакирда состоялась осенью 1887 года. Бигиев пришел к нему со своей новой книгой «Тысячи, или красавица Хадича», которую Малов приобрел наряду с другими татарскими книгами. Надо думать, что визит не ограничился лишь куплей-продажей, а состоялась богословская дискуссия, которую Бигиев затевал при каждой удобной возможности. Через полгода, весной 1888 года, уже сам Евфимий Малов посещает Бигиева по месту его учебы и оставляет в дневнике следующую запись: «Новый мой знакомый Ярулла Бигиев свободно владеет русским языком, так что трудно подметить даже неправильный акцент. /.../ мой знакомый отрекомендовался, что и он желает быть миссионером (исламским)».

В 1891 году Захир Бигиев пишет Малову из Ростова о том, что он ведет «религиозные споры с местными священниками» и что местные власти рекомендовали больше не вступать с ним в споры. «Прения кончились, и мне никакого вреда не было», — пишет Бигиев. В следующем письме, датированном 2 июня этого же года, татарский писатель благодарит Малова за присланные им книги миссионерского содержания, но наряду с этим высказывает и несколько критических замечаний: «Евфимий Александрович!.. Извините и простите меня! Неверные потонули в море заблуждений, в море безверия, беспечности и невежества, но то несомненно, что самая истинная вера есть вера Ислам (как говорится в Коране: «подлинно вера перед Богом есть Ислам»). /.../ Подобно этому и сильные миссионеры («Мы закрыли их и они не могут видеть!», Коран 36:8), («в чужом глазу сучок замечают, а в своем бревна не видят»), не находя никаких важных недостатков и ошибок в ясной мухаммеданской религии, гибнут в море заблуждений, безверия, беспечности и невежества».

Из писем к Малову мы узнаем и некоторые подробности биографии Бигиева. В одном из своих посланий он пишет, что болеет «грудной болезнью» и поэтому живет не в Ростове, а на даче в Кубанской области, в деревне Нижней Стеблевке (Гривной). Также он сообщает о своем литературном творчестве, что его роман «Катыйлэ» был отвергнут цензурой. Несмотря на болезнь, Бигиев горит желанием вновь встретиться с Маловым в Казани и пообщаться на тему взаимоотношений христианской и мусульманской религий. Такая встреча состоялась осенью 1896 года в Казани. Долгие споры не привели к какому-либо результату — каждый остался при своем мнении, о чем подробно написано в дневниках Малова.

Захир Бигиев скончался в Ростове в 1902 году. Отсутствие точных данных о том, как он закончил свои последние дни, породило множество самых разнообразных слухов и кривотолков. Самые популярные из них гласили, что татарский писатель покончил жизнь самоубийством или что его убила жена в то время, когда он спал. Побывавшие в 1950–1960-х годах в Ростове казанские ученые рассказывали со слов местных татар, что на самом деле Бигиев погиб от рук местных черносотенцев, а история с женой была придумана жандармерией для отвода глаз.

«Спи безмятежно в могиле, ты для друзей не погас / Неоценимый при жизни, ныне ты дорог для нас», — писал о Бигиеве известный татарский поэт Габдулла Тукай. Эти слова, написанные сто лет назад, до сих пор не потеряли своей актуальности, как и не потеряло своей актуальности творчество зачинателя татарской реалистической литературы Мухаммад-Захира Бигиева.

Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете "Медина аль-Ислам", № 12

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/4324/">ISLAMRF.RU: Известный и неизвестный Захир Бигиев</a>