RSS | PDA | Архив   Суббота 15 Декабрь 2018 | 1433 х.
 

Сперанская – Штейн: Любовь, отданная татарской культуре

19.10.2010 17:01

14 сентября 2010 года в Казани в возрасте 97 лет ушла в мир иной Любовь Львовна Сперанская (урождённая Штейн) – Народный художник Республики Татарстан, известный театральный художник, автор первого художественного альбома о костюме казанских татар, один из первых художников кукольного театра Татарстана.

 

Любовь Львовна Штейн родилась 23 июня 1913 г. в Витебске (хотя по паспорту возраст был занижен в годы Великой Отечественной войны, чтобы ей доверили вывоз детей в эвакуацию из Ленинграда). Окончила Ленинградский государственный университет в самый канун войны в 1941 году. После эвакуации из блокадного Ленинграда до 1944 г. работала воспитателем эвакуированных детей в селе Шигаево Сармановского района Татарской АССР, а в 1944-48 годах - художником в Татарском театре оперы и балета в Казани, где познакомилась, сотрудничала и вышла замуж за главного художника театра, выдающегося театрального художника Петра Тихоновича Сперанского (1890-1964). Многие работы для театра они исполнили вместе, он оказал на её творчество решающее влияние.

 

По окончании Казанского художественного училища в 1953-84 гг., Любовь Штейн-Сперанская работала художником-постановщиком в разных театрах страны, прежде всего в Поволжье. При содействии супруга, она разрабатывала тему «костюмы татар для театра», и позднее выпустила книгу-альбом "Костюм казанских татар" (1972). Работала также в портретной живописи и немного в керамике. Получила звание «Народный художник Республики Татарстан». Член Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО.

 

Награждена медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Её творческое кредо: «Искусство должно способствовать сближению народов, людей разных верований и обычаев!»

 

Похоронена на Арском кладбище Казани, рядом с П.Т.Сперанским – стараниями своего спутника последних лет, художника-каллиграфа Владимира Александровича Попова (род. 1924).

 

Альбом о творчестве двух театральных художников Сперанских издало в 2010 году Министерство культуры Татарстана, тиражом в 1.100 экземпляров, как подарочное издание, без права продаж в торговой сети.

 

5 сентября 2008 года в галерее «Хазинэ» Музея изобразительных искусств Татарстана в Казанском Кремле прошла выставка художественных работ Любови Львовны, приуроченная к её 90-летию (по паспорту). К сожалению, сами куклы, исполненные ею для Кукольного театра Казани и других театров, как и фото и эскизы её натурных зарисовок периода эвакуации в татарских деревнях, не сохранились. Театральные эскизы, эскизы костюмов для драматического и кукольного театров находятся в Музее изобразительных искусств Татарстана и частных коллекциях.

 

Исследователь её творчества, московский культуролог Джаннат Сергей Маркус писал о ней: «Это удивительный человек, всей своей жизнью показавший ценность диалога культур и народов, особенно русского и татарского, в истории взаимоотношений которых были, как известно, и светлые и трагические события. Еврейская девочка по фамилии Штейн из Витебска, она попала в глухую татарскую деревню вместе с детьми из блокадного Ленинграда, а затем так увлеклась культурой татар, что стала автором первой иллюстрированной монографии «Костюм казанских татар» (Казань, 1972), первой женщиной-сценографом Театра кукол в Казани, автором многочисленных работ, посвящённых татарам.

 

В её развитии как личности, художника и знатока татарской культуры решающую роль сыграл её муж – главный художник Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, выдающийся художник и эрудит, воспитанник старой «казанской школы», ученик гениального Николая Фешина – Пётр Тихонович Сперанский (1890-1964).

 

К сожалению, из-за советской цензуры, в альбом татарских костюмов не были допущены рисунки с образами татарской аристократии, воинства и исламского духовенства. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем заново и объёмно оценить всё, что сделала Любовь Львовна для изучения и развития татарской культуры. Для этого следует собрать, научно обработать и опубликовать её архив, сделать массовыми издания её работ, которые дышат проникновенной любовью к татарской культуре.

 

Кроме того, достойно помнить о таких её деяниях, как бескорыстное дарение знаменитого «Автопортрета» Н.Фешина и сотен театральных эскизов П.Т.Сперанского Музею изобразительных искусств Татарстана, а также, что именно под впечатлением от данного ею Альбома шамаилей профессора Покровского Владимир Попов увлёкся исламской каллиграфией – и в нём буквально проснулся новый человек, сразу же зрелый, творчески и духовно, более того - выдающийся каллиграф, соединяющий традиции классики-«калама» с формами европейского реализма и экспрессионизма».

 

Знаток театральной культуры Казани и, в частности, творчества Сперанских, казанский искусствовед Лариса Донина считает, что «сейчас, когда с 1970-ых годов издано четыре серьёзных монографии по итогам  25-летней исследовательской работы этнографов об одежде разных этногрупп татар, полезно было бы переиздать альбом Любовь Львовны (с дополнениями и комментариями, с фоторядом сценографии), при этом корректно назвав его, например, «Интерпретация костюма казанских татар в эскизах Л.Л.Сперанской».

 

О значении проделанной ею работы она добавляет: «Когда П.Т.Сперанский был главным художником оперного театра, зарождался новый жанр – национальная опера и национальный балет (1939), а вместе с ними и национальный сценический костюм для этих жанров. Период 1943-1965 - единственный, когда в театре был художник по костюму – это Любовь Львовна. Так кто же сотворил этот костюм, как не она!»

 

IslamRF.Ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/mosaique/13934/">ISLAMRF.RU: Сперанская – Штейн: Любовь, отданная татарской культуре</a>