RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Ватикан и Ислам: кардинал Торан – новый переговорщик

25.03.2012 10:00

Свершилось долгожданное. Папа Римский Бенедикт XVI назначил главой Папского совета по межрелигиозному диалогу французского кардинала Жана-Луи Торана, которому поручено вести диалог с Исламом.

Это отрадно, ибо первые шаги нового Папы были для диалога разрушительными. Кто же он – новый «переговорщик с мусульманами» от Католичества?

Сначала разрушим – потом отстроим…

Увы, первые два шага новоизбранного папы Римского по отношению к Исламу выглядели, мягко говоря, непродуманными. Или же – продуманными, но со знаком минус.

Первое: сначала в марте 2006 года был упразднён Папский совет по межрелигиозному диалогу, специализировавшийся многие годы в этой тонкой сфере. Естественно, это был не «совет по католико-исламским связям», его задачи гораздо шире – но именно в этой структуре концентрировались все дипломатические и экспертные усилия по наведению мостов с мусульманами.

Второе: печально знаменитая Речь Папы в Регенсбурге, где прозвучали провокационные цитаты, воспроизводящие средневековый «язык вражды». Причём, особо странным было то, что в стенах знаменитого университета глава Церкви, говоря о богословии, взялся размышлять не над тезисами богослова, а… императора – ну что можно услышать из уст военного о богословских материях? (Трагикомический аналог «армейского богословствования» Россия видела на Кавказе, когда военные по-своему «осмыслили» термин «ваххабизм»). И регенсбургская речь Папы вызвала бурю справедливого гнева во всём исламском мире. Папе пришлось искать формулы извинений, звать в Ватикан послов мусульманских стран и даже… заказывать себе лично уроки от ведущих богословов Ислама!

Не забудем: все эти метания шли на фоне непрекращающейся исламофобской кампании в западных СМИ, агрессии США и их сателлитов в Ираке и Афганистане, «карикатурного скандала» в Дании. Получалось, что всё, с огромным трудом наработанное позитивное наследие Второго Ватиканского собора и лично Папы Иоанна Павла Второго… чуть ли не сдано в архив.

Новое – это хорошо забытое старое

            Итак, Папа теперь берёт уроки акыды (исламского вероучения, своего рода катехизиса), и объявлено, что 64-летний кардинал Торан сменит 1 сентября 2007 года другого французского кардинала, Поля Пупара, возглавлявшего одновременно Папский совет по межрелигиозному диалогу и Папский совет по вопросам культуры. Таким образом, глава Римско-католической церкви фактически восстанавливает прерогативы Совета по межрелигиозному диалогу.

Сейчас уже в самом Ватикане признают, что слияние двух Советов имело негативные последствия для отношений с исламскими странами.

            Фигура Торана в новом качестве – неслучайна. В 1990-2003 годах он возглавлял внешнеполитическое ведомство Ватикана, имеет богатый дипломатический опыт и пользуется уважением в арабском мире. Кстати, что очень важно - он был одним из самых непримиримых противников вторжения американцев в Ирак.

            Однако, прозвучавшее чуть ли не первым его публичное обращение к партнёрам по диалогу, вызывает некоторое удивление. Если верно передаёт его слова Sign On Sаn Diego, то 27 июня он призвал умеренные мусульманские силы развивать диалог, а также помогать противостоять экстремистам, поощряющим террористическую деятельность. Замечательные слова! Но, далее: он, в частности, сказал: «Мы должны помочь нашим мусульманским друзьям вновь открыть для себя корни своей религии, тем самым, давая возможность им наладить диалог во имя цивилизованного и гармоничного сосуществования».

            Проанализируем эту рекомендацию: мы, католики, не просто поможем, а – должны помочь! - вновь открыть для себя корни своей религии! Почему кардинал считает возможным обучать мусульман Исламу? Очевидно, он вовсе не кардинал, а… умудрённый алим?

На самом деле здесь целый узел проблем. Да, действительно, мусульмане, поддающиеся на «террористические интерпретации», не знают корней своей религии, ибо корни эти – в миролюбии, а корень миролюбия – во всеохватной милости Бога, которого недаром десятки раз в день мусульманин называет в молитве Ар-Рахман – «Многомилостивый»! И, действительно, тысячи алимов сейчас пытаются объяснить это своим единоверцам.

 Но, согласитесь, совершенно некорректно, когда по этим, внутренним для мусульман, вопросам, появляется «учитель со стороны». В равной степени некорректным было бы высказывание с исламской стороны типа «Мы должны помочь нашим христианским, или католическим друзьям вновь открыть для себя корни своей религии».

Католики среди христиан – самые внятные для Ислама

В заключение, всё же стоит подчеркнуть главное. Изо всей огромной мировой общины христиан именно католики на  Втором Ватиканском соборе разработали наиболее приемлемое для диалога с мусульманами понимание Ислама как «божественной религии». Именно Папа Иоанн Павел Второй сделал первые конкретные харизматические шаги.

И недаром в ноябре 2005 года католики России и Совет муфтиев России провели конференцию «Ислам и Христианство: на пути к диалогу. К 40-летию принятия Декларации Nostra Aetate». Её резонанс до сих плодотворно действует как на столичном, дипломатическом, так и на местном, практическом уровнях взаимодействия мусульман с католиками нашей страны.

И это на фоне совершенно иного, богословски непримиримого, отношения к Исламу, которое всё ещё сохраняют как некоторые Протестантские деноминации (особенно находящиеся под влиянием своих «братьев из США») и отечественное Православие. Напомним: поскольку в Православии главным инструментом выработки общеобязательной доктрины является Вселенский собор, а таковые соборы не собираются с 9 века, то вся доктрина, в том числе и относительно Ислама – неизменны с 9 века. И тот «язык вражды», который был, увы, неизбежен в раннем Средневековье, до сих пор действен для людей 21 века… Комментарии излишни.

Итак, осознавая весь этот контекст, ещё раз обратимся к уникальности католико-исламского диалога. Он имеет твёрдую, серьёзно проработанную богословами, базу, у него огромный опыт. Несмотря на осечки нового главы Ватикана, он сам же стремится их исправить. Назначенный им новый «переговорщик» - человек в высшей степени достойный. Ошибки, осечки, недопонимание – увы, неизбежны в диалоге.

Но наша задача, как верующих в Единого Бога – искать в диалоге и сотрудничестве не просто теплохладных «терпимости» и «толерантности» - но мира, согласия и довольства Всевышнего. Ибо «Бог есть Любовь», Он – Ар-Рахман, и Своей милостью объемлет Вселенную.

О первой исламо-католической конференции в России читайте здесь.

Джаннат Сергей Маркус,
Москва, 29 июня 2007 года

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/who/21318/">ISLAMRF.RU: Ватикан и Ислам: кардинал Торан – новый переговорщик</a>