RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

«Православие и Ислам в России — многое предстоит обсуждать»

25.03.2012 10:00

Одна из важнейших тем III Всероссийского мусульманского форума в Москве, который пройдет в канун Дня народного единства, — межконфессиональный диалог и мирное сотрудничество религиозных людей, прежде всего мусульман и православных, во имя стабильности и процветания нашей общей Родины. О проблемах, связанных с диалогом, а также об историческом прорыве российского Православия в Европу — беседа Джанната Сергея Маркуса с заместителем главы Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви Московского патриархата (ОВЦС РПЦ МП) протоиереем Всеволодом Чаплиным.

— В чем смысл и каково значение выступлений Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго перед европейцами во время его первого в истории визита во Францию?

— Предстоятель нашей Церкви выступил перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), перед католиками в главном храме Франции — соборе Нотр Дам де Пари, а также перед православными жителями этой страны — с призывом не забывать о духовных традициях Европы. Чтобы уверенно идти в будущее, нельзя терять тот нравственный и религиозный опыт, на котором, собственно, и выросла вся европейская цивилизация. С трибуны ПАСЕ Патриарх высказался, в частности, за сохранение традиционной семьи, за необходимость нравственных критериев при ведении научных исследований, за социальную справедливость.

    Его слова вызвали как сочувствие и поддержку, так и критику от некоторых лиц. Были дискуссии, в частности, о правомерности общественной поддержки гомосексуальных союзов и пропаганды гомосексуализма. Наш Патриарх не призывает кого­то дискриминировать по признакам личной жизни или убеждений, но он решительно против того, чтобы общество и государство поддерживали пропаганду нетрадиционных половых ориентаций и, тем более, дискриминировали тех, кто критикует поведение гомосексуалистов.

    В целом задачей европейских выступлений Патриарха было свидетельство об актуальности высших духовных ценностей в современном мире, о том, что они не только являются частью прошлого, но без них нельзя построить достойного будущего.

— Согласны ли вы с мыслью, что в противостоянии либеральной вседозволенности и лжекультам общества потребления должны объединиться все верующие — не только католики с православными, но и мусульмане?

— Конечно, согласен. Наша Церковь постоянно ведет диалог с ведущими мировыми религиями и всегда подчеркивает принципиальную важность такого диалога. И именно сохранение традиционной нравственности является ведущим мотивом для диалога и с христианскими конфессиями, и с Исламом, Иудаизмом, Буддизмом и другими религиями.

    Нравственные ценности у верующих разных традиционных религий, действительно, весьма близки. И это позволяет нам объединяться во взаимной поддержке против сил эгоизма и потребительства, против тех, кто пропагандирует эти лжеценности, против тех, кто пытается продвинуть такие новые законы и нормы, которые навязывали бы людям отказ от верности своим религиозным и нравственным убеждениям.

— Сравнительно недавно, в ответ на критические выступления имама Нижегородской области Умара Идрисова, вы посоветовали ему и всем, кто не считает Россию страной православной, «поискать себе иную страну». Я знаю, что Умар­хазрат воспринял эти горячие слова с юмором и сказал мне: «Мусульмане живут с православными на землях России более тысячи лет — но так бывает в одной большой семье, милые бранятся, что тешатся». Как вы оцениваете такую реакцию?

— Я глубоко возмущен тем, как ряд мусульманских СМИ и отдельные журналисты (включая и вас, господин Маркус) вольно обошлись с моими словами, совершая тем самым непростительный с точки зрения журналистской этики поступок. В оригинале текста, и в этом можно убедиться, я говорил не о мусульманах и даже не о противниках изучения ОПК (Основ православной культуры) в школах — но о тех, кто «принципиально не хочет знать историю Русской Церкви и ее искусство», то есть фактически выступает против изучения культуры России, в которой есть неотъемлемая православная составляющая.

    Я и сейчас убежден в том, что такая позиция неприемлема: если человек живет в России как ее гражданин (или даже находится здесь временно на работе), он обязан знать историю и культуру нашей страны, уважать страну, иметь представление о ее базовых ценностях.

    При этом я уверен, что преподавание ОПК в школах должно вестись на добровольной основе, равно как и преподавание аналогичных предметов об Исламе и иных религиях. Все народы России и верующие всех религий вправе развивать свои образовательные и просветительские программы. Я радуюсь, когда вижу, как мусульманская община возрождается — как строятся мечети, как создаются учебники, выпускаются газеты и журналы, как разворачивается социальная и религиозно­общественная деятельность. Одновременно считаю, что и нам никто не должен мешать развивать такую же работу, позитивно влиять на наше общество.

    Так что «горячие слова» сказал не я — а «горячей» была интерпретация моих слов. Повторю: каждый россиянин обязан знать и историю, и русский язык, и культуру.       

— Каковы перспективы реального богословского диалога РПЦ МП с реальными мусульманами России, когда скандалом вокруг Романа Силантьева был нанесен удар по участию мусульман в Межрелигиозном совете России, а сам диалог оказался более успешен за границей, с шиитами Ирана?

— Доктринальный диалог, бесспорно, нужен. И он должен вестись на достойном уровне. Рано или поздно, я уверен, мы к нему придем.

    При этом я бы призвал избегать двух опасностей. Первая — это смешение вер. К этому нас часто призывают сторонники агрессивного секуляризма, которые пытаются убедить весь мир в том, что различия между вероисповедными традициями должны уйти в прошлое, что никакая религия не может претендовать на единственность истины, а сама истина — в секулярном гуманизме. Об этом нередко говорили лет десять назад, говорят и на Западе, и в России. Но этому мы должны противопоставить четкий принцип — презумпцию верности участников диалога вероучению! Не отказ от него, но именно верность.

    Вторая опасность — когда приступающие к диалогу идут на него с намерением изменить веру собеседника по формуле «измени свое мировоззрение и тогда мы продолжим диалог!». Но ведь тогда это не диалог, а попытка бросить вызов.

    К сказанному я бы хотел еще добавить, что диалог невозможен без взаимного уважения. Некоторые служители нашей Церкви, к сожалению, обращаясь к инаковерующим, позволяют себе непродуманные, даже оскорбительные выражения, которые я бы себе никогда не позволил. Были такие высказывания и с другой стороны. Да, дискуссии неизбежны и вероучительная полемика всегда будет вестись. Однако всем сторонам следует соблюдать правила вежливости и честности. Нельзя унижать человеческое достоинство собеседника, оскорблять священные для него имена, понятия, символы. Полемика о религии не должна путаться с политическими или национальными мотивами.

    Последнее, что важно сказать: если мы не будем соблюдать эти правила при религиозном диалоге, внешние для России силы будут стимулировать наши разногласия и доводить их до уровня конфликтов. Зачем? Для дестабилизации общества. В ближайшем будущем я не вижу политической оппозиции, которая может выполнить такую задачу, но вот именно споры в религиозно­общественных вопросах могут вызвать дестабилизацию. Нам, всему российскому народу, надо выработать принципы противостояния такой угрозе.

— Продолжая начатую вами тревожную тему, хочется узнать, как вы оцениваете негативные высказывания о мусульманах и об Исламе из уст официальных сотрудников и священников РПЦ МП, например, от профессора Духовной академии и диакона Андрея Кураева, священника Даниила Сысоева? Все чаще они выходят не только за грань этики, но и за грань закона, не правда ли?

— Чтобы отвечать на такой вопрос, нужно знать — о каких именно высказываниях идет речь. Повторю: полемика и дискуссии будут всегда, но при этом всегда нам следует соблюдать правила приличия.

    И опять же, я отделил бы вопрос о вероучительной полемике от дискуссии о поведении мигрантов, о национальных чувствах и так далее.

— Действительно ли прав чукотский епископ Диомид, призывающий православных не считать, что христиане, иудеи и мусульмане чтят Единого Бога, а у каждого вероисповедания — «свой Бог»?

— Это тема для серьезного богословского исследования и большого разговора. Очевидно, что наши представления о Боге — разные. И поклоняемся ли мы Единому Богу, имея разные о Нем представления, — вопрос открытый.

    Различия между вероисповеданиями как раз связаны с убеждением, что я не могу служить Ему истинно, если не имею о Нем истинного знания, правильных представлений. Здесь — нерв, самое сложное, что есть в диалоге между тремя великими религиозными традициями, которые подчас называют «авраамическими религиями».

— Термином «авраамические религии» обозначают не только историко­хронологическую преемственность Иудаизма, Христианства и Ислама — но некую сущностную общность. Могли бы вы обозначить, в чем она?

— Конечно, три религии объединяет не только цепочка историко­хронологического характера. Во многом общими являются базовые нравственные ценности. Также и некоторые источники вероучения являются общими — прежде всего тот свод текстов, который в Православии называется «Ветхий Завет».

    При этом мы знаем и видим, как далеко друг от друга отошли в последнее время три религиозные традиции. Видим также и то, что нас объединяет представление о личностности Бога, чего нет, к примеру, в Буддизме.

— России, особенно в канун выборов, необходимы стабильность и гражданская солидарность людей с самыми разными убеждениями. Что, на ваш взгляд, надо сделать в ближайшее время для диалога между православными и мусульманами?

— Уверен, что нам надо попробовать обрести близкие подходы по многим спорным вопросам. К примеру, о правилах поведения прибывающих в Россию иммигрантов, о присутствии двух наших общин в публичной сфере, о преподавании знаний о религии в светской школе, наконец, о противостоянии экстремизму.

    Кстати, на днях у нас в Даниловом монастыре, в Отделе внешних церковных связей удачно прошел круглый стол по вопросам преподавания ОПК, на котором свои взгляды высказывал заместитель председателя Совета муфтиев России, ректор Московского исламского университета Марат Муртазин. Наши позиции по­прежнему во многом расходятся, но постепенно уходят от конфронтации.

    Как я сказал ранее, перед выборами всегда оживляются силы, которые стремятся столкнуть людей разных воззрений друг с другом. Наша задача как верующих людей (хоть мы и принадлежим к разным традициям) — добиться того, чтобы все попытки дестабилизации получили достойный отпор, чтобы провокации и экстремизм не смогли перевернуть нашу общую лодку.

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 40

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/who/21323/">ISLAMRF.RU: «Православие и Ислам в России — многое предстоит обсуждать»</a>