RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Все ли дороги ведут в Рим на ноябрьский католико-мусульманский форум?

01.04.2008 15:34

В начале октября 2007 г. 138 мусульманских ученых и выдающихся деятелей призвали христианский мир, в т.ч. Папу Бенедикта XVI, к диалогу, основанному на общих для обеих религий ценностях. Что весьма показательно, первоначально этот шаг мусульманского сообщества был положительно (и сразу же) поддержан некатолическими лидерами (англиканским архиепископом Кентерберийским, главами Всемирной Лютеранской Федерации, Всемирного Совета Церквей, Американской Пресвитерианской Церкви и т.д.).

Непосредственно же Ватикан отреагировал на обращение, да и то как-то "полуофициально", лишь к концу ноября, когда кардинал Теодор-Адриен Сарр сообщил о "скором позитивном ответе", оговорившись, однако, о  планировании проведения Ватиканом предварительных бесед с рядом подписавших письмо авторов. Правда, тут же был осуществлен своеобразный "промежуточный шаг", когда свыше 300 представителей христианской науки и духовенства в распространенном письме принесли мусульманам извинения за крестовые походы и последствия «войны с терроризмом». Только после этого Бенедикт XVI 29 ноября пригласил мусульманских ученых на встречу в Ватикан (посредством письма иорданскому принцу, главе Института Исламской Мысли в Аммане Гази бин Мохаммаду бин Талалу).

И здесь возникает первое предположение о причинах затягивания Папой с ответом - скорее всего в Ватикане (и вокруг) просчитывали, каким образом Бенедикт XVI должен отреагировать на призыв мусульманских авторитетов. Естественно, проводились консультации на этот счет с различными заинтересованными сторонами. Но адресат письма позволяет лишь контурно выдвигать версии на этот счет, поэтому озвучить их не представляется возможным.

Как бы то ни было, исламский мир, без особого декларирования обиды за ожидание ответа, сразу же отреагировал на ход Папы, устами президента Международного Союза Мусульманских Ученых (IUMS) Юсуфа Аль-Кардави призвав мусульман относиться в своих странах к христианам как к равноправным «гражданам», а не зимми. Практически одновременно Малазийский премьер Абдулла Ахмад Бадави высказал идею об образовании в стране комитета по решению проблем немусульман (правительство объявило о создании в ближайшее время Комитета Коммунального Посредничества). И уж совсем сенсационно для немусульман прозвучало подготовленное той же группой из 138 суннитских и шиитских ученых поздравление всех христиан с Рождеством (с призывом к миру на Земле).

И вновь некая реакция на данные шаги была замечена не в традиционно католическом мире. В Великобритании, после обнародования данных проведенного в рамках передачи Newsnight канала ВВС2 расследования, было предъявлено обвинение Аналитическому центру, заявлявшему о распространении экстремистской литературы в ряде мечетей Англии. Данная акция предшествовала визиту в Лондон саудовского короля Абдуллы (в контексте нижеследующего этот факт имеет значение).  

На данном этапе некоторую инициативу стал брать на себя Атлантический "полюс". В начале нынешнего года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал подготовленный этой структурой (при участии Джорджтаунского университета) отчет «Ислам и Запад: ежегодный доклад о состоянии диалога» («Islam and the West: Annual Report on the State of Dialogue»). Согласно данным документа, составленного на основе опроса, большая часть мирового сообщества не считает противоречия между Западом и исламским миром неразрешимыми, однако диалог считают весьма проблематичным. Так, значительное число опрошенных отметили прогресс в ухудшении взаимоотношения между двумя цивилизациями. При этом весьма симптоматичной оказалась уверенность значительного числа мусульман в том, что уважение мира Ислама к немусульманам "превышает" аналогичное отношение "западников" к ним. Председатель ВЭФ Клаус Шваб заявил, что в текущем году мониторинг изучения вопроса диалога между мусульманами и Западом продолжится. Таким образом, отчет о результатах опроса фактически обосновал необходимость межрелигиозного диалога.

Поэтому без особых проблем к процессу "восприятия чужих" религиозных верований подключилась и ООН. Генеральный секретарь Пан Ги Мун, с сожалением констатировав распространение рядом западных СМИ негативного имиджа мусульман, признал важным избавление от исламофобии.

И только в этот момент, уже передав инициативу в движении к диалогу в другие руки, Ватикан внешне активизировался. Открылись католические храмы в Азербайджане и Катаре; а по итогам мартовских переговоров мусульманских и католических лидеров в Ватикане было принято решение о проведении начальной встречи в рамках «Католико-мусульманского форума» в ноябре в Риме (24 религиозных лидера, включая улемов и теологов).

Однако насколько безоблачным будет путь к этому форуму - сказать сложно. Опыт мировой истории, вне зависимости от общественно-экономических формаций, убедительно свидетельствует о светско-религиозном тандеме в геополитических хитросплетениях. Именно по этой причине,

мусульманская "инициатива на сближение", фиксируемая с прошлого года, с большим трудом пробивает путь к реализации. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что, как в мусульманском сообществе, так и в христианском, мы наблюдаем отсутствие единства, т.к. каждая группа (стран, лидеров, направлений, ветвей) пытается получить первенство.

Вполне очевидно, что не по забывчивости Ватикан чуть ли не два месяца готовил ответ мусульманским лидерам. И также очевидно, что далеко не вдруг стала проявляться в буквальном смысле грамотнейшая "подготовка" Эр-Рияда к взятию на себя лидирующих функций в организации межрелигиозного диалога. Т.е. все ходы заинтересованные стороны четко просчитывают и анализируют. Поэтому интересующихся данным ракурсом уже не шокировала информация о переговорах между не имеющими дипотношений Ватиканом и Саудовской Аравией в направлении строительства католического храма в Королевстве.

Но в случае Эр-Рияда важнейший нюанс в том, что здесь проявилась несколько иная концепция межрелигиозного взаимопонимания: король Абдулла призвал к межконфессиональной конференции в "расширенном составе" - мусульмане, христиане, иудеи. Мало того, предложение о встрече представителей всех монотеистических религий было озвучено на проводимом под патронажем Японии и Саудовской Аравии семинаре в Эр-Рияде с довольно весомой повесткой «Культура и уважение религии».  

И не случайно, что на заявление Саудовской Аравии о "триедином формате" сразу же откликнулся "некатолический берег" Христианства. Всемирный cовет Церквей (Женева, Швейцария) призвал углублять взаимоотношения с мусульманами, сославшись, правда, на послание 138-и. Да и главный ашкеназский раввин Израиля Йона Мецгер фактически без каких-либо проволочек поддержал предложение короля Абдуллы.

Поэтому не стоит удивляться, что на фоне движения к межрелигиозному диалогу, в отдельных геополитических центрах, напрямую связанных с различными ветвями мировых конфессий, будут инициироваться конфликты. Причем внешне, как всегда, все будет выглядеть логично и обоснованно. Подтверждением чего является происшедшее между католиками и мусульманами после всех заверений о взаимопонимании: в канун Пасхи миру предстало помпезное и широко разрекламированное принятие крещения довольно известной личности - египетского журналиста Магди Алляма.

В этом же ряду - возникший несколько дней назад буквально на ровном месте межрелигиозный конфликт в России (благополучно разрешился после встречи членов Комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести - председателя Совета муфтиев России, муфтия шейха Равиля Гайнутдина и Главного раввина России Берл Лазара при участии председателя Комиссии Николая Сванидзе). Безусловно, то, что  этот инцидент произошел в момент активизации Москвой посреднической миссии на ближневосточном направлении, вызывает вопросы. Особенно с учетом заявлений российского руководства о необходимости диалога цивилизаций.

Теймур АТАЕВ, политолог

Азербайджан

P.S. Как отмечает агентство "Синьхуа", верховный комитет Саудовской Аравии по делам нефти и минеральных ресурсов заявил о намерении Эр-Рияда "гарантировать предложение нефти в целях стабилизации ситуации на международном нефтяном рынке и тем самым содействия поступательному развитию мировой экономики" (1).

Диалог - он и в политико-экономическом пространстве диалог.

1.Саудовская Аравия приложит усилия для стабилизации ситуации на международном нефтяном рынке

http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2008-03/24/content_602586.htm

01.04.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/dialogue/faith/2302/">ISLAMRF.RU: Все ли дороги ведут в Рим на ноябрьский католико-мусульманский форум?</a>