RSS | PDA | Архив   Суббота 27 Апрель 2024 | 1433 х.
 

«Случайная» закономерность трещины в католико-иудейских взаимоотношениях. Религиозные или политические истоки?

10.02.2009 16:13

В начале января 2009 года глава Совета по вопросам мира и правосудия Ватикана, кардинал Ренато Мартино резко осудил израильскую операцию «Литой свинец», приведшую к массовым смертям среди мирных палестинцев.  

 

«За все происходящее приходится платить беззащитному населению. Посмотрите на условия жизни в Газе: она все больше и больше напоминает огромный концентрационный лагерь» – сказал он в интервью итальянской «Il Sussidiario». В ответ представитель израильского МИДа Игал Палмор сравнил высказывание кардинала с «лексикой пропагандистов ХАМАС», подчеркнув разочарованность отсутствием истины в его словах (1). Протест против сказанного Р.Мартино выразил Центральный совет евреев Германии, Генеральный секретарь которого Штефан Й.Крамер заключил: кардинал «либо пытается злостно распространять антиизраильскую пропаганду, либо не имеет никакого представления об условиях, царивших в концентрационном лагере... Его заявление наносит вред репутации католической церкви (КЦ) и бросает тень на него самого»(2).

Однако, 8 января, в выступлении перед аккредитованным при Ватикане дипломатическим корпусом Папа Римский Бенедикт XVI вновь озвучил позицию Рима. Пусть и в более дипломатичной форме, чем Р.Мартино: «Война на Ближнем Востоке «приносит громадные страдания гражданскому населению... Выбор в пользу военных действий не является решением... Насилие, от кого бы оно ни исходило и какую бы форму ни принимало, должно быть резко осуждено»(3). Таким образом, отношения Рима и Тель-Авива вышли на политическую стезю.

 

Фактор Братства святого Пия X

В декабре 2008 г. Генеральный настоятель Священнического братства святого Пия X монсеньор Бернар Фелле обратился к Бенедикту XVI с прошением о снятии экскоммуникации (форма церковного наказания, в результате которого член церкви временно исключается из церковного общества) с него и трех епископов: Б.Т. де Маллерэ, А.де Галаррета и Ричарда Уильямсона (британский епископ). 21 января, по повелению Бенедикта XVI, Конгрегация по делам епископов отменила их отлучение от КЦ. Для того, чтобы хотя бы в общих чертах было понятно, о чем идет речь, целесообразно совершить небольшой экскурс в историю.

Братство святого Пия X было основано архиепископом Марселем Лефевром (1905-1991) в 1970 г., что имело под собой определенные причины. Являясь одним из активистов «Международной группы отцов», во время II Ватиканского Собора (1963-1965), арх. Лефевр голосовал против принятия Пастырской конституции о Церкви в современном мире «Gaudium et spes» и Декларации о религиозной свободе. Речь идет, в частности, о его несогласии с разрешением Собором перевода традиционной латинской (Тридентской) мессы и замене старых богослужебных текстов вновь составленными. Имя Пия Х для братства всплыло неслучайно. 257-й папа римский Пий Х (1903-1914) был противником именовавшимся модернизмом философско-религиозного течения, провозглашавшего необходимость обновления католической идеологии и ее привязки к современности. Официально осудив модернистов, он активно боролся со сторонниками «новой ереси».

Как бы то ни было, М.Лефевр превратил монастырь в Эконе (Швейцария) в семинарию и основал братство, объединившее недовольных католиков-традиционалистов. Членами братства месса служилась по старому образцу. Естественно, произошел конфликт с церковными властями, подвергавшимися постоянной критике. Вслед за чем Ватикан в 1975 г. приостановил религиозные полномочия М.Лефевра, запретив совершать богослужения и таинства. Что последним не было признано законным. В 1988 г., без согласия Рима, он осуществил рукоположение вышеназванных четырех епископов. Оценивший данный шаг как «акт раскола», Иоанн Павел II отлучил их от церкви. Данное решение Братство охарактеризовало «нарушением канонических норм», признав его недействительным.

На протяжении всей этой истории активнейшее участие в направлении сближения между Папой и Братством принимал кардинал Йозеф Ратцингер, тогдашний префект Конгрегации вероучения, а ныне Римский Папа. Так, в 1999 г. он отслужил Тридентскую мессу в Веймаре. Эту линию Папа продолжил и в настоящее время. Летом 2007 г. было обнародовано решение motu proprio (по собственной инициативе) Бенедикта XVI о восстановлении осенью традиции проводить церковные службы на латинском языке (хотя месса на местном языке не возобранялась). Таким образом, прошение Б.Фелле о снятии экскоммуникации с «опальных» епископов родилось не спонтанно. И никакой сенсации в удовлетворении его просьбы со стороны Бенедикта XVI также не имело места. Но РКЦ сразу же оказалась подвергнутой жесточайшей критике со стороны еврейских организаций, т.к. в традиционном тексте мессы содержится просьба молящихся Богу «отвратить иудеев от их тьмы» и обратить их в католичество. К тому же разрешенность Тридентской мессы наложилось на прошлогодний межрелигиозный конфликт.

 

Фактор Папы Пия XII

Весной 2007 г. Конгрегация по канонизации святых приняла «Досье героических добродетелей» Папы Римского Пия XII (1939-1958), после одобрения которого главой престола Пию XII должен быть присвоен титул «досточтимый». Вслед за чем наступает этап причисления его к лику блаженных (беатификация). Тем самым, начатый в 1967 г. Папой Павлом VI процесс беатификации Пия XII получил продолжение. В октябре 2008 г. Ватикан официально подтвердил намерение канонизировать Пия XII, что вызвало отрицательную реакцию приверженцев Иудаизма. По утверждению еврейской стороны, во время II Мировой войны Папа не высказался против геноцида евреев. Что даже фиксируется подписью под фотографией Пия XII в мемориале Холокоста «Яд-Ва-шем». 30 октября Бенедикт XVI принял на аудиенции представителей Международного еврейского комитета по межрелигиозным консультациям, которые фактически высказались за предоставление подтверждения осуждения Пием XII Холокоста и его помощи евреям. Скорее всего, данное обращение было вызвано прозвучавшим в сентябре на встрече с межрелигиозной группой из США заявлением Бенедикта XVI о «храброй и отеческой самоотверженности» Пия XII для спасения жизни большого числа евреев: «Везде, где только было возможно, он не жалел сил и вмешивался ради них непосредственно, или же через инструкции, данные другим людям или учреждениям Католической Церкви»(4).

В свою очередь, по данным сайта о 260-м Папе Римском, созданная летом 2008 г. новая Комиссия для изучения жизни и убеждений Пия XII отмечала важность «сохранения памяти о великих делах милосердия, творимых [им] в годы войны, когда он, оставаясь в Риме, открыл для гонимых и преследуемых нацистами евреев двери монастырей и обителей». Однако, директор пресс-службы Ватикана Федерико Ломбарди заявил, что реализация вопроса находится «в царстве грядущего»(5).

В начале нынешнего года данный оттенок католико-иудейских взаимоотношений получил свое развитие, но несколько в ином ракурсе.

 

Фактор Р.Уильямсона

В день возвращения епископов Братства святого Пия X в Лоно КЦ (21 января 2009 г.) шведское телевидение легализовало интервью одного из них, Ричарда Уильямсона, данное им осенью (!) 2008 г. Не будем акцентировать внимание на сознательность или случайность обнародования интервью именно в те дни, лишь отметим, что по данным итальянской La Repubblica, прелат озвучил свои мысли в отношении масштабов Холокоста. Подвергнув сомнению наличие газовых камер, он сообщил о вероятности гибели в нацистских концентрационных лагерях 200-300 тыс. евреев. Приведя подробные технические аргументы (6). Вслед за чем президент Центрального совета евреев в Германии Шарлотта Кноблох заявила о прекращении диалога с представителями КЦ (генеральный секретарь комитета немецких католиков Штефан Веспер назвал решение «неадекватным»). А 27 января в письме в канцелярию Святого Престола раввинат Израиля выразил протест против решения Папы отменить отлучение от церкви Р.Уильямсона, заявив о приостановке официальных отношений с Ватиканом.

Естественно, Рим не мог отмолчаться. Сначала Б.Фелле попросил прощения «у Понтифика и у всех людей доброй воли за драматические последствия этого поступка... [нанесшего] прямой урон нашему Братству, дискредитировав ее миссию». Подчеркнув запрет Р.Уильямсону «публично выражать свое мнение по политическим или историческим вопросам до нового указания», т.к. его интервью «не отражает позицию Братства»(7).

28 января в ходе всеобщей аудиенции в Ватикане выразивший «полную и неоспоримую солидарность» с еврейским народом Бенедикт XVI предостерег членов Церкви от любой формы отрицания Холокоста: «Я вновь с любовью выражаю мою полную и неоспоримую солидарность с нашими (еврейскими) братьями, я надеюсь, что память о [Холокосте] побудит человечество размышлять над непредсказуемой властью ненависти, когда она завоевывает сердце человека» (8). Понтифик также высказал надежду на продолжение диалога между двумя религиями. Но об изменении решения по возвращению членов Братства Пия X в лоно католической церкви речи не было.

30 января в письме председателю папской комиссии Ecclesia Dei кардиналу Дарио Кастрильону Ойосу Р.Уильямсон с сожалением заявил о причиненном Папе Римскому «излишнем беспокойстве», вследствие развернувшейся полемики после его «неосторожных фраз». Хотя Ш.Кноблох подчеркнула возможность доверия заверения Папы Римского в «полной солидарности» с евреями после привлечения Уильямсона к ответу. Выдвинув требование о сложении епископом «всех обязанностей церковного деятеля»(9). (В скобках можно заметить, что того же 30 января об отрицании Холокоста сообщил еще один представитель Братства св. Пия X – итальянский священник Флориано Абрахамович. Итальянское отделение Братства исключило его из своих рядов после высказывания, что «газовые камеры служили для дезинфекции».

На этом фоне, в интервью газете «Liberal» генеральный директор верховного раввината Израиля в Иерусалиме Одед Вайнер сказанное 28 января Папой назвал «очень важным», т.к. «понтифик четко выразил в них свою позицию в отношении Холокоста и тех, кто его отрицает. Услышать эти слова было крайне важно... для всего мира». Вслед за чем подчеркнул значимость намеченного визита Папы в Израиль: «Наши отношения с Ватиканом являются особыми, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы сохранить их на высочайшем уровне... Визит Бенедикта XVI в мае очень важен для нас»(10). В то же время ряд источников заявили о подтверждении еврейской стороной высказанного ранее отказа от участия в очередном заседании комиссии Святого Престола по религиозным отношениям с иудеями.

Ну а 4 февраля госсекретариат Рима распространил сообщение о необходимости отказа Р.Уильямсона от заявлений, отрицающих Холокост: для допуска к епископскому служению в Церкви.

 

Заключение

Изложенное выше вроде как должно свидетельствовать о противоречиях в католико-иудейских взаимоотношениях на почве признания (или наоборот) Холокоста представителями Ватикана. Но складывается впечатление, что развивающаяся ситуация – некий «промежуточный» вариант во взаимоотношениях Папского престола с миром Иудаизма. Т.к. в происходящем усматривается более глобальное обрамление. А именно: неспонтанность осуждения Папой Римским военных атак Израиля против Палестины.

Обратим внимание, что Европа, в т.ч. и Германия с Англией, открыли «зеленый коридор» для антиизраильских демонстрантов в период атак Газы. Да, Берлин заявлял об уважении права Израиля на самооборону, а канцлер Ангела Меркель громогласно призвала Рим сделать более четкое заявление относительно отрицания Холокоста Р.Уильямсоном. Но не будем забывать, что Франкфурт, Дюссельдорф и др. германские регионы вошли в число «городов-демонстрантов», а в элитном (!) центре Лондона прошли столкновения участников многотысячной антиизраильской акции с полицией, не допускавшей протестантов к зданию посольства Израиля.

Говоря другими словами, в факте осуждения КЦ елль-Авива видится светско-религиозное геополитическое единство. Внешний же ракурс возможной беатификации Пия XII, возвращения Бенедиктом XVI в Лоно Церкви ранее выведенных из нее епископов, включая «опального» Р.Уильямсона, демонстрируют мировой общественности противостояние на основе отношения к Холокосту. Действительно, признание Пия XII со стороны КЦ блаженным фактически нивелирует его обвинения еврейской стороной в неосуждении Холокоста (нивелируя и сам Холокост). Тонкость тут в том, что даже в случае громогласных извинений Р.Уильямсона за сказанное им, критика еврейской стороны действий Пия XII во время II Мировой Войны вполне может парироваться Папским престолом примером раввината, не осудившего смерть невинных арабских младенцев, женщин и стариков.

А пока суть да дело, различными источниками муссируются слухи о возможной отмене майского визита Бенедикта XVI в Израиль.

 

 

Теймур Атаев, политолог Азербайджан

На фото: Р. Уильямсон

 

1.Ватикан открыто критикует Израиль: «Сектор Газы превращен в огромный концлагерь»

2.Центральный совет евреев Германии протестует против сравнения сектора Газа с концлагерем

3.Папа Римский подверг Израиль резкой критике

4.Римский Папа вступился за защитника евреев

5.Беатификация

6.Андреа Таркуини. Епископ утверждает: «Холокоста никогда не было»

7.Братство святого Пия X просит прощения у Бенедикта XVI

8.Папа Римский: никто не может отрицать холокост

9.Решение Папы Римского вызвало конфликт между католиками и евреями

10.Верховный раввинат Иерусалима: «Визит Папы очень важен для нас, мы его ждем»

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/faith/dialogue/7080/">ISLAMRF.RU: «Случайная» закономерность трещины в католико-иудейских взаимоотношениях. Религиозные или политические истоки? </a>