RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Май 2024 | 1433 х.
 

Абу-Ханифа: Упрощенное знание

10.03.2009 15:02

Именем Бога, Всемилостивого и Милосердного!   Хвала Богу, Господу миров! Благословение и мир нашему господину Мухаммаду, его семье и сподвижникам!  

 

Абу-Муты аль-Хакам ибн Абдаллах из Балха[1] сказал:

 

Я спросил Абу-Ханифу ан-Нумана ибн Сабита о важнейшем знании (*фикх).

– Оно в том, чтобы никого из людей кыблы не обвинять в неверии из-за греха; ни в ком не отрицать веру; призывать к доброму и удерживать от дурного; знать, что постигшее тебя не должно было пройти мимо, а прошедшее мимо не должно было тебя постигнуть; не отрекаться ни от одного из сподвижников Божьего посланника – почитая одного, не забывать другого, а дело Усмана и Али оставить [на суд] Бога, – ответил он и добавил: – Знание о вероисповедании (*дин) предпочтительнее знания о практических нормах, при том, что знать, как поклоняться своему Господу, для человека важнее изучения многих других наук.

– Поведайте мне о важнейшем знании, – попросил Абу-Муты.

– Оно для человека состоит в том, чтобы познать веру в Бога, Божественные законы, традиции[2], Божьи пределы[3], различие и единство во взглядах мусульманских ученых, – ответил Абу-Ханифа.

– Поведайте мне о вере, – спросил он.

– Алькама ибн Мурсид рассказывал мне, – ответил Абу-Ханифа, – от Яхъи ибн Ямара, который сказал: я спросил Ибн-Умара:

 

– Поведайте мне о религии. В чем она?

– В том, что тебе должно познать веру, – ответил он.

– Тогда поведайте мне о вере. В чем она? – спросил я. Он взял меня за руку и отвел к старцу, посадил рядом с ним и сказал:

– Он спрашивает меня о вере. Какова она?

Этот старец был из тех, кто участвовал вместе с Божьим Посланником еще в [битве] при Бадре[4].

– Однажды я был рядом с Божиим Посланником, – продолжил Ибн-Умар, – и этот старец – тоже. Как вдруг появился мужчина с красивыми волосами из-под чалмы. Мы приняли его за одного из бедуинов. Он прошел под взоры людей и остановился прямо напротив Божьего Посланника.

– О Божий Посланник, что есть вера? – спросил он.

– Это свидетельство, что нет божества, кроме Бога, и что Мухаммад – Его раб и посланник; вера в Его ангелов, писания, посланников, Последний День, предопределение Богом доброго и худого.

– Ты прав! – сказал он.

Мы сильно удивились тому, что он подтверждает слова Божьего Посланника, зная, какими невеждами были бедуины.

– О Божий Посланник, в чем богослужебные законы ислама?

– В совершении молитвы; выплате закята; посте в рамадан; хадже к Дому для тех, кто осилит к нему дорогу, и очищении от осквернения.

– Ты прав! – сказал он.

И мы опять удивились его реплике, подтверждающей слова Божьего Посланника, как будто он и сам все знает.

– О Божий Посланник, что есть добродетель?

– Это когда ты усердствуешь ради Бога, словно ты Его видишь, и хотя ты Его не видишь, Он видит тебя.

– Ты прав! – сказал он и снова спросил: – О Божий Посланник! Когда наступит Судный час?

– Об этом спрашиваемый не более сведущ, чем спрашивающий.

После этого [незнакомец] ушел. И когда он смешался с людьми, мы его больше не видели. Пророк же сказал: «Это был [ангел] Гавриил, пришедший научить вас особенностям вашей же религии».

 

– Я спросил Абу-Ханифу, – сказал Абу-Муты, – кто искренне уверует и засвидетельствует это, тот – верующий?

– Да. Засвидетельствовав это, человек свидетельствует ислам в целом. Таковой – верующий.

– А если он станет отрицать какое-нибудь из творений Божьих, сказав: «Я не знаю, кто сотворил его»?

– Тогда он впадает в неверие, ибо Всевышний гласил: «Бог – Творец всякой вещи» (6:102). [Сказав так], он словно говорит: «У этого [творения] есть иной, помимо Бога, творец». Точно так же, если кто скажет: «Я не знаю, обязал ли Бог меня молитвой, постом и закятом», тот впадает в неверие, ибо Всевышний гласил: «И вершите молитву, и давайте очищение (*закят)» (напр., 2:43). И гласил Всевышний: «Предписан вам пост» (2:183). И гласил Всевышний: «Пусть будет хвала Богу, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! И да будет хвала Ему и в небесах, и на земле, ночью, и когда застигает вас полдень» (30:17–18). А если он скажет: "Я верую в эти аяты, но не знаю их истолкования и не ведаю их объяснения", то он не впадает в неверие, ибо верует в Ниспослание, но ошибается в истолковании».

– А если кто в стране многобожия засвидетельствует ислам только в целом, не зная при этом ничего из религиозных обязанностей и божественных законов; не засвидетельствует и Писания и вообще ни одного из Божественных законов ислама, лишь засвидетельствует Бога и веру, но не засвидетельствует ни одного из Божественных законов веры. И таким умрет. Он верующий?

– Да.

– Даже если ровном счетом ничего не будет знать и не будет жить в соответствии с этим, лишь засвидетельствовав веру?!

– Да, он – верующий.

– Поведайте мне о вере.

– Она в том, что ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Единого, несообожествляемого Бога; свидетельствуешь о Его ангелах, Писаниях, посланниках, Рае, Аде, воскрешении, [предопределении] Им доброго и худого; свидетельствуешь, что Он никому не делегировал [способность творить] деяния, а люди непременно идут к тому, что было создано для них, и к тому, что проистекает из предопределения.

– Что Вы скажете о том, кто засвидетельствовал все это, однако говорит: «Воля – моя, если я пожелаю, буду веровать, а если не пожелаю, то не буду веровать, ибо Всевышний гласил: «Кто желает, пусть верует, а кто желает, пусть не верует» (18:29)».

– Он лжет в своих домыслах! Разве ты не знаешь слова Всевышнего: «Истинно, он [Коран] есть наставление. Кто желает, тот получит наставление от него, но получит наставление только тогда, когда пожелает этого Бог»? (74:53–56). И еще гласил Всевышний: «Но не пожелаете вы, если не пожелает Бог» (76:30). Слова же Всевышнего «Кто желает, пусть верует, а кто желает, пусть не верует» – не что иное, как устрашение (*ва`ид). Впрочем, из-за своего [неверного понимания] он впадает в неверие, ведь он не отвергает данный аят, а лишь ошибается в его истолковании, не отвергая его Ниспослания.

– А если кто скажет: «Постигло меня несчастье!», но на вопрос: «Было ли оно тем, чем испытал его Бог, или тем, что он стяжал сам?» ответит: «Нет, это не от Бога испытание», впадает ли он в неверие?

– Нет.

– Почему?

– Ибо Бог гласил: «Что постигло тебя из хорошего, то – от Бога, а что постигло из дурного, то – от самого себя» (4:79), то есть от твоих грехов, а Я – Тот, Кто оное предопределил. И гласил: «А что постигает вас из несчастья, так это за то, что стяжали вы руками своими» (42:30), – то есть за грехи ваши. И гласил Всевышний: «Он сбивает, кого хочет; и ведет прямым путем, кого хочет» (16:93). Таким образом, он ошибается лишь в истолковании. Смысл же слов Всевышнего: «(Бог) стоит между человеком и его сердцем» (8:24) в том, что Бог стоит между верующим и падением в неверие, между неверным и обретением веры. Дееспособность (*истита`а) же, с помощью которой раб Божий творит богоослушание, по сути своей пригодна и для богопослушания. Поэтому человек будет в ответе за то, как он расходовал свою дееспособность, которой Бог наделил его, повелев использовать в богопослушании, а не богоослушании.

– А тому, кто скажет: «Бог принуждает[5] Своих рабов к греху, а затем Сам же их и наказывает», – чем нам следует ответить?

– Ты его спроси: «Вред и польза раба Божьего исходят от него самого?» Если скажет: «Нет, ибо люди принуждены [Богом] к вреде и пользе в отличие от [возможности совершать] богопослушание и богоослушание», то спроси его: «Сотворил ли Бог зло?». Если скажет «Да», то он противоречит своему суждению, а если скажет «Нет», то впадает в неверие, ибо Всевышний гласил: «Скажи: "Прибегаю я к Господу рассвета от зла того, что Он сотворил…"» (113:1–2), поведав, что Бог сотворил зло.

– А если кто спросит: «Разве вы не утверждаете, что Бог волеизъявил неверие и волеизъявил веру?», и если мы ответим «Да», то он спросит: «А разве Бог не говорит: "Он – Тот, кто сподоблен внушать страх и кто сподоблен прощать грехи"» (74:56), и если мы ответим «Да», то он спросит: «И Он сподоблен внушать неверие?» — чем нам следует ответить?

– Мы ответим, что Бог сподоблен [внушать страх и прощать грехи] тем, кому пожелал богопослушание, а – не богоослушание. Если он спросит: «Так что Бог не волеизъявлял, чтобы про Него говорили всякую ложь», то переспроси его: «Клевета на Бога выражается словами или нет?» Если ответит «Да», то спроси: «А кто научил Адама всем известным словам[6]?». Если ответит: «Бог», то спроси: «Неверие выражается словами или нет?» Если ответит «Да», то спроси: «Так кто же научил неверного говорить?» Если ответит: «Бог», то опровергает самого себя, ведь [ложь] многобожия выражается словами. И если бы Бог не пожелал, то не научил бы подобным словам [неверных].

– А если кто скажет: «Человек, коль желает, действует, а коль не желает – не действует. Коль желает – ест, а коль не желает – не ест. Коль желает – пьет, а коль не желает – не пьет».

– Переспроси его: «Предопределил ли Бог сынам Израилевым перебраться через море, предопределив Фараону[7] утонуть?» Если ответит «Да», то спроси его: «А могло ли случиться так, что Фараон не отправился бы в погоню за Моисеем и не утонул бы вместе со своими приспешниками?» Если ответит «Да», то впадет в неверие, а если скажет «Нет», то он противоречит своим прежним словам.

 

 



[1] Цепочка передатчиков опущена.

[2] То есть священную традицию (*сунна) Пророка и, судя по тому, что данное слово стоит во множественном числе и традицию его преемников, – первых четырех праведных халифов.

[3] Божьими пределами (*худуд Аллах) обозначаются наказания, установленные Кораном.

[4] Первая в истории ислама битва с язычниками (2/624 г.).

[5] В тексте опечатка: не принуждает.

[6] Букв. «именам» (*аль-асма`) – см. Коран (2:31).

[7] В Коране и исламской традиции эпитет «Фараон» заменяет имя собственное.

 

 

Начало статьи. Продолжение следует...

 

 

Из книги Рустама Батрова "Абу-Ханифа: жизнь и наследие".
Под общей редакцией Д.В. Мухетдинова. — Нижний Новгород - Ярославль. ИД "Медина", 2007.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/faith/proselitism/7503/">ISLAMRF.RU: Абу-Ханифа: Упрощенное знание</a>