RSS | PDA | Архив   Четверг 21 Октябрь 2021 | 1433 х.
 

Нижегородцы и бухарцы — исторические соприкосновения

22.01.2008 16:13

Летом 2007 года делегация нижегородских мусульман во главе с председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области Умаром Идрисовым отправилась в Среднюю Азию — в Бухару и Ташкент, чтобы восстановить братские мусульманские связи, разрушенные развалом СССР. Затем была поездка в Казахстан с той же целью — укрепления братских контактов. Обе поездки были удачными и эффективными. Они напомнили о том, что во взаимодействиях наших народов, когда-то живших в рамках одного государства, было много доброго, человечного, что наши истории тесно переплетались и имели много общих точек соприкосновения. Вот об этих сходных моментах жизни нижегородцев и бухарцев, наших исторических соприкосновениях и рассуждает доктор исторических наук Ольга Сенюткина

Двери медресе
Двери медресе "Мир-и-араб" в Бухаре открыты для студентов на протяжении вот уже более пяти веков
Фото из архива ИД "Медина"

Бухара… Когда звучит это слово, в сознании нижегородца, жителя центральной России, оживают картины, наполненные экзотикой восточных сюжетов, образы классического исламского мира. Сегодня слово «бухарцы» употребляется только по отношению к жителям города Бухара. Но исторически так было не всегда.

Есть и другие значения этого понятия. Под бухарцами могли понимать всех жителей Бухарского ханства, включавшего в себя и узбеков, и уйгуров, и таджиков, и даже иногда казахов, каракалпаков, евреев. Выходцы из Средней Азии, торговавшие за пределами Бухарского ханства, именовались также бухарцами и обозначали себя, оседая на других землях, чтобы не смешиваться с другими народами, именно этим словом. Это обозначение воспринималось как этническое. До начала 30-х годов XX века в документах можно было указывать национальность — «бухарец». Представители других народов воспринимали бухарцев как народ, по преимуществу торговый.

Бухара — город с богатой историей, истоки которой уходят в глубокую древность. Еще в доисламский период своего развития в VI–VII вв. она была крупным городом, широко известным в соседних землях. Сначала не желавшая покоряться арабам Бухара пыталась сопротивляться во время их завоевательного натиска, но постепенно сама, пройдя исламизацию, стала исламским центром культуры. Не случайно ее называют жемчужиной мусульманского Востока.

В середине IX столетия Бухару окружили могучие стены с одиннадцатью воротами для защиты от набегов врагов. Но не всегда стены могли защитить от сильного противника. В феврале 1220 года Бухару захватили полчища Чингиз-хана. Вспомним, что именно в те времена, с 1221 года, в устье Оки, впадающей в Волгу, строится Нижегородская крепость, которой суждено было также почувствовать на себе удар мощного противника.

Это некоторые детали сходства нашей с Бухарой давней истории.

Когда же и как начались первые и непосредственные контакты нижегородцев и бухарцев? Логично предположить, что через торговлю — и никак иначе — могли налаживаться первые связи наших предков с бухарцами. Это были, конечно же, прежде всего, ярмарочные встречи.

В каком облике мог предстать бухарец, житель среднеазиатских земель, в сознании нижегородца XIV века? XIV столетие — это для Руси времена золотоордынские, времена, когда Русь вошла в состав единой огромной Евразийской державы. Это времена позитивных взаимодействий, активной торговли по Волжскому торговому пути, соединявшему разные народы Золотой Орды.

В 1370 году, когда Золотая Орда переживала тяжелейший кризис, Бухара вошла в состав империи Тимура, но это не нарушило торговых связей бухарцев со средневолжскими землями.

Первое летописное упоминание о ярмарке близ Нижнего Новгорода относится к 1366 году — и уже тогда, по сведениям краеведов, на торги съезжались среди иностранных гостей (купцов) и бухарцы, и хивинцы, и другие азиаты. По-прежнему, бухарец для нижегородца — это человек из дальних краев, торговец, приплывший по Волге, чтобы предложить свой товар и купить то, что приглянулось с местных торгов.

На своей родине в XIV–XV вв. бухарцы активно развивали исламскую культуру. Это проявлялось по-разному. Например, в Бухаре с 1318 по 1389 годы жил шейх Бахаутдин Накшбанди, идеи которого впоследствии будут усвоены теми нижегородскими имамами, кто пройдет обучение в Бухаре и передаст свои знания учения шейха рядовым нижегородским мусульманам. В тот период в Бухаре строились новые мечети, мавзолей Сайфитдина Бохарзи, медресе Улугбека и другие шедевры исламской архитектуры.

В XVI–XVIII вв. Бухара являлась столицей государства Центральной (Средней) Азии (Бухарского ханства). Знаменательным событием было строительство в 1535 году медресе Мир-и-Араб, которое впоследствии даст образование целому ряду нижегородских имамов.

Базары Бухары того времени стали хрестоматийным символом представлений об этом городе. Торговля разворачивалась по центральной магистрали, по обеим сторонам которой тянулись бесчисленные лавки, как правило, покрытые куполами со световыми люками. Это делалось для удобства торговцев, которые работали и жарким летом и холодной зимой.

До наших дней сохранилось три торговых сооружения, именуемых «ток» — арка, свод. По ним можно ярко представить, что открывалось взору гостей, приезжавших в Бухару того времени. Сложное многосводчатое и купольное перекрытие (ток) создавало особую атмосферу торга и общения. До нашего времени сохранились Токи-Саррафон (купол менял), Токи-Заргарон (купол ювелиров) и Токи-Тильпак — купол продавцов головных уборов. Через арочные проемы этих сооружений свободно проходили навьюченные верблюды. Торговля же разворачивалась по обходному вокруг центрального зала кольцу коридоров.

К торговой магистрали в центре города примыкали караван-сараи, носящие имена городов и стран, откуда были купцы, в них останавливающиеся. Наряду с индийским, китайским, хорезмским, самаркандским караван-сараями красовался и русский.

Купцы, приезжавшие из христианских стран и городов, окунались в экзотическую для них атмосферу Бухары XVI века. Караван-сараи и торговые здания, бани и хаузы (огромные бассейны), крепостные стены и укрепленные ворота, мечети и медресе, ханаки и усыпальницы, отдельные сооружения и крупные ансамбли — все это, создававшее неповторимый облик города, оставалось в памяти навсегда.

Мусульмане из России могли молиться в бухарских мечетях со своими братьями по вере, исповедующими Ислам. Например, в обширном дворе мечети Калян, возведенной еще в первой половине XV века, укрывались от летнего зноя и зимнего дождя в большом зале или окружающих двор галереях. Могли полюбоваться на минарет Калян, построенный еще в XIII столетии. На фундаменте соборной мечети XIII века поднялась мечеть Калян XV века. Где бы ни находились гости Бухары, они могли видеть внешний купол этой мечети, один из самых массивных и высоких в городе. Кроме соборной джума-мечети, было много других мечетей, готовых открыть свои двери гостям-мусульманам.

Ребристые и звездчатые купола и своды, изысканные мозаичные вставки, глазурованные прокладки «в швах», стенные росписи, наборные панели, расписная майолика — все это видели наши предки, нижегородские купцы, приезжая в Бухару. Все, что было создано зодчими в XVI веке и составляло суть выдающейся архитектуры Бухары. В XVII веке мощный всплеск творческой энергии мастеров нашел свое развитие. Изменилась цветовая гамма: в XVI веке черно-фиолетовая, в XVII — желто-зеленая с бело-черным рисунком. Тем не менее, самая талантливая архитектура относилась к XVI столетию. Впоследствии были лишь «перепевы», повторы. Выдающиеся по замыслу и исполнению здания стали уходить в прошлое.

Многих удивляло и то, что в XVI веке Бухара была местом сосредоточения дервишей, которые в высоких шапках, с посохами и неизменными чашами для сбора подаяния бродили по «святым местам». Для них в городе строились сооружения с кельями для жилья и молельными залами. Эти сооружения получили названия «ханака». По улицам Бухары сновали водоносы, которые в кожаных мешках-бурдюках разносили воду по базарам и дворам.

Продолжение следует

"Медина аль-Ислам" № 3(52) 19-25 января

22.01.2008

 

Ссылки по теме:

Спецвыпуск журнала «Минарет» посвящён духовным связям России и Узбекистана

В Нижнем Новгороде учреждён Фонд имени муфтиев Бабахановых

Род муфтиев Бабахановых: нести свет Ислама в любых условиях!

Сенсации и мудрость – в «Бухарских воспоминаниях» Умара Идрисова: взгляд на поколение «бухарских имамов» изнутри

Нужна ли «нам» Центральная Азия?

Центральная Азия: выбор приоритетов

От караванов к магистральным трубопроводам

Ислам Каримов принял приcягу

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/history/culture/1245/">ISLAMRF.RU: Нижегородцы и бухарцы — исторические соприкосновения</a>