RSS | PDA | Архив   Среда 14 Ноябрь 2018 | 1433 х.
 

Религия неразрывна с нацией: Диния назараты

14.09.2009 11:59

Диния назараты: что это такое?  

 

Статьи под таким названием вы не найдете в «Татарском энциклопедическом словаре». Раздел, посвященный Диния назараты, появился в первом издании труда «Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье», но из последующих изданий его убрали. Это показывает, как роль религии понимают в современном Татарстане. Но и сегодня на здании муфтията в Казани висит арабоязычная табличка «Диния назараты». Так этот термин живет уже 90 лет.

 

Члены назарата избирались на всех трех Всероссийских съездах улемов и мутаваллиев в 1920-м, 1923-м, 1926 году в соответствии с уставом Центрального Духовного управления мусульман. Его председателями были два великих улема Галимджан Баруди и Ризаэтдин Фахретдин. Религиозное министерство было ведомством по делам религии Милли Идарэ, то есть правительства автономии российских мусульман Внутренней России и Сибири. Его полномочия признавались татарами, казахами и частью башкир.

 

Зачем его создали?

 

Диния назараты было создано на II Всероссийском мусульманском съезде 22 июля 1917 года. Его председателем стал муфтий Галимджан Баруди. Может возникнуть вопрос: зачем нужно было проводить новое голосование, если он был избран муфтием-председателем Духовного управления всего за три месяца до этого? Проблема была в том, что власти пытались контролировать Управление, как в дофевральские дни. Они уже даже не финансировали его, но отказывались признать существование шести казыев (судей), ведь по Указу Екатерины II от 1788 года казыев должно было быть только три. Воплощение же в жизнь политики Временного правительства, принимавшего в целом приемлемые законы, — это предмет отдельного разговора.

 

Даже по мнению русских экспертов, центральные власти воспринимали мусульман практически только как посетителей мечетей или, как сейчас говорят, «потребителей мусульманского бюро ритуальных услуг». Поэтому школы для мусульман стали превращаться в татароязычные варианты русских школ с национально-культурным компонентом. А ведь против этого боролись почти все мусульмане. Татары, начиная с муфтия Мухаммеджана Хусаина и Хусаина Фаизхани в позапрошлом веке, стремились дополнить религиозные школы научными знаниями, а не превращать мактабы в подобия русских начальных училищ. Нашу элиту всегда давали медресе, а не светские школы. Уже в 1917 году, глядя на молодых социалистов с их гимназическими аттестатами, старшее поколение понимало, что их не научили чему-то главному в жизни.

 

Лидеры российских мусульман понимали, что только воспитание религиозное и светское даст полноценного гражданина-мусульманина. Вопросы фетв, вакфов, подготовки улемов и мударрисов были также малопонятны властям. Решения Нижегородского III Всероссийского мусульманского съезда 1906 года попали под обвинения в пантатаризме и панисламизме. Это было всегда удобным способом для отказа мусульманам в праве решать свои дела. В 1917 году у членов российской уммы впервые появилась реальная возможность взять дела религии Ислама в свои руки.

 

Полномочия Диния назараты

 

По Основным положениям о национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири их религиозная и национальная автономия осуществляется путем последовательного проведения самоуправления, а органы религиозного и национального самоуправления, как высшие, так и низшие, признаются органами публично-правовыми. Это обозначало, что органы автономии (действуя, естественно, в рамках российского правового пространства) не зависят от других властей, но их решения признаются властями.

 

По тем же Основным положениям «Духовное ведомство ведает нижеследующие дела: издание фетв; рассмотрение и разрешение вопросов веры и богослужения; наследственное и семейное шариатское право; утверждение вакуфных, дарственных и завещательных актов; учреждение приходов; разрешение и постройки мечетей; утверждение в должности и удаление с нее имамов и муэдзинов; опротестование выборов окружных и районных мухтасибов; подготовка лиц на духовные должности и на должности преподавателей духовных учебных заведений; общий надзор за постановкой преподавания вероучения во всех учебных заведениях; цензура Корана и Афтиака; управление духовными школами (медресе)».

 

Обратите внимание, что на первом месте стоит именно издание фетв как актов мусульманского права. Таким образом, из органа госконтроля в лице ОМДС создавался центр прежде всего законодательно-догматический и судебно-правовой. В письме Диния Назараты ко всем мусульманам от 30 сентября 1917 года указывалось, что оно сохраняет функции Махкама-и-Шаргыя (Шариатского суда) в вопросах брака (никаха), развода (талак), раздела имущества (мирас). Оно также регистрировало отношения собственности путем издания вакуфных, дарственных и завещательных актов. И сегодня члены уммы должны помнить, что собственность должна быть направлена не на увеселения, а на помощь близким, школы и мечети, социальные нужды. В 2007 году в Татарстане объявлен «Год благотворительности», так что казанское Диния назараты (ДУМ РТ) может постараться внушить эти мысли сегодняшним верующим.

 

Даже в те годы больным вопросом была подготовка преподавателей духовных учебных заведений — медресе. На Уфимском губернском съезде духовенства в сентябре 1917 года говорилось, что по обеспечению и формальной постановке образования медресе уступают православным академиям. Поэтому единым центром высшего образования стало уфимское медресе «Усмания».

 

Состав

 

Диния Назараты отличалось высочайшим уровнем компетентности. Ведущее место здесь занимал представитель Оренбурга Ризаэтдин Фахретдин, который уже с осени 1917 года стал заместителем председателя, а после смерти Баруди — председателем Диния назараты. Преемственность с ОМДС олицетворял Салихджан Урманов. Казань представлял и мюрид Баруди Кашшафетдин Тарджемани. Другой мюрид Баруди имам Нижегородской Ярмарочной мечети Габдулла Сулеймани олицетворял духовенство Центральной России. Делегатом казахов был Хаджат аль-Хаким Махмудов. Но наряду с региональным было соблюдено и гендерное представительство. Впервые казыей стала женщина — Мухлиса Буби. На их счету не только изданные книги, но и постоянный рост числа приходов и блокирование атеистической политики вплоть до конца 1920-х годов. А для большинства — и смерть в застенках НКВД.

 

Пример потомкам

 

1917 год навеки останется в российской истории как год двух революций. В тот год много пытались создать, но почти все рухнуло в считанные месяцы. Диния назараты пережило и борьбу за власть, и последовавшую за ней гражданскую войну, страшный голод 1921-го и двуличие НЭПа, «безбожную пятилетку» и уничтожение большинства мечетей. Но для всех членов уммы была возможность провести имянаречение и никах, провести похороны и ознакомиться с основами религии предков (зачастую полуподпольно). Члены Диния назараты были великими подвижниками и бессребрениками. Поэтому к ним приходили люди со своими нуждами и делились бедами и куском хлеба. Сегодня, аллаха шукер, наши муфтияты не бедствуют, но приходят ли ко всем нам простые люди?

 

Дамир Мухетдинов

 

Материал опубликован в газете «Медина Аль-Ислам», № 30, июнь 2007, стр. 13

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/library/legacylib/9840/">ISLAMRF.RU: Религия неразрывна с нацией: Диния назараты</a>