RSS | PDA | Архив   Вторник 14 Июль 2020 | 1433 х.
 

Садур Валиахмет (Владимир) Гареевич

21.10.2010 12:58

Садур Валиахмет (Владимир) Гареевич (1939–2006) – видный исламский просветитель, общественный деятель, этнолог, лингвист. Род. в Новосибирске (оба его деда бежали в Сибирь от репрессий из Буинского р-на Татарстана). После окончания средней школы в Новосибирске поступил в Ин-т восточных языков в Москве по специализации «индонезийский язык». Во время учебы в течение одного года работал в Индонезии, что являлось обычной практикой языковых вузов того времени. После окончания ин-та оправился на работу в Индонезию; после возвращения оттуда в 1966 г. ему предлагались ответственные посты в МИД СССР, в т.?ч. и должность посла в Индонезии, но непременным условием ее занятия было членство в коммунистической партии, на что С. по идеологическим соображениям не мог пойти.

 

В Москве С. некоторое время работал во Всесоюзной библиотеке иностранной литературы, окончил аспирантуру Ин-та востоковедения АН СССР, затем работал в Ин-те научной информации по общественным наукам АН СССР, откуда перешел в отдел фольклора Ин-та мировой литературы (ИМЛИ). Занимался проблемами искусственных языков. Автор статей и монографий по индонезийскому яз., искусственным языкам и общей лингвистике; рецензировал множество работ по языкознанию.

 

Начиная с университетской скамьи, С. изучал различные языки – тюркские: родной татарский, впоследствии башкирский, узбекский, казахский, чувашский, киргизский, турецкий и др.; европейские – английский, французский, итальянский, испанский, польский, чешский, и др. В общей сложности к концу жизни он в различной степени владел почти 25 языками, относящимися к 4–5 различным языковым семьям. В кон. 1960-х- нач. 1970-х гг. С. участвовал в работе по переводу на русский яз. и подготовке к публикации киргизского эпоса «Манас». Был отстранен от этой работы вследствие нежелания исключать из перевода и последующей публикации массивы текста, противоречащие идеологической линии КПСС (в результате эпос, по словам С., «оказался лишенным религиозного содержания»). Будучи не согласным с таким подходом, С. ушел из ИМЛИ.

 

В 1960-е гг. в его записях, носящих дневниковый характер, появляются заметки, где автор размышляет об исторической судьбе родного народа и склоняется к национализму. По воспоминаниям Г. Померанц, в далеком 1966 г. С. чувствовал и мыслил иначе, чем он; «мы», с которым соотносилось его «я», было наполнено этническим содержанием. С. объяснял, что «современная система образования безо всякого насилия денационализирует татарина, превращает его в русского интеллигента татарского происхождения, думающего по-русски, пишущего стихи по-русски».

 

Начиная с первых шагов по организационному оформлению татарского национального движения, С. принимает в нем активное участие. Так, в кон. 1980-х гг. он явился одним из организаторов Научного общества татароведения – предшественника современной активно формирующейся татарской исторической школы. Вместе с тем, примерно с первой половины 1980-х гг. он все больше начинает склоняться к исламу как к единственному средству сохранения татарского народа и безальтернативному пути его развития. К этому выводу он пришел как изучая иноязычные (преимущественно на английском яз.) источники по исламу, находившиеся в спецхранах научных библиотек, так и вследствие контакта с группой «Саф Ислам», проводившей обучение намазу и старотатарскому яз. арабским алфавитом.

 

Вследствие общих процессов демократизации и смягчения режима мусульманское сообщество на территории бывшего СССР получило возможность создания своих объединяющих структур и возобновления своих международных контактов. С. принимал активное участие в деятельности Исламской партии Возрождения и структур, наследовавших ей на территории РФ – в первую очередь, Исламского Конгресса России (до 1994 г. – Исламский клуб Москвы). И в рядах ИПВ, и будучи одним из лидеров Исламского Конгресса России С. прикладывал массу усилий для интеллектуализации мусульманского сообщества страны и для направления его на путь науки и познания, тем самым предотвращая его радикализацию. С момента организации Исламского Конгресса С. являлся его вице-президентом, руководя также отделом дагвата (исламского призыва). Огромные усилия он прилагал для распространения знаний об исламе среди таких народов, как алтайцы, шорцы, чуваши, хакасы, др. коренные народы Сибири и Поволжья. Его перу принадлежат исследования, посвященные влиянию ислама на чувашские и финно-угорские традиционные верования; он исследовал также мусульманско-алтайские контакты. По его инициативе на алтайский и чувашский яз. были переведены первые в истории этих народов книги об исламе. Благодаря его деятельности появились первые алтайцы-мусульмане. С. многократно выезжал в регионы Сибири, Урала, Поволжья, проводил исследования, выступал с лекциями и докладами. Все его выступления тепло и с большим интересом воспринимались людьми самых разных возрастов, наций, конфессий и уровня образования, т.?к. С. действительно умел найти ключ к сердцу каждого слушателя. Его приглашали для проведения курсов лекций вузы Москвы, Нижнего Новгорода, Казани и др. городов.

 

С. создал принципиально новый методологический подход в этнологии: в качестве отправной точки он использовал постулат о том, что каждому народу ниспосылались пророки, и предложил исходить из сравнения этнографических особенностей каждого народа с изначальным единобожием, которому учили все пророки.

 

С. сыграл важную роль в развитии и диверсификации международных контактов российских мусульман, основной линией которых был обмен делегациями. Важным их элементом было также издание печатных работ и книг о положении российских мусульман. В 1993 г. С. от имени Исламского Конгресса России по приглашению британских мусульманских организаций провел в общей сложности около полугода в Великобритании. Целью его визита были как написание исследовательской работы по реальному положению мусульман в России, так и работа в Британской библиотеке. Этот визит был одним из первых современных контактов российских мусульман со своими европейскими единоверцами. В 1998 г. С. посещает Малайзию, где он выступил с курсом лекций «История и этнология мусульманских народов России», прочитанным в различных университетских городах страны. Эти лекции сыграли большую роль в стремлении интеллектуальных слоев малазийского общества к сотрудничеству с Россией в самых различных сферах, проявленном в последние годы. Его личное обаяние и близкая дружба с послами Малайзии и Брунея в Москве могли сделать его богатейшим человеком, но С. был не из тех, кто использует связи для личного благосостояния.

 

В 1999 г. С. в качестве представителя Ассоциации общественных объединений «Собрание» был приглашен в Брюссель на международную конференцию, организованную бельгийскими мусульманами. В течение 2002 г. С. совершил поездки в Иорданию и Ирак.

 

Целью всех международных поездок и приема иностранных делегаций было не только знакомство друг с другом, но и установление контактов и определение направлений для дальнейшего сотрудничества, так что эти контакты являются частью «народной дипломатии». С. и стал таким «послом мусульман России».

 

Особое направление деятельности С. было связано с правозащитной деятельностью, где его близкими знакомыми выступали В. Пономарев, В. Гефтер и др. С., организовавший Комитет защиты прав мусульман, поднимал вопросы о нарушении прав верующих в России и странах СНГ.

 

С. сыграл важную роль в изучении истории татарской общины Москвы; его перу принадлежит одна из первых работ, комплексно освещающих эту тему, – «Татарское население Москвы (1860–1905 гг.)», и ряд неопубликованных статей (см.: «О передаче традиции и о московских татарах», Проект татарских школ и детских садов в Москве от 1988 г.). Кроме того, С. подобрал ряд черновых материалов для статьи Л.?И. Розенберга «Татары в Москве XVII – середины XIX века» и книги Д. З. Хайретдинова «Мусульманская община Москвы в XIV – начале ХХ вв.». Умер С. в последние дни месяца рамадан 2006 г.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/library/who/13961/">ISLAMRF.RU: Садур Валиахмет (Владимир) Гареевич </a>