RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Тюрьмы и места лишения свободы в Исламе (2 часть)

05.10.2009 11:45

Многие из нас родились в неисламских странах, проживая в светском обществе порой нелегко понять структуру, дух шариатского государства. Что такое  «сиджн»,  «тюрьма» в Исламе? Правильно ли мы понимаем смысл терминов с точки зрения шариата? Ибн Фархун, передавая слова ибн аль-Кайима аль-Джавзия, писал: «Заключение в шариате подразумевает под собой ограничение личности в действиях и в свободе, где бы он не находился, в мечети или же дома. Заключение - это не нахождение в узком и  маленьком помещении, как принято считать».  Ниже мы рассмотрим случай, когда преступник, находясь на свободе, публично подвергался «психологической, общественной блокаде» и его называли «махбусом» - заключенным.  

 

В своде ибн Дауда приводится хадис Посланника Аллаха, где один сподвижник говорит:  «Мне пришлось прожить времена Пророка, да благословит Аллах его и приветствует, времена Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Когда расширились территории и увеличилось число подданных, Умар, да будет доволен им Аллах, приобрел в Мекке дом и превратил его в тюрьму». Исламские ученые утверждают, что этот хадис служит доказательством разрешения на использование тюрем в качестве наказания.

 

Другое предание подтверждает первое: «Умар бну аль-Хаттаб приобрел в Мекке у Сафвана бну Умии дом за четыре тысячи (динаров) и превратил его в тюрьму».

 

Тяжесть преступления предполагает и вид заключения, - их три вида:

 

1. Масруф иляль иджтихад аль-Хаким (заточение до выяснения обстоятельств)

Вид заключения, во время которого подозреваемый проходит процедуры дознания и проверки. Приглашаются свидетели, происходит сбор улик и доказательств.  Судья по своему усмотрению определяет сроки нахождения подозреваемого под стражей, он может находиться там вплоть до завершения расследования. Например, подозреваемый в убийстве или в воровстве гражданин проходит данную процедуру.

 

2. Ал-Мукаддара бис-Сана (заключение на 1 год)

 

Если родственники убиенного прощают преступника совершившего намеренное убийство и тот выплачивает им «ад-дия» - искупительный штраф, то преступник все равно должен понести наказание в виде лишения свободы не менее 1 года.

 

3. Ал-Мустаграка ли-Умр (пожизненное заключение)

 

Лица, совершившие особенно тяжкие преступления, намеренное убийство нескольких лиц, грабежи с разбоем итд, берутся под стражу. Если же они не раскаются в содеянном, не вернут награбленное имущество, не выплатят «ад-дия», - будут отбывать в тюрьме пожизненный срок. 

 

Вклад праведных халифов в развитие системы наказаний для Ислама и современного мира огромен. Как мы упоминали выше, халиф Умар в 7 веке начал создавать специальные учреждения, тюрьмы для правонарушителей. Вся огромная страна была разделена на провинции, во главе которых стояли способные и мудрые наместники. О каких-либо нарушениях в государстве халиф мог узнать от любого верующего в письменной и устной форме. Однажды ему сообщили о появлении невежественного бедуина - Сабига, который ходил по рынкам и высмеивал отдельные суры Священного Корана. Халиф приказал жителям страны поймать его и выслать на территорию современного Ирака. Также он повелел подчиненным подвергнуть Сабигу «психологической блокаде», - жители халифата  не должны были с ним общаться и контактировать. Очевидец рассказывал: «Нас было более ста человек, когда мы увидели Сабигу направляющегося к нам, то быстро разошлись». Через определенный промежуток времени, Абу Муса в своем письме халифу написал: «Сабиг действительно покаялся в содеянном», и Умар узнав о его покаянии, «таубе», простил его, «психологическая блокада» была отменена.

 

Во времена Умара в тюрьму был заточен аль-Хутаят за клевету.

 

Халиф Усман велел заключить в тюрьму Саби’а бну Хариса из племени бану-Тамима, он был вором и наемным убийцей. Преступник отбыл в тюрьме пожизненный срок, там он и скончался.

 

Во имя искоренения преступности и перевоспитания грешников халиф Али бну Аби Талиб применял тюрьмы в Куфе, а Абдулла бну Зубейр в Мекке. Это было в порядке вещей.

 

Но мы не должны забывать тот факт, что в первых местах заточения, т.е. в мечетях того периода не было никаких препятствий для совершения пятикратной молитвы. Были созданы все условия способствующие исправлению души. Преступник мог общаться с родственниками, верующими, его кормили, одевали и согласно Священному Корану обходились с ним наилучшим образом. В сложный период Ислама, во время голода, нищеты и войны мусульмане случайно поймали ярого врага Ислама – Самаму ибн Асаля, ранее убившего нескольких сподвижников и мечтавшего покончить с самим посланником Аллаха. Его привели в мечеть и привязали к одной из колонн. Пророк приказал своим домочадцам собрать еду и принести Самаме. Представляете, в годы, когда один высохший финик был в дефиците, когда тысячи сподвижников мучились от голода, его как лучшего гостя поили молоком! Увидев милосердие мусульман и доброту Ислама, он вскоре произнес слова единобожия! Эти поразительные истории показывают нам; перевоспитание личности должно осуществляться гуманными методами, непосредственно через духовные беседы и  благородные деяния. Видные психологи 21 в. доказали, применение пыток и  издевательств не дают никакого положительного результата в воспитании.

 

К сожалению, до сих пор, нам нередко приходится слышать о «нечеловечности» мусульман к пленным. СМИ изобилуют новостями, убеждающих о зверствах афганцев и чеченцев в отношении наших солдат. Мы уверены, подобные слухи, открытая ложь распространяются в целях  изменения в сознании людей отношения к миролюбивому Исламу.  Они противоречат концепции Священного Писания – Корана. Информация, исходящая из уст провокаторов идет в полный разрез с жизненной практикой благословенного пророка!

 

Так в Священном Коране Всевышний Аллах о пленных говорит: «8.Они (мусульмане) дают пищу беднякам, сиротам и пленникам.9. Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (Сура "Человек", 8-9 аяты).

 

Самая уважаемая и Священная Книга мусульман 14 столетий повелевает уважать и соблюдать права заключенных. Неважно кто эти заключенные, мусульмане или христиане, европейцы или африканцы, вера и национальность не имеют значения, нужно быть человечными со всеми. Слово «асира», т.е. «пленники», в данном аяте не имеет какой – либо религиозной окраски. Во времена ниспослания суры «Человек», пленником мог быть Мекканский язычник или иудей, проживавший в окрестностях Медины! Слово в аяте «Нут’имукум» «мы кормим вас» имеет более глубокий смысл. Пища, может быть разной; и духовной, материальной,  и психологической. Известные муфассиры, толкователи Корана, Ибн Аббас, Саид Бен Джубайр, Гата’, Катада комментируя 8-9 аяты суры "Человек" говорили: «В тот день (день битвы при Бадре) пленниками мусульман оказались многобожники и посланник Аллаха повелел своим сподвижникам хорошо отнестись к ним. Сподвижники за трапезный стол сначала приглашали пленных», лишь потом усаживались сами! Вот он Ислам какой! Добрый, человечный и миролюбивый!

 

Многобожники пришли из Мекки с единственной целью, убит пророка, его семью и всех верующих! Где вы видели или слышали о том, как кормят, почитают ярых врагов, прощают их!? Приведите мне хотя бы один пример из истории человечества! Сегодня, в эпоху демократии, где, в какой части земного шара снисходительно относятся к пленным или заключенным? Их тайно пытают, допрашивают, вербуют расстреливают. Примеров тому немало; в Гуантанамо над заключенными издевались по разному, - топтали Коран, натравливали собак, подвешивали за разные части тела. В Ираке, в частности в Багдаде, зверски был казнен Садам Хусейн, охранницы глумились над верующими. Фотографии нечеловеческого обращения над людьми, по случайности стали достоянием всего мира. По всей Западной Европе функционировали подпольные квартиры ЦРУ, где пытали заключенных, не раз европейская общественность, Сенат США требовали объяснений вопиющим инцидентам.

 

Хвала Всевышнему Аллаху, который запретил посягать на честь и достоинство пленных и беззащитных! Хвала Аллаху, который повелел быть человечным и миролюбивым! Мусульмане никогда не убивали и не пытали пленных подобно американцам, они кормили, прощали их и отпускали на свободу! (продолжение следует)

 

 

Главный имам-хатыб нижегородской мечети им. муфтия Абдулвахида Сулеймани Мунир-хазрат Беюсов

 

 

 

Ссылки по теме:

Тюрьмы и места лишения свободы в Исламе (Часть 1)

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/propoved/faith/10115/">ISLAMRF.RU: Тюрьмы и места лишения свободы в Исламе (2 часть)</a>