RSS | PDA | Архив   Суббота 15 Декабрь 2018 | 1433 х.
 

Тюрьмы и места лишения свободы в Исламе

01.07.2009 17:45

Многие задаются вопросом о том, когда же на свете появились первые тюрьмы и системы наказаний? В древнем Шумере, Ассирии или же древнем Египте? На Востоке или в Азии? На каком континенте? Думаю, для того, чтобы ответить на этот вопрос, первоначально нужно найти ответ на другой: когда люди начали грешить, проливать кровь, вести войны, воровать, посягать на честь и имущество ближнего? Именно с появлением таких понятий, как закон и грех, скорее всего, и возникли наказания и тюрьмы. Ответы на все эти вопросы содержит Священный Коран.  

 

На заре человечества, во времена первого прародителя людей, за ослушание Всевышнего Адам (мир ему) и его супруга Хава впервые подверглись наказанию и заточению. Наказанием послужило изгнание из вечного, благоухающего Рая, а местом заточения — неизведанная и враждебная планета Земля. Господь милосерден к своим созданиям, поэтому Он не погубил их. Заточив Адама и его супругу на Земле, Он дал им возможность покаяться (совершить таубу) и обратно вернуться в Рай. В Священном Коране говорится: «Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников». Сатана же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определенного срока». Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Милосердный» (Сура «Корова», 35-37 аяты).

 

Из этой истории мы извлекаем для себя величайший урок мудрости: заточение — это еще не конец, а наоборот, это начало для осознания грехов, перевоспитания и искреннего покаяния. До сих пор, каждый из нас, живя на Земле, находится в некотором заточении, мы узники тленного мира, разница между нами лишь в том, что кто-то, покаявшись, возвращается к Всевышнему, а кто-то нет.

 

Тюрьмы, исправительные колонии также являются местами заточения, созданными руками людей для наказания и перевоспитания категорий граждан, отступивших от закона. И цель этих учреждений та же: побуждение людей к покаянию и исправлению. Люди, содеявшие различные неполноправные поступки и пребывающие в местах лишения свободы, должны осознавать тот факт, что ими совершено двоякое преступление — преступление по отношению к Господу и Родине.

 

Религия Ислам, как религия мира и справедливости, требует от общества порядка и дисциплины. Сеющие добро награждаются в обоих мирах, сеющие же смуту и не справедливость должны быть наказаны в этой и будущей жизни. Ислам против легализации людских пороков, наркотиков и преступных, греховных деяний. В Писании Аллаха проклинаются народы, творившие злодеяния и бесчинства.

 

«Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия» (Сура «Корова», 205 аят).

 

«Они преступали границы дозволенного на земле. И распространяли на ней много нечестия. Тогда твой Господь пролил на них бич мучений» (Сура «Заря», 11-13 аяты)

 

«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (Сура «Совет», 40 аят).

 

«А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (Сура «Добыча», аят 58).

 

«А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле, уготованы проклятие и Скверная обитель» (Сура «Гром», 25 аят).

 

Всевышний Аллах повелевает не преступать рамки закона, ибо это влечет за собой тяжкие последствия: «Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним» (Сура «Корова», 187 аят).

 

При наличии Исламского государства, верховного судьи-казыя, свидетелей, Господь повелевает применять по отношению к преступникам определенные меры наказания. Они зависят от характера и тяжести преступления. В богословских книгах по исламской юриспруденции (фикха), мусульманские ученые создали целый раздел под названием «Наказания» («Худуд»), где представлена классификация преступлений.

 

В Исламе существует понятие тюрем и мест лишений свободы. К примеру, человек, умышленно отказывающийся от выполнения молитвы, по мнению авторитетного ученого Абу Ханифы, должен быть заточен в тюрьме до тех пор, пока не покается и не станет молиться. Совершившие средние и тяжкие преступления берутся под стражу до вынесения решения суда.

 

Во времена благословенного Пророка Мухаммада (мир ему) тюрьмы возможно и были, но каких-либо источников по данной проблематике нет. Общество, где родился и жил Пророк, возглавлялось советом старейшин, каждый род нес полную ответственность за своего сородича. В примитивном, средневековом обществе арабов, в V-VI вв, естественно не было воспитательных и исправительных институтов. Каждый человек налицо знал жителей Мекки. Арабы того периода при поиске преступников использовали сыщиков. Так при Хиджре в лучезарную Медину неверующие в лице курайшитов наняли опытных сыщиков, чтобы поймать Пророка Мухаммада (мир ему). Людей, нарушивших те или иные законы, содержали в храмах до вынесения приговора. Первые мусульмане Медины, создавшие прототип Исламского государства, в качестве тюрем использовали мечети. В мечетях находились и военнопленные. В те времена не было понятия лишения свободы, как элемента наказания. Если ловили виновного, суд происходил на месте или в течение нескольких дней, и после суда его сразу же наказывали и отпускали на свободу. В мире чуть ли не везде, вплоть до XVIII в., преступники подвергались либо смертной казни, либо пыткам. В первой половине XVII в. в Англии парламент преподнес королю Петицию о праве. Лорды и священники критиковали короля за применение по отношению к преступникам средневековых, ужасных пыток. В Европе вплоть до XVIII в. человеку за воровство отрубали руку, пальцы, некоторых вешали.

 

Ислам является гуманной религией. В этой религии есть понятие закона, свидетелей, суда и судьи. В отличие от других конфессий, исламские ученые, опираясь на Священный Коран и Сунну Пророка Мухаммада (мир ему), разработали уникальный свод правовых и теологических нормативов, призванных защищать права людей, проживающих в исламском государстве, и регулировать их повседневную жизнь. Мусульманскими богословами и правоведами были написаны тысячи и тысячи книг по шариату. В средневековом мире мусульманские государства были примером подражания для Европейских стран. В халифатах расцветала наука, переводились труды античных философов, университеты были полны студентами не только из исламских стран, но и из христианской Европы. Люди не боялись передвигаться внутри страны, магазины и торговые лавки не запирались, что указывает на очень низкий показатель преступности.

 

Скорее всего, в исламских государствах тюрьмы, как государственные учреждения появились во времена второго халифа Умара Бен Хаттаба, в период возвышения и расцвета халифата. Во время военных столкновений с Персией хлынул поток пленных, дезертиров и провокаторов. Нередко внутри страны давали о себе знать мятежники, родоначальники Хавариджей, и всех их до суда нужно было где-то содержать. Так, в Исламе возникли первые места лишения свободы.

 

(продолжение следует)

 

Главный имам-хатыб нижегородской мечети им. муфтия Абдулвахида Сулеймани Мунир-хазрат Беюсов

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/propoved/faith/9346/">ISLAMRF.RU: Тюрьмы и места лишения свободы в Исламе</a>