RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Церемония открытия – головная боль для фестиваля мусульманского кино

08.09.2011 10:35

В столице Татарстана прошла церемония открытия VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Её открывали премьер-министр республики Татарстан Ильдар Халиков и президент фестиваля, муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

 

Ильдар Халиков поприветствовал собравшихся не только от своего лица, но и передал наилучшие пожелания от президента Татарстана Рустама Минниханова и первого президента республики, одного из основателей фестиваля Минтимера Шаймиева.

 

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин отметил, что «фестиваль призван распространять между народами, культурами и традициями любовь, братство, мир, согласие  и реализовать все  гуманистические признаки, которые заложены в религиях». Особо была отмечена муфтием и роль республики: «В Татарстане проживают представители разных народов, разных религий, разных национальностей, разных культур и традиций, и они живут в мире и согласии. И это притягивает нас. Мы хотим показать нашу большую Россию – мы многонациональный народ, мы многорелигиозный народ».

 

Однако церемония открытия еще на стадии подготовки вызвала жаркие дебаты в самых различных кругах. Деловое электронное издание «Бизнес-Онлайн» подняла вопрос об этичности и целесообразности приглашения на кинофестиваль мусульманского кино в качестве почётного гостя «секс-символа 70-х» Орнеллы Мути. Актриса приехала на фестиваль в перерыве между съёмками экранизации эротического романа Средневековья «Декамерон».

 

Более того, отмечается неприятная тенденция: «Последние несколько лет казанский кинофестиваль  просто зашкаливал от количества участвовавших российских и зарубежных секс-символов. По красной дорожке прошлись и Мария Берсенева - известная по сериалу «Маргоша», и «прекрасная няня» и постоянная героиня многих звездных скандалов Анастасия Заворотнюк, была и Изабель Аджани, сделавшая карьеру на сценах любовного характера и эпатажная Жанна Эппле. Сюда же можно отнести и французский символ эпохи сексуальной революции (60-е годы прошлого века) Катрин Денёв. Многие из этих звезд удивляли местную публику не только своими откровенными нарядами, но и полным равнодушием и нежеланием понимать, на какой фестиваль их пригласили. Видимо, таковы издержки привлечения зрителей на фестиваль с помощью медийных лиц».

 

В свою очередь, ведущая нынешней церемонии открытия актриса Ольга Кабо, также известная отнюдь не пуританскими ролями времён перестроечного кино («Настоящая популярность пришла к актрисе после выхода фильма "Комедия о Лисистрате". Это был один из первых отечественных эротических фильмов, и Ольгу, снявшуюся полностью обнаженной, тут же поспешили объявить "секс-символом" - peoples.ru), продолжила одиозную линию российских звёзд и весь вечер находилась на сцене в платье с открытыми плечами и глубоким декольте.

 

Программный директор фестиваля Ильшат Латыпов прокомментировал положение корреспонденту портала IslamRF.Ru таким образом: «Приглашение звезд происходило разумеется не наобум. Это люди лояльные идеологии фестиваля». В чём проявляется эта лояльность журналисту не пояснили.

 

Из российских звёзд, пожалуй, лишь Армен Джигарханян повёл себя корректно и сдержанно: «Такая честь быть на столь большом фестивале мусульманского кино. Мы должны быть уверены, что делаем великое дело – только искусство поможет и сделает нас людьми».

 

Тут следует отдать должное Орнелле Мути. Она не только отметила на пресс-конференции «И так понятно, что когда ты приезжаешь в другую страну, ты должен одеться так, чтобы не оскорбить проживающих там людей и их религиозные чувства. Меня воспитали так, что нужно относиться ко всем культурам с уважением, поэтому для меня дресс-код не был особой проблемой», но и действительно, вышла на сцену в длинном платье, прикрыв плечи пелериной. Актриса держала себя скромно и произнесла небольшую сдержанную речь, считывая её по конспекту.

 

Остальные вели себя, по меньшей мере, так, словно не понимают, где находятся и куда приглашены. Ивар Калныньш спел песню, которую никуда кроме как к жанру шансона, пожалуй, не отнести.  Оскар Кучера пошёл дальше и не только отпускал вульгарные шутки, но и прямо заявил: «И пусть у нас тут фестиваль мусульманского кино – я не разделяю, если честно». Актёр Кирилл Сафонов уверял зал, что число «семь» для мусульман священно. Все они сказали много тёплых слов в адрес Казани и ни один ничего не упомянул о мусульманском кинематографе или мусульманском искусстве вообще.

 

За день до открытия режиссёр Рамиль Тухватуллин отмечал «Жаль, что фестиваль утратил свой прошлый символ – золотой минбар (напомним, ранее фестиваль назывался «Золотой минбар» и в качестве памятного приза победителям дарилась статуэтка в форме минбара, - прим.ред.). Ведь с вершины минбара вещает имам – происходит призыв, призыв к благому. Это такая аллегория, которая, несомненно давала вектор фестивалю».

 

Лишь первыми и последними номерами концертной программы были выступления на исламскую тематику. В начале это была песня от татарской оперной певицы с хором девочек – все в хиджабах – исполняли они трогательную композицию на татарском языке о материнских молитвах. И завершал мероприятие так называемый «гимн фестиваля» - «Йа, Ходаем» («О, Господь»).

 

На вечере была представлена конкурсная программа фестиваля. Напомним, что в этом году это работы кинорежиссёров из сорока стран мира. Судя по представленным кадрам, картины интересны, некоторые и проблемны. Уникальный случай, который возможен, наверное, только на МФМК: в номинации лучший документальный фильм среди прочих соревнуются картины из США («Святые войны») и Палестины («Тёмный день»).

 

И самое досадное, пожалуй, для гостей церемонии, выполняющих предписания ислама было то, что в ходе вечера не только не был сделан перерыв на намаз магриб, но и не было создано элементарных условий, чтобы мусульмане смогли исполнить религиозный долг. Корреспондент IslamRF.Ru лично наблюдал, как иранскому консулу охранники предложили прочитать намаз в гардеробе. Также как и консул, каждый мусульманин в этой ситуации выкручивался по-своему.

 

Корень назревших этических проблем форума, пожалуй, заключается в том, что верующие зрители ждут соответствия содержания фестиваля «мусульманского кино» его заявленному названию, а для организаторов мероприятия это название становится просто брендом, торговой маркой. «О том, что слово «мусульманский» покинет название фестиваля и речи быть не может. Это наша особенность, этим мы выделяемся на общем фоне российских фестивалей. «Убрав слово «мусульманское» из названия, мы рискуем потерей лица фестиваля, ассимиляцией в ряду кинофестивалей, каких по России сегодня проводится множество» - слова предыдущего программного директора, с которыми я полностью согласен», - объясняет это Ильшат Латыпов.

 

Председатель отборочной комиссии VII КМФМК киновед Сергей Кудрявцев пишет в своём живом журнале: «К религии этот фестиваль имеет весьма опосредованное отношение - если не сказать, что вообще не имеет.  Достаточно, чтобы в фильме был хотя бы один представитель нации, исповедующей мусульманство. Хотя, разумеется, речь должна идти об общечеловеческих ценностях в применении к национальному материалу».

 

Остаётся надеяться, что дни показов разрядят создавшуюся напряженность главным орудием любого кинофестиваля – волшебной силой киноискусства.

 

Нурия Гибадуллина

 

Фото: http://portal.tatarstan.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/reportages/umma/17716/">ISLAMRF.RU: Церемония открытия – головная боль для фестиваля мусульманского кино</a>