RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Рейдерский захват мечети Красноуральска или спор хозяйствующих субъектов

12.09.2008 14:35

  Город медеплавильщиков Красноуральск, расположенный на северо-западе Свердловской области, всегда славился межнациональной дружбой населяющих его народов – русских, татар и башкир. К слову сказать, этнические мусульмане составляют пятую часть тридцатитысячного населения города и занимают довольно активную жизненную позицию. В 1993 году они образовали местную мусульманскую религиозную организацию «Махалля», приобрели помещение под молельный дом, активно участвуют во всех городских мероприятиях, проводят сабантуи.  

 

А среди жителей города вне зависимости от национальности и вероисповедания, любящих вкусно поесть, большой любовью и уважением пользуется халяльная «Чайхана» - предприятие общественного питания, учрежденное мусульманами города.

 

За время своего существования безалкогольная «Чайхана» завоевала популярность у жителей города и гостей. За достигнутые успехи это заведение награждено двумя грамотами Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области. Но недавно в мусульманской общине города произошел конфликт.

 

Некоторые члены общины, обратившиеся в уральский корпункт сайта IslamRF.Ru с просьбой рассказать о сложившейся ситуации, обвиняют своего председателя, известного в городе бизнесмена Рафаила Галиакберова в захвате помещения молельного дома и халяльного кафе.

 

Мы встретились с имамом-мухтасибом Горнозаводского мухтасибата Регионального Духовного управления мусульман Свердловской области, имамом-хатыбом Красноуральской Махалли Анваром-хазратом Даутовым для того чтобы прояснить ситуацию.

 

Анвар-хазрат принес с собой целый портфель документов, рассказывающих о жизни «Махалли». Согласно документам, до 2007 года община жила полноценной жизнью, не зная конфликтов. Председатель общины Рафаил Галиакберов - в разное время владелец сети магазинов «Арбат», директор кооператива «Экология», начальник ЦПИ градообразующего предприятия ОАО «Святогор» - оказывал мусульманам финансовую и организационную помощь. Как рассказал Анвар-хазрат, в 1999 году во время перерегистрации общины регистрационные органы без соответствующего указа верховного муфтия ЦДУМ утвердили Галиакберова в должности «председателя–имам-хатыба», потому что тогда имама как такового просто не было. В то время никто не придал значения этому обстоятельству. Более того, благодарные мусульмане в 2004 году выдвинули Галиакберова на должность главы городского округа. «Но политическая ситуация изменилась, - поясняет Анвар-хазрат, - Галиакберов понял, что никуда больше не будет баллотироваться, а, следовательно, поддержка мусульман ему больше не нужна».

 

С 2002 года роль имам-хатыба выполнял получивший к тому времени соответствующее духовное образование Анвар Даутов. И вот, в конце 2007 года председатель созвал верующих на собрание и предложил обменять помещение, принадлежащее «Махалле» общей площадью 143 кв. м. на свою квартиру площадью 53 кв. м. Галиакберов мотивировал это тем, что в его квартире прихожанам собираться будет удобнее, чем в помещении молельного дома.

 

У мусульман сразу возникло множество вопросов:  предлагаемое помещение в три раза меньше; жилая квартира не переведена в разряд нежилого помещения, она не оборудована отдельным входом, а, следовательно, это будет вызывать справедливые нарекания жильцов дома и властей. Наконец, на территории молельного дома работает кафе «Чайхана», которое приносит прибыль и «кормит» общину, позволяя ей использовать получаемые деньги на общественные нужды.

 

«Я стоял у истоков основания нашей мусульманской общины, - пояснил свою позицию в беседе с корреспондентом ИД «Медина» Рафаил Галиакберов, - я взял на себя заботы по регистрации и нахождению средств на дальнейшее финансирование общины. Благодаря хорошим отношениям с градообразующим предприятием «Святогор» я возглавил производственный кооператив и получил деньги, на которые мы приобрели помещение «Махалли», сделали там ремонт, оборудовали ее в соответствие с нормами религии. Потом появилось предложение организовать чайхану – мы выделили небольшое помещение, где предлагали всем желающим чай, национальную стряпню.

 

 Этот проект я начал реализовывать в 2002 году, приобрел инвентарь, холодильники и плиты. В 2004 году у меня появилась возможность приобрести однокомнатную квартиру, чтобы расширить чайхану. Сказано – сделано, я купил эту квартиру, оплатил пробивание стен, перевел жилое помещение в нежилое, отремонтировал. Но у нас возникли проблемы с Анваром Даутовым, который стал «рваться к власти». Не желая оставлять ему помещение и опасаясь за дальнейшую судьбу предприятия, я провел собрание.

 

На собрании я объяснил прихожанам, что никого отсюда не выгоняю, а провожу обмен на свою четырехкомнатную квартиру и еще доплачиваю сто тысяч рублей. Таким образом, форма собственности меняется только юридически, а верующие получают в пользование еще дополнительное помещение. Я не считаю это неравноценным обменом».

 

Отметим, что решение по этому вопросу в тот день так и не было принято. Но, как рассказал Анвар-хазрат Даутов, председатель начал активно использовать халяльное кафе для проведения юбилеев и корпоративных вечеринок с употреблением спиртного. Подобные пьяные застолья плохо вязались в уме горожан с деятельностью мусульманской общины, а потому нанесли урон репутации заведения. Но, разводит руками Галиакберов, по-другому предприятию было бы просто не выжить.

 

«У нас чайхана пользуется всеобщим уважением, - рассказывает предприниматель. - Мы подобрали хороший коллектив, я контролирую его работу. Вся прибыль, которую приносит предприятие, уходит на проведение религиозных и культурных праздников, благотворительные обеды, чаепития для инвалидов и ветеранов. Она находится в стороне от основных улиц, но за годы работы мы ее неплохо «раскрутили», пошло много заказов на тесто, стряпню, другую продукцию.

 

Хотя мы у себя не реализуем спиртное, но приходится разрешать людям приносить свои напитки во время свадеб, поминок и других застолий. Признаю, многих мусульман этот факт отталкивает. Но по-другому у нас не получается выживать. За счет работы чайханы я финансирую все проводимые «Махаллей» религиозные и культурные мероприятия».

 

Довольно странная позиция. В России десятки халяль-кафе, мусульманских магазинов и других предприятий, с помощью которых общины понемногу, не имея больших прибылей, зарабатывают себе на жизнь, однако еще не приходилось встречать, чтобы на религиозную деятельность зарабатывали харамом, способом, не дозволенным шариатом.

 

В начале июля 2008 года Галиакберов вновь поднял вопрос об обмене. Проведенное им собрание верующих вроде бы дало «добро», хотя, по утверждению имам-хатыба, оно не имело юридической силы в силу малого количества присутствовавших на нем членов общины. Галиакберов выписал доверенность на совершение сделки от лица общины на имя Анвара Даутова. «В соответствие с уставом религиозной организации, имам-хатыб, как лицо духовное, имеет полномочия по распоряжению имуществом общины, - вспоминает Анвар-хазрат. - Естественно, я отказался совершать подобную сделку».

 

К тому же, по словам священнослужителя, имел место подлог документов: «Первый протокол собрания был составлен от руки с подписью 12 прихожан, но 7 июля 2008 г. он переделывается по требованию государственного регистратора и подписывается «секретарем» Феоктистовой Элеонорой Степановной, которая не является ни членом, ни прихожанкой нашей махалли, она - заведующая чайханой. То есть это подлог документа, который передавался в УФРС». Также Анвар-хазрат утверждает, что Галиакберов, для того чтобы склонить его к сделке, предложил ему взятку в размере 50 тысяч рублей, от которых он, естественно, отказался. В свою очередь Рафаил Галиакберов это полностью отрицает.

 

В любом случае, когда с Даутовым договориться не получилось, Галиакберов пригласил в регистрационную службу другого члена Совета общины, депутата городской думы Я.Н. Сагдеева. При первой попытке сдачи документов государственный регистратор сделала замечания по протоколу собрания от 7.12.2007. По словам членов общины «Махалля», председатель 7 июля 2008 г. составил фиктивный протокол собрания, на котором якобы присутствовало 34 человека, и 10 июля вновь сдал документы на регистрацию сделки.

 

Мнение учредителей общины при этом председателем учтено не было, более того, при встрече с членами общины он заявлял, что после совершения сделки в кафе «Чайхана» продолжатся пьяные застолья, потому что они «приносят прибыль». Для солидности Галиакберов во всех документах, датированных июлем-августом, именует себя «имам-хатыбом», каковым на самом деле не является

 

«Меня народ избрал имам-хатыбом в 1999 году, - говорит председатель. - Я не получал указа от верховного муфтия ЦДУМ о своем назначении, но сейчас я подготовил соответствующие документы, которые представители нашего федерального округа отвезут в Уфу, откуда и привезут необходимый указ».

 

Чтобы прояснить ситуацию, муфтий РДУМСО Сибгатулла Сайдуллин 11 июля 2008 г. направил в государственные органы разъяснение, согласно которому Галиакберов не имеет права присваивать себе духовное звание, потому что «не обучался основам Шариата и не имеет знаний по проведению мусульманских обрядов. Галиакберов является членом «Махалли», но это не дает ему права вести духовную деятельность. На этом основании Указ о назначении Галиакберова Р.А. имам-хатыбом не выдавался».

 

По словам членов общины, недовольных деятельностью своего председателя, мусульмане пытались договориться с ним полюбовно, приглашали его на собрания, давали объявления о проведении мероприятий в прессе, но он игнорировал эти приглашения. На работе говорили, что он все время находится в командировках. Чрезвычайное собрание членов «Махалли» без присутствия председателя состоялось 15 августа.

 

Выступавшие на собрании осудили действия Галиакберова, признали их незаконными, мошенническими, ущемляющими права членов «Махалли». Было принято решение обратиться в правоохранительные органы для выяснения законности данного обмена.

 

Тем не менее, 26 августа сделка по обмену была признана состоявшейся, и Галиакберов получил в собственность помещение «Махалли». Однако мусульмане ждут действий от прокуратуры, Министерства юстиции и милиции, куда были поданы протестные заявления с просьбой признать сделку незаконной.

 

Ответ из прокуратуры уже пришел. В своем письме от 21.08.2008 №332ж-08 и.о. прокурора Красноуральска А.В. Рубан сообщает: «Галиакберовым А.М. интересы «Махалли» не соблюдаются, поскольку обмен данными помещениями неравноценные, размещение «Махалли» в жилом помещении – квартире… недопустимо в силу ст. 17 Жилищного кодекса РФ, что создает невозможность реализации «Махаллей» уставных целей ее деятельности… Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований ст.27 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ, может быть признана судом недействительной».

 

Теперь мусульмане города готовы защищать свои интересы в судебном порядке. «Мы не собираемся отдавать ему на откуп нашу «Махаллю», которой в этом году исполняется 15 лет. Сейчас мы ждем результатов милицейской проверки, - поясняет А. Даутов. - Мы опасаемся, что он просто продаст наше помещение третьим лицам, так как теперь он стал собственником».

 

Помимо захвата помещения, имам-хатыб обвиняет председателя в том, что результате его действий деятельность МРОМ Красноуральска оказалась полностью парализованной, так как все учредительные документы находятся у него.

 

 «Из-за того, что мы не можем получить документы, община вовремя не смогла устранить нарушения, выявленные в ходе проверки УФРС по Свердловской области от 12 сентября 2007 года, и не может подать документы на очередной грант Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования на финансирование своей деятельности», - жалуется имам-хатыб.

 

Как разрешится данная ситуация, покажет время и судебное разбирательство. Анвар Даутов обратился к екатеринбургским юристам с просьбой встать на защиту интересов мусульман Красноуральска. В курсе сложившейся ситуации заместители верховного муфтия ЦДУМ Тагир-хазрат Саматов и Ринат-хазрат Раев.

 

Однако досадно, что если раньше объектами рейдерских захватов, называемых на юридическом языке «спором хозяйствующих субъектов», в Свердловской области становились заводы, склады и магазины, то теперь очередь дошла и до мусульманских храмов.

 

Алексей Старостин для IslamRF

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/reportages/umma/4511/">ISLAMRF.RU: Рейдерский захват мечети Красноуральска или спор хозяйствующих субъектов</a>