RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Рецензия на книгу: «Торжество святости и красоты: рукописные Кораны Дагестана. – М.-Нижний Новгород: ИД «Медина», 2008. – 166 с.: ил. Автор-составитель Ш.Ш. Шихалиев

28.11.2008 11:24

К прошедшему в начале ноября в Нижнем Новгороде очередному всероссийскому мусульманскому форуму Издательский дом «Медина» при поддержке Фонда имени имама Абу Ханифы и Фонда Марджани выпустил в свет каталог коллекции рукописных Коранов Дагестанского научного центра РАН, подготовленный дагестанским арабистом Шамилем Шихалиевым. Это издание представляет собой первое русскоязычное описание, специально посвященное кораническим рукописям известной академической коллекции республики.

Собственно каталогу предпослана вступительная статья составителя и общий обзор рукописных коллекций Дагестана, выполненный крупнейшим знатоком вопроса, источниковедом и археографом, фактическим основоположником дагестанской школы научного востоковедения А.Р. Шихсаидовым. Такое сочетание материалов очень удачно превращает книгу из специального справочного издания в добротное пособие, раскрывающее широкому читателю историческую глубину и эстетическое богатство мусульманской книжной культуры этого российского региона.

Издатель, в своем предисловии к книге, недвусмысленно указывает, что целью публикации является стремление показать, что «российское исламское наследие существует вопреки мнению о том, что… мусульманская Россия является глубокой периферией мусульманского мира».

Действительно, в пределах сегодняшней России Дагестан был первым регионом, ставшим частью мусульманского мира и вошедшим в орбиту арабо-мусульманской культуры. Более того, войдя в состав Халифата в VII веке, дагестанцы уже на заре исламской истории принимали самое активное участие в формировании того духовного и социокультурного пространства, которое сегодняшние исламоведы называют Pax Islamica – «мир ислама», по аналогии с античным Pax Romana и сегодяшним (возможно, становящимся уже вчерашним) Pax Americana. Традиционный исламский дискурс имел свой термин для описания этой реальности – дар аль-ислам, «обитель ислама». В средние века Дагестан был не периферией, но форпостом этого мира на границах противостоящей ему «страны неверия», дар аль-куфр, подобно горе Каф, защищавшей человеческий мир от хаотических орд гогов и магогов. Именно в этом смысле нельзя не согласиться с издателем, предлагающим «сменить перспективу» и посмотреть на Дагестан и, в целом, на Россию как на «неотъемлемую, передовую часть» мусульманского мира. Важно лишь, на наш взгляд, не забывать, при такой смене перспективы, что глубоким тылом этого передового форпоста вплоть до присоединения этого региона к России были ведущие религиозные и культурные центры ислама – Мекка и Медина, Дамаск и Багдад, Рей и Исфахан, Каир и Стамбул. Именно это богатство наследия классического ислама эпохи расцвета мусульманской ойкумены и раскрывают нам рукописные памятники Дагестана.

Как отмечает Ш.Ш. Шихалиев, книжно-письменная традиция и культура мусульманских народов находятся в самой непосредственной связи со Священным писанием ислама. По Корану учились грамоте, он был наиболее читаемой и переписываемой в мире ислама книгой. Переписать Коран считалось богоугодным делом, совершить которое стремился каждый владевший грамотой мусульманин. Древнейшие Кораны, представленные в дагестанской коллекции, относятся, в основном, к XIII-XV в., но есть и более ранние экземпляры, датируемые самым началом 11 в. При этом, культура изготовления рукописной книги сохранялась в Дагестане вплоть до недавнего времени и была важнейшим институтом, благодаря которому мусульманская культура и традиционное мусульманское знание в этом регионе смогло пережить выпавшие на его долю исторические бури и потрясения.

В России и СССР изучение истории и культуры мусульманских народов нашей страны, начавшись с возникновением отечественного научного востоковедения, никогда не прерывалось, но с другой стороны – никогда и не входило в число приоритетных задач. По большей части оно было уделом немногих энтузиастов, увлеченных своим делом и готовых заниматься им в любых условиях и при любых обстоятельствах. Тем большей заслугой дагестанских ученых, таких как А.Р. Шихсаидов и его ученики, является то, что им удалось в крайне тяжелых условиях, вдали от столичных академических институтов и центров принятия политических и финансовых решений, создать полноценную научную школу, продуктивно работающую на протяжении уже более сорока лет.

Тем не менее, одного лишь научного энтузиазма абсолютно недостаточно для того, чтобы не дать погибнуть богатейшему культурно-историческому наследию в условиях нынешней российской действительности. Это наследие нуждается не только в абстрактной популяризации, но и в конкретных мерах по поддержанию материальной сохранности самих памятников, подготовке кадров для их изучения и т.д. В этой связи внушает надежду, то что, предпринятое ИД «Медина» издание может способствовать, тому, что этот процесс выйдет на совершенно новый технологический и организационный уровень.

 

Игорь Леонидович Алексеев , кандидат исторических наук, преподаватель арабского языка и истории ислама Российского государственного гуманитарного университета, научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.

 


Ссылки по теме:

Один из самых богатых рукописных фондов России нуждается в оцифровке

В Нижнем Новгороде состоится выставка рукописных Коранов из Дагестана

Исламская культура в Нижнем Новгороде: связь сквозь тысячелетие!

31-10-08 В Нижнем Новгороде открылась уникальная выставка старинных Коранов

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/rezenzii/library/5935/">ISLAMRF.RU: Рецензия на книгу: «Торжество святости и красоты: рукописные Кораны Дагестана. – М.-Нижний Новгород: ИД «Медина», 2008. – 166 с.: ил. Автор-составитель Ш.Ш. Шихалиев</a>