RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Максуд-хаджи Садиков: система университетских центров в России себя оправдывает

30.06.2010 15:19

26-27 июня в Москве под эгидой Института востоковедения РАН и Всемирной ассамблеи по сближению мазхабов проходила международная конференция «Россия и исламский мир: сближение мазхабов как фактор солидарности мусульман». В ее работе принимали участие ученые из 9 стран мира, востоковеды, религиозные и общественные деятели из различных регионов России. Республику Дагестан на конференции представлял директор Северокавказского университетского центра исламского образования и науки, помощник муфтия Дагестана Максуд-хаджи Садиков.  

 

– Максуд-хаджи, в своем докладе на конференции вы указали на важность изучения мазхабов, их потенциала и наследия, – почему?

 

– Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Каждый мазхаб обладает своим потенциалом, особыми нормами права. В рамках мазхаба мусульманин имеет право в зависимости от ситуации, места, условий принять ту установку из мазхабов, которая приемлема именно в данный момент.  Поэтому верующий человек, правильно понимая мазхабы, получает простор для действия, оставаясь в рамках  исламской правовой системы. Не случайно известные ученые ислама говорят: мазхабы – это благодать Всевышнего, это дар Всевышнего мусульманской общине, позволяющий ей адаптироваться к разным жизненным обстоятельствам. О сближении можно говорить, когда речь идет о межконфессиональных отношениях. Мазхабы не отдаляют мусульман друг от друга, а наоборот, укрепляют умму. Я понимаю сближение мазхабов как более глубокое понимание их сущности, как получение новых знаний для сотрудничества внутри мазхабов в условиях глобализации. Сегодня мусульмане очень мобильны, миграция, Интернет и другие процессы заставляют верующих искать те нормы права, которые, с одной стороны, позволяют им жить в рамках ислама, а с другой, жить в данной стране и в данной ситуации. Нужно сохранить себя в рамках шариата, но при этом жить многообразном многокультурном мировом пространстве. Это позволяет сделать глубокое понимание своего мазхаба.

 

– Программа создания университетских центров, в частности, на Северном Кавказе, разработана с учетом существующих в регионе мазхабов – шафиитского и ханафитского. В каком виде шафиитский мазхаб представлен в учебной программе Северокавказского центра в Махачкале, который вы возглавляете?

 

– В рамках учебной программы науки по мазхабу составляют незначительный процент. Когда мы говорим о мазхабах, речь идет прежде всего, о фикхе. В рамках нашего центра в этой дисциплине большой  упор делается на шафиитский мазхаб, а в Нальчике – на ханафитский. Хотя сегодня мы делаем упор на оба мазхаба. Мы считаем, мусульманин сегодня должен хорошо их понимать. В количественном отношении в России преобладают ханафиты, но наши северокавказские мусульмане сегодня передвигаются по всей стране, они часто оказываются там, где живут татары-ханафиты, и шафииты должны знать, понимать, уважать, ценить особенности ханафитского мазхаба. Поэтому это условное обозначение, что в Махачкале изучается шафиитский мазхаб, а в Нальчике – ханафитский. Просто в отдельных дисциплинах делается больший акцент.

 

– В своем докладе вы сказали и о том, что одной из мишеней экстремистских идеологов является как раз борьба с исламскими мазхабами, ибо расшатывание мазхаба есть ослабление ислама. Что делает Северокавказский центр доля противодействия этому?

 

– Само появление университетских центров – это уже большой успех. После советского атеистического периода идет процесс восстановления мусульманских традиций. Центры – это первый шаг, но он помогает в противостоянии тем течениям и идеологиям, которые используют ислам в качестве инструмента в своих преступных антиобщественных целях. Сказать, что мы за этот краткий период сделали много, нельзя. Но мы заложили достаточно серьезную основу тому, чтобы в последующем перебороть ситуацию и вести хорошую профилактическую работу среди молодежи.

 

– На ваш взгляд, ситуация в республике сейчас взрывоопасна?

 

– К сожалению, в Дагестане ситуация остается достаточно сложной. Ведется очень активная работа представителями сект по вербовке молодежи. Причем идет вербовка не простых умов, а умов способных, талантливых. Мы очень обеспокоены этим. Власти, к сожалению, еще не создали механизма обеспечения безопасности мировоззрения нашей молодежи, не выработали четкой политики, позволяющей хотя бы в последующем отгородить  нашу молодежь от влияния сект, а секты – очень разные, и сегодня может появиться одна секта, завтра – другая. К сожалению,  повторяю, пока целенаправленной работы по выработке таких мер мы не видим, а хотелось бы. Мы ожидаем, что новый президент Дагестана примет в ближайшее время  какую-то четкую тактику в решении проблемных задач. Он человек верующий, каждую пятницу он с мусульманами находится в мечети. Думаем, его политика будет способствовать установлению спокойствия в Дагестане и на Кавказе в целом.

 

– В центре завершился учебный год, каковы итоги?

 

– Слава Всевышнему, учебный год прошел достаточно успешно. В этом году мы выпустили и исламских теологов, и экономистов со знанием исламской экономики, и учителей начальных классов со знанием арабского языка и основ ислама. Мы сделали достаточно солидный выпуск и заочников-теологов. Заочники – это те, кто уже имеет высшее исламское образование. Они поступили в наш Институт теологии, чтобы получить государственный диплом. Все выпускники-теологи задействованы в рамках нашей же образовательной системы, потому что мы сами нуждаемся в специалистах. Что касается экономистов, то они уже с 4-го курса были распределены. Спрос на них очень высок в Дагестане. Что касается учителей начальных классов, они будут работать в школах, тем более что сейчас в средних школах внедряется новая дисциплина по основам религии и светской этики. Эти ребята подготовлены к преподаванию этих предметов.  Проблем с трудоустройством наших выпускников нет, к ним большое внимание, на них спрос.

 

– Сколько ребят сейчас учится в Северокавказском центре?

 

– Приблизительно 1500 человек, около 800 – очники, остальные учатся заочно. В предстоящем учебном году мы планируем дополнительно принять около 350 человек. Мы открыли отделение журналистики со специализацией «Исламская журналистика». Прием уже идет по общей технологии, зачисление пройдет на основании конкурса ЕГЭ. Вуз у нас аккредитованный, выдаем мы дипломы государственного образца, работаем в рамках действующих законов Министерства образования РФ.

 

– Максуд-хаджи, на ваш взгляд, система университетских центров в России себя оправдывает?

 

– Да, она себя оправдывает, но она не работает на полную мощь. Мы должны преодолеть еще объективные и искусственные барьеры, которые пока существуют. Первым шагом снятия таких барьеров является то, что мы создали Совет исламского образования.  Мы его учредили в качестве некоммерческой партнерской организации. Провели первое заседание этого Совета, в него вошли 15 учебных заведений России как высших, так и средних специальных. В сентябре пройдет следующее заседание. Таким  образом, начинается процесс приведения многообразной исламской школы к единой общей системе. Т.е. идет процесс создания общего религиозного образовательного пространства России. Есть и искусственные барьеры, когда какой-то ректор чисто из-за эгоистических побуждений говорит: «Я этого не хочу!» или «Мне это не интересно!» Надо мыслить не категориями «мне» или «мое», а категориями исламскими, общими. Надо думать о том, какие знания получит и как будет жить тот молодой человек, когда придет в исламское учебное заведение. Если мы  будем беспокоиться о нем, то искусственные барьеры снимутся.

 

IslamRF.Ru

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/rusinterview/russia/13176/">ISLAMRF.RU: Максуд-хаджи Садиков: система университетских центров в России себя оправдывает</a>