RSS | PDA | Архив   Среда 14 Ноябрь 2018 | 1433 х.
 

В Москве представят новую иллюстрированную «Энциклопедию религий»

04.09.2008 18:23

5 сентября приглашаем всех на официальную презентацию иллюстрированной «Энциклопедии религий», вышедшей в свет в августе 2008 года (авторский объём 250 печатных листов!) в московском издательстве «Академический проект».


Издание будет представлено 5 сентября с 17 до 18 часов в рамках Международной книжной ярмарки-2008 на ВВЦ (павильон № 57, зал № 2). Гости презентации смогут приобрести Энциклопедию с существенной издательской скидкой. Вход свободный.

Ведущим презентации выступит исламский культуролог Джаннат Сергей Маркус. По его словам, «это второе, существенно расширенное издание выпущенного ранее энциклопедического словаря «Религиоведение». Причём, здесь изменена концепция – ранее словарь был сконцентрирован на религиоведении как науке и адресован специалистам, а теперь это - "Энциклопедия религий", с иллюстрациями, более лёгким языком и адресована она более широкой аудитории. 
Оба издания крайне актуальны, ибо до сих пор не утихают попытки внедрить в светские школы и вузы уроки одной из конфессий в ущерб другим, в противоречии с Конституцией России. Это первое светское русскоязычное энциклопедическое издание, посвящённое религиям мира. Энциклопедия даёт фундаментальные знания обо всех явлениях религии: так учёные академического уровня дают основу для плюрального подхода к религиям – для всех, вовлечённых в образование и всех, ищущих свой путь к истине». 

Предлагаем Вашему вниманию Список выступающих, Предисловие и Аннотацию к этому уникальному изданию:

ВЫСТУПАЮЩИЕ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ:

АНШУКОВА АНТОНИНА АЛЕКСАНДРОВНА – главный редактор издательства «Академический проект», осуществившего издание «Энциклопедии религий»

ЭЛБАКЯН ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА – доктор философских наук, профессор Академии труда и социальных отношений, ответственный секретарь редколлегии журнала «Религиоведение, член Европейской Ассоциации по изучению религии, научный руководитель, координатор, главный соредактор и один из многочисленных авторов «Энциклопедии религий»

МЕДВЕДКО СТЕПАН ВИКТОРОВИЧ – кандидат философских наук, старший научный сотрудник, ведущий советник Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организации, ответственный секретарь секции «Социология религии» Российского общества социологов

КАНТЕРОВ ИГОРЬ ЯКОВЛЕВИЧ – доктор философских наук, профессор МГУ им. Ломоносова, ведущий эксперт и специалист по новым религиозным движениям

ШАХОВ МИХАИЛ ОЛЕГОВИЧ – доктор философских наук, профессор Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, специалист по старообрядчеству

КЫРЛЕЖЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ – научный консультант Синодальной Богословской комиссии Русской православной церкви

ЛЕЩИНСКИЙ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ – кандидат философских наук, доцент Российского государственного социального университета, специалист по православию и автокефальным православным церквям

ЗУЕВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ – кандидат философских наук, профессор Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, специалист по православию

ЮДИН АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ - ответственный секретарь редакции «Российская Католическая Энциклопедия»

ВИТКО ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ - - Вице-президент Евроазиатского дивизиона Церкви Адвентистов Седьмого Дня 

РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИИ В НАЧАЛЕ 
ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 

– Предисловие к «Энциклопедии религий»

С эпохи Просвещения в европейском сознании обрела широкие права и идейно-политические стимулы мысль о том, что срок жизни религии подошёл к концу: её институты вступили в конфликт с государством и гражданским обществом, её ритуалы превратились в анахронизм, её догматы и заповеди стали пустой риторикой, священные книги – сводом заблуждений… 

В прогрессивных кругах религиозная идея была низведена до уровня суеверий или небылиц. В революционных идеологиях религии как «сердцу бессердечного мира» была объявлена война. Вскоре там, где называвшие себя «марксистскими» идеологии пришли к власти, обещанная война приняла вполне реальные формы репрессивной государственной политики – церкви, мечети, дацаны, кумирни, синагоги разрушались, служители культа – «враги народа» – стали объектом массового террора; под диктатом власти общество большинством голосов декларировало свою принадлежность к атеизму. Эволюция западных демократических обществ тоже подтверждала неутешительный для религии прогноз – секуляризация, антиклерикализм стали в начале 20 в. образом жизни добропорядочных граждан. 

Даже в традиционных обществах Востока явно обозначился кризис религии: реформы Кемаля Ататюрка в Турции, шахской династии Пехлеви в Иране – эти и многие другие преобразования вели к модернизации, которая все меньше места оставляла господству ислама. Громко заявившие о себе в первой половине прошлого века «квазирелигии» тоталитарных режимов и феномен «гражданских» религий, казалось, лишь подтверждали общую тенденцию распада религии, порождавшую в ходе необратимых мутаций яркие, но нетипичные эрзацы.

Однако к концу 1970-х многие возникшие после Второй мировой войны религиозные новообразования обнаружили свою жизнестойкость и начали жёстко конкурировать с традиционными вероисповеданиями. Активность «религий нового века» и упорная борьба за выживание «старых» церквей, выдвинувших программы реформ, новые теологии и социальные проекты в широком спектре от фундаменталистских до ультрарадикальных, – эти и другие причины привели к постепенному росту религиозного фактора на Западе. Исламская революция 1979 под руководством аятоллы Хомейни, образование Исламской Республики Иран и последовавшая исламизация многих политических движений – все это вкупе с западными реалиями активизации религиозной жизни прозвучало траурным аккордом прогнозам скорого вытеснения религии из личной и общественной жизни. Закатилась звезда тех социальных реформаторов и мыслителей, которые строили свои политические программы и религиоведческие теории на идеях общества, свободного от религии.
 
К концу 20 в. человечество подошло под знаком новых теорий глобального конфликта «западных» и «восточных» религий, «христианской» и «мусульманской» цивилизаций, которые выдвинуты для объяснения и прогнозирования геополитических реалий начала третьего тысячелетия. Освещённая ночными пожарами и беспорядками европейская осень 2005 подтвердила правоту тех мыслителей, которые обоснованно предрекают рост и радикализацию религиозных настроений. Однако религиоведческая мысль явно не поспевает за теми разнонаправленными крупными трансформациями, которые происходят в огромном массиве религиозной жизни и приводят порой к парадоксальным, даже скандальным переменам, грозящим новыми расколами и анафематствованиями. Нет, например, сколько-нибудь убедительных теорий для объяснения и прогнозирования последствий таких явлений современной религиозной жизни, как недавнее принятие Англиканской церковью Америки, лютеранскими церквами Швеции, Голландии доктрин о гомосексуальных браках и женском священстве. 
Кризис или недостаточность прежних религиоведческих подходов столь же очевидны, как и отсутствие или малоубедительность новых способов интерпретации и прогнозирования многих религиозных реалий. Следует признать, однако, что в 21 в. религиоведение вошло как отрасль знаний с богатым наследием, как наука, находящаяся на передовых рубежах гуманитарного знания, актуальная для современного человека и общества. Этот потенциал безусловно позволит науке о религии дать ответ на животрепещущие проблемы нашего времени.
  
Дорогой читатель! Перед тобой первое светское русскоязычное энциклопедическое издание, посвящённое религиям мира - «Энциклопедия религий». В системном виде она представляет многообразие религиозной жизни как в исторической ретроспективе, так и в его нынешнем измерении. Энциклопедические статьи, а их около 3200, раскрывают в целостном виде своеобразие отдельных конфессий (мировых и локальных, оставшихся в прошлом и недавно возникших), а также их важнейшие аспекты – доктрины, мифологию, символику, теологию и демонологию, содержание священных книг, культовые практики, этические и правовые нормы, формы искусства, социальные институты и др. Составители старались не обойти вниманием даже сравнительно небольшие религиозные течения, не уходя от беспристрастного рассмотрения таких, оценка которых крайне неоднозначна (например, скопчество). 

Значительный раздел Энциклопедии посвящён религиозным реформаторам, философам и теологам, их судьбе, сочинениям и вкладу в историю религии. Важную часть Энциклопедии составляют статьи, раскрывающие содержание религиозных понятий и концепций.
 
«Энциклопедия религий» – внеконфессиональное издание. Её авторы – атеисты, агностики, христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и носители иных самых разных убеждений – в первую очередь, выступают как ученые, которые при подготовке статей поднялись над личными пристрастиями. Содержание Энциклопедии – пример плодотворного диалога представителей разных мировоззрений, объединенных взаимоуважением и общими научными целями. Энциклопедия свободна от идеологического давления каких-либо религиозных организаций, политических движений или государственных институтов.

Составители и редакторы энциклопедии надеются, что наше издание, рассчитанное как на специалистов, так и на широкую читательскую аудиторию, людей разных возрастов и занятий, интересующихся религией, поможет им лучше понять историческое прошлое религиозных формаций, их сложное настоящее и, возможно, приоткроет некоторые коллизии будущего.  

Доктор философских наук А.П. Забияко, 
кандидат философских наук А.Н. Красников,  
доктор философских наук Е.С. Элбакян.

АННОТАЦИЯ НА «ЭНЦИКЛОПЕДИЮ РЕЛИГИЙ»

Предлагаемая Энциклопедия имеет тезаурус около 3400 слов, включая важнейшие религиозные понятия, статьи о религиях мира, выстроенные по единой схеме, священных книгах, богах, основателях религий и религиозных реформаторах, статьи-персоналии о видных религиозных деятелях, теологах, религиозных философах. Большое внимание в издании уделяется религиозной ситуации в России и в мире в целом. К работе над Энциклопедией были привлечены известные ученые: религиоведы, философы, историки, этнологи, востоковеды, искусствоведы, филологи Москвы, Петербурга, Благовещенска, Тюмени, Ельца, Барнаула и других городов и регионов России. 

В отличие от вышедшего в свет два года назад энциклопедического словаря «Религиоведение», который был существенно меньше по объёму и объектом изучения в котором выступало религиоведение как научная дисциплина, отсюда большинство статей было посвящено различным религиоведческим дисциплинам, понятиям, направлениям, известным религиоведам, их концепциям и т.д., Энциклопедия религий имеет своим объектом именно РЕЛИГИИ, религиоведению в ней посвящена всего одна статья общего характера (не та, что была в словаре). 

Зато в Энциклопедии достаточно подробно рассмотрены практически все религии мира, их вероучение, обряды, организации, основатели, святые места и т.д. Энциклопедия снабжена иллюстративным рядом (около 1600 иллюстраций).

Помимо этого, Энциклопедия снабжена тематическим указателем, Тематический указатель составлен, исходя из конфессионально-цивилизационного принципа. Каждая позиция отражает все статьи, включая отсылочные, относящиеся к той или иной конфессии или региону и включает в себя все термины, имена, исторические события, места поклонения, Священные тексты, теологические направления, религиозные течения, существующие в рамках данной конфессии. Ряд наименований, имеющих отношение не к одной конфессии, можно встретить сразу в двух или нескольких рубриках.

Также в Энциклопедии имеется и Указатель статей, построенный по алфавитному принципу.

В отличие от энциклопедического словаря «Религиоведение», который всё-таки в большей степени был рассчитан на специалистов гуманитарной сферы, Энциклопедия религий предназначена для широкой читательской аудитории, в которую, наряду со специалистами-гуманитариями высшей школы, институтов РАН, студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, входят и учителя школ, которые сейчас начинают преподавать курсы, связанные с религией, и даже для их учеников, и для всех, кто интересуется проблемами религии как в прошлом, так и в настоящем.

На фото:

Обложка «Энциклопедии религий», М., 2008

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/rusnews/russia/4375/">ISLAMRF.RU: В Москве представят новую иллюстрированную «Энциклопедию религий»</a>