RSS | PDA | Архив   Пятница 24 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Неспокойный Азербайджан

07.12.2007 16:15

После развала Советского Союза проблема государственно-конфессиональных отношений и религиозного радикализма впервые остро встала в Азербайджане в июне 2002 года, когда селение Нардаран на расстоянии 40 км. от Баку вышло из-под контроля властей. Жители села мотивировали свой бунт тем, что «центр» пытался «протиснуть» в управление селом «своего человека», которым оказался нахичеванец, а чужого нардаранцы не принимали. В результате активного участия в гражданском сопротивлении мусульманского духовенства и исламского фактора вообще, конфликт приобрел характер политического заговора с религиозным оттенком, а в азербайджанских СМИ даже называли Нардаран «раковой опухолью исламского экстремизма и экспансионизма Азербайджана».

Каким сегодня предстает перед внешними наблюдателями религиозное «лицо» Азербайджана? Предлагаем вашему вниманию материал по итогам посещения Азербайджанской Республики в рамках программы Института изучения войны и мира (Institute for War and Peace Reporting) летом 2007 года.

Что такое религиозный Азербайджан?

Как пишет координатор миссии IWPR по Азербайджану Шахин Рзаев в статье «Религиозный вопрос в Азербайджане», по Конституции Азербайджан является светским государством, где религия отделена от государства. 93 % населения республики являются мусульманами, три четверти которых шииты, одна четверть - сунниты.

Азербайджан, по признанию многих наблюдателей, отличается своей религиозной терпимостью к представителям других религий. Этот факт нашел свое подтверждение и в опубликованном 27 марта 2007 года докладе Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений Асмы Джахангира. «Азербайджан является страной, где достигнут высокий уровень религиозной терпимости и гармонии», - говорится в документе.

Деятельность религиозных организаций и общин регулируется Законом «О свободе вероисповеданий». Этот закон впервые был принят в 1992 году, во время правления Народного фронта, и являлся весьма демократичным и по букве, и по духу. «Однако позже, во время президентства Г.Алиева, в этот закон неоднократно вносились существенные поправки, которые значительно ограничили демократичность первого варианта закона. Наиболее важными поправками можно назвать:

Изменения  в статьях 8 и 9, согласно которым все мусульманские общины передавались в подчинение Духовному управлению мусульман Кавказа (ДУМК), которое пожизненно возглавляет Шейх Гаджи Аллахшукюр Пашазаде. Таким образом, ДУМК монопольно принимает решения по регистрации той или иной общины. Это положение имело последствие при принудительном выселении общины «Джума-мечеть» во главе с Гаджи Ильгаром Ибрагимоглу из Мечети в Старом городе. Ибрагимоглу до сих пор отказывается регистрировать возглавляемую им общину в ведомстве шейха.

Немусульманские общины, которые принадлежат к другим мировым монотеистическим религиям, могут пройти регистрацию и в Православной церкви, и в Бакинской Синагоге, и в государственном комитете по работе с религиозными структурами. Бывший председатель Государственного комитета по работе с религиозными структурами Рафик Алиев, в интервью агентству «Тренд» с гордостью говорил, что «Азербайджану удалось на 80 процентов предотвратить распространение религиозных течений неисламского направления в республике».

Алиев добавил, что с 2002 года в Азербайджане не было зарегистрировано ни одной неисламской религиозной общины. “Почти полностью предотвращено финансирование неисламских религиозных течений из-за рубежа. Правительство Азербайджана в силах заботиться о беженцах и вынужденных переселенцах. И нельзя допустить, чтобы под видом гуманитарной помощи зарубежные религиозные общины привлекали наших граждан в различные секты”.

Мятежный Нардаран

Село Нардаран расположено в 40 километрах к северу от Баку. Под звуки азербайджанского мугама мы отправились в Нардаран. По степени любви к своему президенту азербайджанцы уступают разве что кубинцам. По дороге через каждые 500 метров расставлены огромные щиты с портретами Алиева старшего и младшего с умиленными улыбками. Вот Алиев старший пожимает руку сыну, а на следующем плакате он уже на фоне нефтяных вышек – главного символа богатства азербайджанцев. На мой вопрос, действительно ли они так сильно обожают своего президента, наш водитель многозначительно улыбнулся.

Вот мы уже приближаемся к Нардарану.  Радикальные шиитские проиранские силы в июне 2002 года подняли мятеж, требуя освободить двух арестованных сельчан. В результате село было взято штурмом внутренних войск, один человек погиб. До сегодняшнего дня в селе сохраняется напряженная обстановка, не проводились даже выборы в муниципалитет. Но после получения от властей льгот в социальной и экономической сферах, открытое противостояние удалось прекратить. Последний инцидент с участием нардаранцев – вынесение ими смертного приговора журналисту Рафигу Таги, который, по их мнению,  оскорбил в своей статье Пророка Мухаммеда. (За это Рафиг Таги недавно был осужден на три года тюрьмы).

Тем не менее, Председатель Исламской партии Хаджи Хаджи-Ага оглы в беседе с журналистами сказал, что в Азербайджане никакой свободы нет. Все подконтрольно власти. И даже религия.

Полупустые улицы Нардарана с многообещающими надписями «Аллаху Акбар» на арабском языке наводят на мысль, что здесь что-то готовят. А что именно старики на годекане так и не сказали.  Сказали просто, что настроены хорошо, если власти их не обидят.

О талышах и не только

Юго-восточные районы республики (Ленькоран, Астара, Лерик, Масаллы) населены преимущественно ираноязычными талышами, которые придерживаются шиитского толка ислама. Традиционно из этого региона выходят многие религиозные деятели, в том числе сам Шейх-уль-Ислам - уроженец Ленкорани и этнический талыш. Здесь сильно чувствуется иранское влияние. Не так давно здесь были арестованы главный редактор талышской газеты «Толыши седо» (Голос талыша) Новрузали Мамедов и ответственный секретарь этой газеты. Их обвинили в сотрудничестве с иранской разведкой. Хотя религиозный фактор в этом случае отсутствовал, наблюдатели отмечают, что иранцы как правило очень активны именно в распространении радикальных религиозных идей через доступные им СМИ.

Северо-западный регион Азербайджана (Балакен-Закаталы) граничит с Дагестаном. Часть населения - этнические аварцы и цахуры. Довольно долгое время здесь сильно чувствовалось влияние радикальных исламистов суннитского толка, эмиссаров из Дагестана и из Чечни (называемых часто и не совсем верно ваххабитами). В этом регионе они скооперировались с местными криминальными авторитетами и неоднократно вступали в открытое противоборство с местными властями, причем с применением огнестрельного оружия (в отличие от безоружных нардаранцев).  Последний случай имел место в 2005 году. Однако с наведением порядка в соседних российских регионах и с ужесточением порядка на азербайджано-российской границе, активность этой категории экстремистов значительно снизилась. Но в любом случае, к религии в этом регионе относятся намного строже, чем, скажем, в центральном Азербайджане. Например, не принято во время Рамазана продавать спиртные напитки и публично нарушать пост. За это, как рассказали сами жители, «могут побить».

Суннитско-шиитские отношения

На фоне кадров из Ирака Азербайджан кажется регионом, где, можно сказать, нет никаких противоречий между этими двумя течениями в Исламе. О случае из своей практики рассказывает политолог Ариф Юнусов. Однажды он (еще при службе в президентском аппарате) принимал делегацию  из Саудовской Аравии и помнит, как саудовцы очень удивились, услышав имя тогдашнего генерального прокурора Али Омарова. Али - типичное шиитское имя, а Омар — чисто суннитское. «Только у нас можно встретить сочетание этих имен в одном человеке», - рассказывает Ариф  Юнусов.

«Пока, слава Аллаху,  никакого противостояния на этой почве у нас не было зафиксировано. Хотя нельзя исключить попытки провокаций в дальнейшем», - говорит Ариф Юносов.

Другими традиционными религиями в Азербайджане являются православие и иудаизм. Православные  живут как в Баку,  так и компактно в разных регионах страны. Иудеи, в свою очередь, делятся на общины европейских и горских евреев (у каждой общины своя синагога). Горские евреи компактно проживают в Кубинском районе в поселке Красная Слобода и говорят на диалекте персидского языка.

Макс Бобров,

Махачкала

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/1037/">ISLAMRF.RU: Неспокойный Азербайджан</a>