RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Город мертвых, возникший во имя продолжения жизни

09.01.2008 15:49

На Северном Кавказе есть уникальный музей под открытым небом – склеповый могильник в окрестностях селения Даргавс, некогда имевший всемирную известность как «Город мертвых». Сегодня этот памятник археологии из-за отсутствия туристической инфраструктуры почти забыт. Но «Город мертвых» и его обитатели могли бы многому научить наших современников. Корреспондент IslamRF.Ru Зайнаб Магомедшарипова посетила Даргавс и узнала, какой урок нам хотят преподать предки современных осетин.

В Северной Осетии есть уникальное горное селение Даргавс. Располагается оно на побережье реки Гизельдон, а его окрестности  представляют собой музей археологических памятников, датируемых периодом от Бронзовой эпохи до позднего Средневековья.  В VII-XI веках там существовал аланский посёлок, об этом свидетельствуют сохранившиеся  средневековые многоэтажные боевые башни и обширное кладбище из каменных ящиков. 

Этот крупнейший на Северном Кавказе склеповый могильник – «город мертвых» буквально поражает своей уникальностью.

Светло-желтые постройки этого необычного города спускаются вниз по реке по южному склону горы Раминырах. Архитектурный ансамбль Даргаваса состоит из 99 подземных, полу-подземных (IX—XIV веков) и надземных (XIV—XVIII веков) каменных склепов, представляющих собой родовые усыпальницы. Многие исследователи сравнивают его с долиной царей в Египте. У осетин существовал архаичный культ мертвых, с которым были связаны интересные фольклорные сюжеты. Они верили в таинственную страну мертвых, владыкой, которой был Барастыр. Склепы - своего рода дома мертвых, возводились с тем же тщанием (если не большим), что и жилища живых. Склепы башенного типа с пирамидным перекрытием; значительно чаще - полуподземные усыпальницы, и реже - подземные склепы, по своим архитектурно-конструктивным данным не уступают оборонительным сооружениям. А толщина их фасадных стен порою даже больше, чем в башнях. Характерные так называемые склепы - мавзолеи (Фаснал, Дзинага, Хазнидон), появились здесь с распространением ислама.

Отдавая дань памяти предков, осетины стремились обеспечить им достойное потустороннее существование. Сопутствующий погребенным инвентарь представлен одеждой, оружием, керамикой, стеклянной посудой, бытовыми изделиями, украшениями местного и импортного производства. Трепетное отношение к предкам выражали и графически.

Долгое время усыпальницу обходили стороной по разным причинам, археологам было запрещено, а обыватели не рисковали проникнуть в склепы, в большей степени из-за их «дурной славы». В преданиях осетин и их соседей сохранилось немало свидетельств о последствиях чумных и прочих эпидемий; засвидетельствованы они и историческими источниками. Народ окружил их мрачными слухами и поверьями, по сей день, осетины помнят о том, что в старину в горах бушевала эпидемия чумы, уносившая тысячи жизней. Больные целыми семьями, с детьми на руках, уходили, чтобы не заразить здоровых людей, в заранее построенные склепы и там умирали.

Впервые широкую известность город – мертвых получил в конце XIX века, когда графиня Прасковья Уварова опубликовала первый его снимок, а часть археологических находок из склепов впервые экспонировалась в Венском музее. В 1967 году в «городе мертвых» были проведены первые  раскопки. За три года была собрана  уникальная (до 1500 предметов) коллекция, предметов быта и культуры осетин XVII—XIX веков. С 1960 года «город мертвых» был взят под государственную охрану на правах музея.

Даргавс, расположившийся в сердце гор Северной Осетии многие десятилетия был очень популярной среди туристов достопримечательностью. Посещение всемирно известного «Города мертвых» было обязательным пунктом в программе любой экскурсии по республике.

В 2002 году памятник был отреставрирован, но не долго длилось благоденствие: в том же году, вследствие схода ледника Колка полностью разрушена единственная дорога, которая связывает Даргавс с остальным миром. Сейчас желающим выехать из села приходится добираться по тяжелой и опасной объездной дороге. Телефонная связь практически не работает, а в зимний сезон местные жители могут легко оказаться в полной изоляции. Численность населения уменьшилась в несколько раз, количество учеников в классах местной школы сейчас не более двух-трех.

Глава администрации Даргавса, Ислам Сосиев делится своими переживаниями: «У нас очень интересное ущелье – красивое, овеянное легендами и преданиями, богатое памятниками. Здесь можно заняться курортным строительством и развивать туризм.

Главный вопрос, который нам нужно решить – восстановление дороги. Даргавс приходит в упадок именно по этой причине».

Символическое название уникального музея может стать реальностью, если шанс у  вечного города мертвых остаться в мире живых? Не зарастет ли народная тропа к нему травой забвения?!

В своем стихотворение Михаил Синельников как нельзя пронзительней описывает связь миров живых и мертвых, осознанной им в «животворной зелени» Даргавса.

Все в свой час приходило доныне,

Значит, вовремя в память вошли

Город мертвых в Даргавской твердыне,

Животворная зелень земли.

В этой жизни, немного остылой,

В этом небе, поблеклом слегка,

Мчатся тучи с немыслимой силой,

И, слабея, стоят облака.

В отдаленье от этих селений

Неожиданно тронет меня

Старения холод осенний,

Озарение вечного дня.

Минувшим летом, я с друзьями побывала в Северной Осетии. Мы замечательно провели время, в прекрасном городе Владикавказе, в котором так причудливо сочетаются богатая история и великолепное настоящее. Побывали в горах и надышались кристально чистым воздухом, пили воду из источников, любовались буйным Тереком. Невозможно передать все чувства, эмоции и ощущения испытанные  нами, но самые неизгладимые впечатления произвел на нас "Город мертвых".

Услышав историю о людях зараженных свирепствовавшей в Осетии чумой, и заживо похоронивших себя в склепах, мы очень захотели побывать там. То, что довелось увидеть лично я уже никогда не смогу забыть.

Город мертвых представляет собой множество склепов, размером приблизительно 4х5метров и высотой до 2 метров, возведенных из больших горных камней. В некоторых склепах есть отверстия похожие на окна, в которые пролезали бы только голова и плечи, некоторые склепы полностью замурованные. Внутри находятся останки. Лучше всего сохранились черепа, они  белого и желтого цветов. На многих останках сохранились фрагменты еще не совсем истлевшей одежды.

В этом "городе" стояла, такая леденящая душу тишина как будто безмолвное собрание спрашивало "зачем вы сюда пришли"? Тогда мы с друзьями впервые увидели истинное лицо смерти. Но удивительно, что мы не испугались, а напротив, испытали глубокое восхищение этими поистине героическими людьми. Обреченные на смерть, они, пересилив, неуемную, для любого живого существа, жажду жизни, лишили себя надежды во имя спасения других людей. Что это если не самозабвенная любовь к ближнему? Только действительно великий народ, способен на подобный героизм!

Я хочу, чтобы о подвиге осетинского народа, о котором безмолвно свидетельствуют эти склепы, узнало как можно больше людей в России. В стране зараженной страшной чумой  ксенофобии. Хочу, чтобы возникший во имя продолжения жизни "город мертвых", научил нас величайшему проявлению человеколюбия во имя спасения человечества.

Быть может обитатели этого города, до сих пор спасают мир от опасных эпидемий?!

09.01.2008

На иллюстрациях: склеповый могильник в окрестностях села Даргавс в Северной Осетии.

Использована иллюстрации с сайта http://merkulov.chernogolovka.ru/

http://merkulov.chernogolovka.ru/articles/20051004/index.htm

При подготовке материала использованы:

1.Тменов В.Х. Каменная летопись Дигории. http://nocss-digoria.narod.ru/statiya.html

2.http://iratta.com/2007/02/06/print:page,1,severoosetinskoe_selo_dargavs_uzhe_pjat_let_bez_svjazi_s_vneshnim_mirom.html

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/1138/">ISLAMRF.RU: Город мертвых, возникший во имя продолжения жизни</a>