RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Арабская вязь и татарский орнамент в сердце Урала

17.01.2008 14:21

Проезжая по трассе Екатеринбург-Тюмень, вы не сможете пропустить небольшой утопающий в зелени город Богданович. Как и большинство уральских городов, Богданович по историческим меркам очень молод. Он возник в середине 80-х годов позапрошлого века как железнодорожная станция на ветке Екатеринбург – Тюмень, и получил статус города в 1947 году. Сегодня в нем проживает 33 тысячи человек, полторы тысячи из которых – мусульмане. Прибывший сюда год назад имам Давлет-хазрат Джураев нашел в Богдановиче хорошо организованную общину.

Продукция Богдановического фарфорового завода-  Город мне очень понравился, а люди так радушно меня приняли, просто слов не было, - вспоминает имам, - я очень рад за, что вера прочно поселилась в их сердцах, и ведет их по жизни.

Община оформилась в Богдановиче уже в 1989 году. Инициаторами исламского возрождения были пожилые люди, которые обратились за поддержкой к городским властям. Те ответили согласием и даже выделили финансовые средства, ушедшие на покупку квартиры в четырехэтажном доме, которую переоборудовали под молельный дом. Там молились, как учили бабушки и деды, праздновали Курбан и Ураза-Байрам. Имама, обладавшего необходимыми знаниями, в то время не нашлось. Поэтому его функции выполняла Фания-абыстай Хайбуллина. Поэтому община первоначально существовала как женская, мужчины в эту квартиру не ходили.

Молельный дом мусульманской общины БогдановичаИз-за жалоб жильцов четырехэтажки, городские власти вынесли предписание верующим прекратить собрания в квартире. Ее продали, купили избу, переделанную силами общины под молельный дом. И опять на хрупкие женские плечи легли заботы по обустройству мечети.

- Дом был очень запущенный, - вспоминает Фания-апа, - тут жила семья алкоголиков. Мы несколько недель все отмывали, много мусора вынесли, ремонт сделали. Теперь, слава Аллаху, все благополучно.

Продукция Богдановического фарфорового заводаСейчас, когда в мечети появился свой имам, силуэт общины стал более отчетливым. В мечеть потянулась молодежь. Работает воскресная школа, где Давлет-хазрат обучает юных мусульман основам Ислама и арабскому языку. Кстати, несколько шакирдов этого небольшого мектеба – его собственные дети. Давлет-хазрат родился и вырос в Таджикистане в традиционной мусульманской семье, где многодетность считается знаком благословения Аллаха. Его отец, несмотря на негативное отношение властей к религии, придерживался всех норм Ислама и воспитал своих детей в духе богобоязненности. Естественно, в советское время в Таджикистане мектебов и медресе не было, поэтому Давлет Джураев посещал полулегальные занятия у местных суфийских пиров. Окончив техникум, он не думал, что будет имамом. Тяжелые девяностые вынудили его стать гастарбайтером и отправиться на заработки в Россию. Но именно здесь он нашел свое духовное призвание.    

 Имам Давлет Джураев и абыстай Фания ХайбуллинаБогдановическая община, состоящая из татар, таджиков, азербайджанцев и казахов живет дружно, верующие выручают друг друга в самых разных ситуациях. Например, на днях в магазин прекратили завозить халялную курицу, но несколько мусульман организовали доставку халялного мяса. Сейчас у местной общины большие планы.     

- Меня направило сюда Казыятское управление мусульман Свердловской области, чтобы возродить Ислам, - поясняет Давлет-хазрат, - сейчас мы решаем вопросы с передачей здания в собственность мусульманской общине, есть некоторые юридические проблемы, но когда все закончится, мы хотим построить рядом на этом участке  новую мечеть.

Перво-наперво мусульмане хотят надстроить над мечетью минарет, чтобы верующие, проезжающие из Тюмени в Екатеринбург издали видели единственную на этой трассе мечеть.

Интересен город Богданович еще и тем, что на местном фарфоровом заводе мастера делают посуду для мусульман. Это настенные блюда с изображением мечетей, чайники и пиалы с татаро-мусульманским орнаментом и целые сервизы в восточном стиле. Как рассказали нам мастера, идея сделать такую серию родилась еще во время празднования тысячелетия Казани.

- Когда мы узнали про юбилей, то захотели внести свой вклад  в это знаменательное событие, - поясняет начальник производства Богдановического фарфорового завода Надежда Ульянцева.

Продукция Богдановического фарфорового заводаУ завода уже есть опыт изготовления посуды на религиозную тематику. Началось все с серии блюд с изображением христианских святых. Все изображения были согласованы с епархией, и на заводе подумали, а почему бы ни сделать нечто подобное для мусульман. Художники изучали специальную литературу, знакомились с татарскими национальными узорами и образцами исламских орнаментов. В результате родилась серия красивой посуды, которая полюбилась как в мечетях, так и в семьях рядовых мусульмане. Как же рождаются эти узоры?

Продукция Богдановического фарфорового завода- Так получилось, что я вообще люблю восточные узоры, - улыбается художник по фарфору Богдановического фарфорового завода Нина Шихаева, - мне очень нравится культура восточных народов и их графическое творчество, меня привлекают в них яркие цвета. Взять, к примеру, Татарстан - там очень укоренились арабо-мусульманские мотивы и в одежде, и в рисунках, поэтому они должны присутствовать и в посуде.

В ближайшее время завод надеется выпустить серию блюд с аятами священного Корана. Ин ша Алла, чтобы все планы мастеров и мусульман из Богдановича осуществились, а молитвы их были услышаны.

Камиль Шихов

Фото автора.

Молельный дом мусульманской общины Богдановича

Имам Давлет Джураев и абыстай Фания Хайбуллина

Продукция Богдановического фарфорового завода

17.01.08

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/1202/">ISLAMRF.RU: Арабская вязь и татарский орнамент в сердце Урала</a>