RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Идеи Столыпина для современности

20.05.2011 15:58

18 мая в Санкт-Петербурге прошла конференция, посвященная 150-летию со дня рождения П.А.Столыпина на тему: «Идея правового государства в России: история и современность». Она состоялась в рамках юридической недели в Санкт-Петербурге, организованной федеральными органами власти. Конференция прошла в Большом зале Президентской библиотеки  им. Б.Н. Ельцина, находящейся на Сенатской площади в бывшем здании Святейшего синода. Конференция открыла целый ряд мероприятий, посвященных юбилею премьер-министра Российской империи. Они будут проводиться на государственном уровне на протяжении последующего года. Их кульминацией должно стать открытие памятника Петру Аркадьевичу Столыпина рядом с  Белым домом в Москве.

 

В России готовится к изданию Столыпинская энциклопедия. Статьи, посвященные политике премьера в отношении российских мусульман, в ней написаны крупнейшим специалистом по политике российского и советского государства в отношении мусульман в XVIII-XX  вв. доктором исторических наук, профессором МГУ Дмитрием Юрьевичем Араповым. За день до конференции мы встретились с ним в Москве, чтобы «сверить часы». Именно Дмитрий Юрьевич поставил вопрос том, что Петру Аркадьевичу на протяжении всей своей государственной деятельности вначале в Литве, затем в Саратовской губернии, потом в качестве премьера империи в 1906-1911 г.  приходилось общаться с мусульманами. Во время поездки в свое имение в Казанской губернии в 1899 г. он посетил местную сельскую мечеть и познакомился с ее имамом.

 

Непосредственным организатором конференции в Санкт-Петербурге выступило министерство юстиции Российской Федерации. Поэтому первым оратором стал министр юстиции Александр Владимирович Коновалов. Лейтмотивом его выступления, как и речей последующих ораторов, был призыв к  становлению права как общественной доминанты, к переходу от принятия  законов к их эффективному правоприменению. Министр юстиции говорил о необходимости модернизация в современной России. Он утверждал, что реформы Столыпина доказали, что в России можно жить рационально, можно сформировать мотивацию широких слоев населения к деятельности. Такой прагматизм обеспечит успех правоприменения, даст возможность для сотрудничеств властей и населения.

 

Советник президента Российской Федерации по правовым вопросам Вениамин Федорович Яковлев упомянул правовые достижения российского государства от Русской Правды до конституции 12 декабря 1993 г. Он призвал учиться у российской истории ставить задачи и находить их решение. Советник президента призвал к сочетанию нравственности, совести и права. России необходимо повышение уважения граждан к закону. Это возможно при отражении интересов граждан в законодательстве и защите прав граждан  государством. В.Ф. Яковлев признал, что  сейчас самой слабой стороной является правоприменение. Это вызвано безответственностью госслужащих, взяточничеством, коррупцией. Поэтому для юристов закон и право должны стать высшей ценностью.

 

Председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Николаевич Плигин признал, что вопрос о справедливости/несправедливости, особенно в сфере собственности,  является ключевым для современной России. Для защиты прав граждан  необходимо построение сильного государства. Оно должно быть монополистом в сфере принуждения и привлечь новых участников в  деле развития общества.

 

Президент Регионального общественного Фонда изучения  наследия П.А. Столыпина Павел Анатольевич Пожигайло выдвинул тезис о сочетании либерализма и консерватизма в политике премьер-министра Российской империи, который выражался в компромиссе между традициями и инновациями. По мнению А. Солженицына это возможно на уровне местного самоуправления.  П.А. Столыпин сформировал основы для такого самоуправления путем создания среднего класса земельных собственников, не допустив спекулятивный капитал к овладению земельным фондом. Тем самым основной целью реформ П.А. Столыпина было освобождение творческой личности  россиян. На этом пленарные выступления закончились. Основным тезисом на пленарном заседании был призыв изучать наследие П.А.Столыпина для его использования в современности.

 

 После обеда я участвовал в работе секции №1 «Идеи и проблемы правовой государственности  в России в свете наследия П.А.Столыпина». В выступлениях ораторов также показывалась компромиссный характер деятельности российского премьера во многом носивший вынужденный характер. При этом, если в III Гос. Думе (1907-1912) законопроекты хоть со скрипом еще проводились, то в Гос. Совете и в кругах высшей бюрократии они зачастую просто блокировались. Для проведения аграрной реформы П.А.Столыпин был вынужден жертвовать другими законопроектами, касающимися, в частности, свободы совести и прав нерусских народов.

 

Мой доклад носил название  «Концепция правовой государственности   у российских мусульман в эпоху П.А. Столыпина». Так  от имени мусульманской фракции Гос. Думы Садри Максуди  определял нацию как культурную общность, обладающую правом свободно культурного самоопределения, но являющуюся членом единого государственного организма. С. Максуди утверждал, что «для России, состоящей из массы народностей, государственные интересы могут заключаться, так сказать, в равнодействующей интересов всех народностей, т. е. в том, чтобы самые насущные интересы всех народностей были удовлетворены в такой  мере, чтобы от этого государство не пострадало». В полемике с правыми депутатами С. Максуди утверждал, что «Россия  -- это государство сложное…, где проживает масса национальностей, а не сплошное славянское государство, до тех пор, пока вы не поймете, что существующие в России национальности имеют такое же право на самостоятельное существование, как вы (голоса справа: нет), вы не в состоянии будете управлять государством».  25 декабря 1909 г. С. Максуди прямо заявил: «Каково же отношение самого мусульманского населения к русскому народу, к русской государственности? Мы жаждем свободной, просвещенной, богатой, блестящей будущности России». Такое будущее России могло быть достигнуто, по мнению С. Максуди, только при гарантиях неприкосновенности личности. Именно в гарантии прав личности он видел единственную гарантию процветания и благополучия государства.

 

Таким образом, цели и задачи эпохи Столыпина и современности во многом совпадают. Поэтому все российские граждане должны сплотиться в деле построения правового государства, где обеспечивается истинное равноправие его граждан.

 

Айдар Хабутдинов, д.и.н.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/16120/">ISLAMRF.RU: Идеи Столыпина для современности</a>