RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

В Томске до сих пор идет «война» между «красными» и «белыми». История и настоящее томских мечетей

26.02.2008 15:45

В Томске две мечети – «Красная» и «Белая». Обе дореволюционной постройки. Изящная архитектура старинных зданий не может не вызывать восхищения томскими «магометанами» начала ХХ века. Они смогли воздвигнуть на века две величавые мечети в те годы, когда само разрешение на строительство было сложно получить у имперских властей. Сегодняшним правоверным Томска, к сожалению, не под силу даже реставрация…

Красная мечеть

Справа – Красная мечеть, слева – медресе Красной мечети
Березы на крыше Красной мечети

Ее часто путают с соседним двухэтажным зданием медресе, которое тоже построено из красного кирпича. Медресе входит в комплекс Красной мечети, и сегодня в нем по пятницам проводятся джума-намазы. В том, что путают, нет ничего удивительного, поскольку само историческое здание Красной мечети сегодня больше похоже на заброшенный производственный цех. Тут и там на крыше растут побеги берез. Фасады с зияющими глазницами окон будто покрыты копотью. Картон и рубероид на карнизах входной части придают бывшей мечети жалкий и унылый вид. Внутри пусто и темно.

Стены Красной мечети сегодня

Татарская слобода, возникшая некогда в пойме реки Томи на южной окраине Томской крепости, сегодня оказалось в самом центре города. Местность имеет и другое название - Заисточье. Здесь на пересечении улицы Татарская и переулка Татарский (сейчас улица Трифонова), по данным муниципального учреждения по сохранению исторического наследия «Томск исторический», в девятнадцатом веке находилась деревянная мечеть, впоследствии сгоревшая дотла во время пожара. На ее месте томичи выстроили новую деревянную мечеть, которую в 1900 году постигла участь предыдущей. О том, кто запустил «красного петуха», архивы умалчивают.

Сгоревшая мечеть на месте Красной мечети

Видимо, строительство нового, несгораемого Дома Всевышнего Аллаха, стало делом чести для томских мусульман. Уже через год на этом самом месте была заложена первая каменная мечеть города, получившая в народе название Красной, поскольку была сложена из красного кирпича.

Так выглядела Красная мечеть до революции

Всего за три года мусульмане построили грандиозную соборную мечеть. Ахуном ее стал Хамза Хамитов, родной брат мецената и главы томского общества мусульман-прогрессистов Каримбая Хамитова. Десять лет, пока в Томске не построили вторую каменную мечеть - Белую, здесь творили намаз до 1600 человек.

В период гонений на религию в 30-е годы прошлого столетия в здании Красной мечети «крутили кино». В 1942-м в ее стенах открыли ликеро-водочный завод. В период перестройки в СССР предприятие по производству алкоголя было преобразовано в завод пищевых продуктов. Вероятно, в обкоме стали понимать, что негоже и кощунственно в стенах бывшего мусульманского храма разливать спиртное.

(Tak_nizvergali_minaret_Krasnoi_mecheti_v_30-e_gody)

Так низвергали минарет Красной мечети в 30-е годы

В 2003 году здание по улице Татарская, 24 передано мусульманской организации «Красная Соборная мечеть» Томской области Духовного управления мусульман азиатской части России» (ДУМАЧР). Еще раньше в ведение правоверных перешло соседнее здание медресе на ул. Татарская, 22. Здесь планировали открыть Сибирский мусульманский колледж, но проект пока не претворился в жизнь.

Последние пять лет мне ежегодно приходится бывать в Томске. И если раньше глава мусульманской организации Низомутдин Джумаев на мой вопрос о ходе реставрации лишь улыбался и смотрел в глаза так, как будто он не понимает о чем идет речь, то в последнюю встречу минувшей осенью он разговорился. По его словам, в 2007 году на реконструкцию Красной мечети из областного бюджета выделено 2,5 млн. рублей. Попечительский совет возглавил сам губернатор Виктор Кресс.

Виктор Мельхиорович даже направил в адрес короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиз Аль Сауда письмо с просьбой оказать поддержку. В нем говорится:

«В настоящее время я выступаю с инициативой возрождения Красной Соборной мечети, которая была построена в 1904 году на средства томских мусульман в традициях восточной архитектуры и всегда являлась украшением нашего города. К сожалению, здание понесло значительный урон, и требуется большая сумма средств на его восстановление. Сейчас создан попечительский совет Красной Соборной мечети, который я возглавляю, произведена подготовка здания к ремонту, отведен земельный участок, составлена проектно-сметная документация. На реализацию проекта необходимо 1,5 млн. долларов США. Часть суммы выделит областной бюджет, еще часть готовы выложить представители томского бизнеса, однако этого будет недостаточно для того, чтобы мечеть приобрела первозданный вид».

Молельный зал медресе

В письме также сообщается, что на средства областного бюджета ранее были отреставрированы медресе и Белая мечеть. Интересно, в начале прошлого века мусульмане города на собственные средства строили их, а сегодня даже реставрация невозможна без помощи из бюджета! Это притом, что за двадцать с лишним постперестроечных лет в городе не построено ни одной новой мечети.

Виктор Кресс пригласил Аль Сауда посетить Томск в любое удобное для него время, и на открытие Красной мечети. Прошел почти год, пока от короля ни ответа, ни привета.

Низомутдин Джумаев

— Весной начнем ремонт, — сообщил мне неделю назад по телефону Низомутдин Джумаев. — Первым делом будем укреплять фундамент. Он должен быть мощным, потому что высота минарета по проекту сорок два метра.

Помогает ли кто-нибудь из томских бизнесменов-мусульман? – спросил я.

Так должна выглядеть после реставрации Красная мечеть

— Да, есть один человек, кто он, пока я сказать не могу.

Сославшись на занятость и пообещав перезвонить, Джумаев отключился. С тех пор его мобильный перестал реагировать на мои звонки. Перед подготовкой материала я позвонил ему с другого телефона, дабы узнать, спилили ли деревья на крыше.

— Я собираюсь читать намаз, перезвоню, - отвечал имам.

Срезали деревья или нет?

— Перезвоню…

И опять молчание. Красная мечеть реставрируется по заказу МУ «Томск Исторический». Историко-архивные исследования выполнены ПНТЦ

«Вогтехпроект». Большая часть сельских мусульманских организации Томской области входит в ДУМАЧР.

Белая мечеть

Белая мечеть до революции
Белая мечеть после первой реконструкции

До нее минут десять ходьбы от резиденции Низомутдин-хазрата. Белая мечеть по улице Московский тракт, 43 построена в 1914 году по проекту томского архитектора А. П.Лангера. В советское время в здании сначала размещалась артель Культспорт, затем цех карандашной фабрики.

В 1990 году Белая соборная мечеть была передана правоверным Томска. Дважды она реставрировалась, прежде чем через девять лет предстать в первозданном виде. Основное мусульманское население города приходит на джума в эту мечеть, относящуюся к юрисдикции Духовного управления мусульман Сибири (ДУМС), которое в свою очередь не входит ни в состав Совета муфтиев России, ни в Центральное Духовное управление в Уфе, а является самостоятельным образованием с центром в Омске под руководством муфтия Зулкарная Шакирзянова.

«Если провожают в последний путь из мечети, следует внести благотворительный взнос в пользу Белой Соборной Мечети – от 500 до 800 рублей (по возможности)», — предупреждает объявление на стене подсобного здания по соседству. «Заходить в служебную комнату и сидеть в ней строго запрещается», - сообщается в другом объявлении.

Белая мечеть сегодня

В мой последний визит сюда группа мужчин разделывала барашка у подсобки. Имама не оказалось, он уехал в Омск к муфтию.

Белая мечеть изнутри

— Оставайся на аш-угощение, — предложили мне.

Активистка общины Нуржихан апа Нуриахметова (она собирает материалы по истории мусульман Томска), сходив домой, принесла для меня стопки газетных статей и фотографий.

Пожилая женщина с ностальгией вспоминала о первых постперестроечных годах, когда мусульманская община была единой. После долгих лет запретов томичи начинали возрождать ислам с большим энтузиазмом . На одном из снимков середины 90-х – группа малышей после уроков арабского языка.

Дети перед Белой мечетью

— Все они уже выросли, но редко приходят в мечеть, — говорит с сожалением Нуржихан апа, и рассказывает, кто из ребят на фото где учится или работает сегодня.

На другом снимке группа пожилых людей. Некоторые из них уже покинули наш бренный мир, ныне здравствующие разделилась на два лагеря, и сегодня в Белой мечети свой совет старейшин, в Красной, соответственно, свой.

Нурулла всегда в центре внимания

Имам Белой мечети Нурулла Калыкахунов в Томске десять лет, как и Низомутдин Джумаев. О противостоянии двух духовных лидеров в местной умме не говорит разве что только ленивый. Любопытно, что два имама дали сыновьям имена своих наставников-муфтиев. Калыкахунов назвал сына Зулкарнаем в шесть муфтия ДУМС Шакирзянова, Джумаев в честь главы ДУМАЧР Аширова – Нафигуллой (точнее, Нафиоллой, по таджикской версии этого имени).

Умма раскололась на «красных» и «белых»

Многие из мусульман города, с кем я говорил, считают, что застой в жизни томской уммы и раскол на «красных» и «белых» связан с тем, что оба имама приезжие: Калыкахунов из Киргизии, Джумаев – из Таджикистана. Будь духовные лидеры из числа коренных татар, считали собеседники, ситуация бы изменилась. В одном из обращений совета старейшин говорится:

«Мы живем в век высоких технологий, интеллектуальный уровень человека неизменно повышается, и нам нужны имамы с широким кругозором, идущие в ногу с прогрессом, это сделало бы Ислам в г. Томске привлекательным для многих и многих. До 1917 года наш город входил в десятку центров татарской мусульманской культуры России. Томск является городом науки, современных технологий, высшего образования и культуры, не зря его называют Сибирскими Афинами. А ведь наиболее интеллектуальная часть населения является потенциальными кандидатами, за счет которых мусульманская община города укреплялась и расширялась бы. Но в настоящее время, при нынешней ситуации, интеллигенция и другие слои населения от Ислама отвернулись, от былого энтузиазма мало что осталось. Ислам у нас потерял свою привлекательность, перестал быть центром притяжения людей».

Но вряд ли причина нездорового соперничества кроется в происхождении двух лидеров. За примерами далеко ходить не надо. В соседнем Новосибирске, где оба имама татары (Гумар Баязитов и Накип Шакирзянов), противостояние между региональными отделениями ДУМС и ДУМАЧР не менее жаркое.

Схожую болезнь несколько лет назад пережили и тюменские организации, разделенные между тремя Духовными управлениями. До видеокомпромата, снятого скрытой камерой, как в Томске, дело не доходило, но через СМИ стороны не раз обвиняли друг друга в различных грехах. Шесть-семь лет как страсти улеглись и не выплескиваются на страницы газет.

«И сотрудничайте в добре и благочестии», - говорится в Священном Коране. Выполняй эту волю Всевышнего руководители Белой и Красной мечетей, наверняка, на крыше Дома Аллаха не росли бы деревья.

Ибрагим Бекдаир, фото автора и из архивов Красной и Белой мечетей

 

На фото:

Справа – Красная мечеть, слева – медресе Красной мечети

Березы на крыше Красной мечети

Стены Красной мечети сегодня

Сгоревшая мечеть на месте Красной мечети

Так выглядела Красная мечеть до революции

Так низвергали минарет Красной мечети в 30-е годы

Молельный зал медресе

Низомутдин Джумаев

Так должна выглядеть после реставрации Красная мечеть

Белая мечеть до революции

Белая мечеть после первой реконструкции

Белая мечеть сегодня

Белая мечеть изнутри

Дети перед Белой мечетью

Нурулла всегда в центре внимания

 

26.02.2008

 

Ссылки по теме:

18-02-08 «Как строить мечеть?» — за опытом из Кузбасса в Сургут

Имам нашего времени. Мулла Амир, водитель-проповедник и имам десятка сел

07-02-08 На Ямале откроется отделение общественного движения «Российское исламское наследие»

30-01-08 В Лангепасе началось строительство новой мечети

Старейшую мечеть Сибири подняли из руин потомки расстрелянных мулл

Старинные мечети Тюменской области

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/1753/">ISLAMRF.RU: В Томске до сих пор идет «война» между «красными» и «белыми». История и настоящее томских мечетей</a>