RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Май 2024 | 1433 х.
 

Оренбург – перекресток культур

17.10.2011 14:54

Оренбургская область – один из самых удивительных уголков нашей страны. Носящий немецкое название, так прекрасно ложащееся на тюркские языки (Ырымбур). Здесь пересеклось несколько культур – автохтонная тюрко-мусульманская, представленная татарами, башкирами и казахами, русская, немецкая (губернаторы Игельстром, Пеутлинг), коренных немусульманских народов Поволжья (мордва, чуваши, переселявшиеся сюда на протяжении веков), мусульманская среднеазиатская – узбеки, сарты, таджики, арабы всегда селились здесь, и непременно обнаруживаются при изучении родословных-шаджара многих татарских родов, особенно в Татарской Каргале. Здесь, как нигде, понимаешь, что такое огромная многообразная Россия.

 

Здесь находились центры башкир и казахов, командование Башкиро-мещеряцкого войска и столица казахской Алаш-Орды. Здесь же на протяжении почти полувека находился центр российского ислама. Это находящаяся в 25 километрах от областного центра Татарская Каргала, некогда называвшаяся Сеитов Посад по имени своего основателя выходца из Казанского уезда Сеита Хаялина. С 1745 в Татарской Каргале строились мечети и медресе, в то время как по всей стране их разрушали, развивалось исламское образование и просвещение. На протяжении полутора веков Каргала являлась одним из ведущих центров исламской науки, образования и культуры царской России. Через нее продолжали развиваться экономические и культурные связи со всем мусульманским миром. Ее ученых отмечали в свих трудах все специалисты, занимавшиеся тематикой ислама в России. Даже когда ее значение было отчасти утрачено, роль как одного из сакральных центров продолжала оставаться.

 

Несколько позже стали строить мечети и в самом губернском центре – Оренбурге. Строили здесь и медресе, самым знаменитым из которых является недавно отпраздновавшее свое 130-летие «Хусаиния». Оно было построено на средства известных меценатов Хусаиновых. Купцы и промышленники, они все привыкли создавать на века, да и строить было много чего, поэтому Ахмад-бай Хусаинов проблему строительных материалов решил просто и основательно. Он купил белокаменную гору и строил из нее самые различные здания: мечеть «Хусаиния», медресе «Хусаиния». Делал он вложения и в немусульманскую инфраструктуру: фундамент сиротского приюта, собор. Медресе «Хусаиния» закончили многие известные деятели науки и культуры, но самым известным в Оренбурге является Муса Джалиль, учившийся здесь в 1918-1919 годах.

 

Другим равным по значимости памятником мусульманской истории Оренбурга является Караван-Сарай (Караван-hарай). Он был построен казаками Башкиро-мещеряцкого войска (башкиры, мещеряки, тептяри) как его центр, а также как караван-сарай для приезжавших сюда по различным делам (военная служба, торговля, административные вопросы) башкир и мещеряков. Сбор денег на строительство осуществлялся Абдуллой Давлетшиным по башкирским и мещеряцким кантонам. Вскоре после постройки архитектурный памятник был отобран оренбургской губернской администрацией. В мечети, остававшейся в собственности мусульман, согласно рассказам местных жителей, приносили присягу не только казаки Башкиро-мещеряцкого войска, но также и казаки-мусульмане Оренбургского казачьего войска (татары, башкиры, казахи), которых в нем состояло достаточно много.

 

После первых лет советской власти роль Оренбурга как центра мусульман начала спадать. Постепенно все объекты были реквизированы советской властью, в том числе Караван-сарай, возвращенный башкирам по указу, подписанному В.И.Лениным. Но с рубежа 1980-1990-х гг. пошел обратный процесс. В областном центре вернули почти все старые мечети. В 1991 было возрождено медресе «Хусаиния». Современное «Хусаиния» находится в другом месте, при Центральной соборной мечети г.Оренбурга (бывшая мечеть № 3). Сейчас медресе возглавил его бывший выпускник, старший преподаватель Оренбургского госуниверситета Альфит-хазрат Шарипов. В последние годы явно наметились процессы интеллектуального роста мусульманской уммы региона, что отчетливо видно из процессов, происходящих в медресе и вокруг него. Из более чем ста заочников, получающих в нем образование, большое количество людей, имеющих высшее образование, некоторые обладают научной степенью кандидатов и докторов наук. Все больше выпускников медресе принимает участие в научных конференциях, организованных ДУМ Оренбургской области (Оренбургский муфтият) и медресе «Хусаиния», а их прошло уже три в последние годы. К сожалению, пока мы не видим работ оренбургских мусульман на форумах по исламоведению в других регионах, но это, похоже, уже вопрос времени. Хорошо развита связь мусульманской централизованной структуры с историками из областного центра, совместными усилиями было подготовлено и выпущено несколько книг. Помимо оренбуржцев, в конференциях принимают участие также специалисты из других регионов – Татарстана, Башкортостана, Москвы, Самары,  Саратова, а также соседнего Казахстана.

 

Очень продуктивно развиваются отношения с областными властями, а также с другими конфессиями. В последней конференции, посвященной вопросам исламского образования,  участвовали федеральный инспектор, два региональных министра и два заместителя, председатель Общественной палаты. Из представителей РПЦ в ней принимал участие глава местной епархии, а также студенты и преподаватели семинарии. Все эти факты говорят о хорошо поставленной работе, как со стороны религиозных организаций, так и региональных властей. Но вместе с тем остаются и нерешенные вопросы, к числу которых относится неисполнение федерального закона о возврате собственности религиозных организаций. В первую очередь к подобного рода объектам в регионе относится здание медресе «Хусаиния». В настоящее время в нем находится агрономический факультет одного из вузов областного центра. При всем почтении к агрономам одного из благодатнейших краев нашей Родины стоит заметить, что здание это было построено не для них.

 

С Караван-сараем дело обстоит примерно так же. Конечно, могут возникнуть вопросы, насколько Караван-сарай имеет отношение к религиозным объектам. Формально, может быть, этот вопрос и верен, но недаром большевики на начальном этапе своей деятельности вернули это здание башкирам, для которых Караван-hарай является своего рода сакральным центром. Между прочим, стоит напомнить и о том, что Караван-сарай, где давали присягу Российской империи мусульмане – воины Башкиро-мещеряцкого и Оренбургского казачьего войск, является достойной альтернативой другому символу башкирского народа – Салавату Юлаеву, с этой империей воевавшему. Никакое здание не стоит мира в стране, и возврат Караван-Сарая мусульманам (потомкам тех самых башкир, мещеряков, тептярей, казахов, что когда-то приносили в нем присягу на верность России) явился бы знаменательным событием в становлении российско-исламских отношений. Более лучшего символа полноценной интеграции мусульман в едином общероссийском социуме просто невозможно придумать. Важность решения этого вопроса выходит далеко за пределы Оренбургской области.

 

Мусульманская община области переживает этап роста не только качественного, но и количественного. Например, согласно переписи 1989 г. в регионе проживало 333,8 тыс. мусульман, что соответствовало 15,38% от общего населения региона; из них 158,6 тыс. татар, 111,5 тыс. казахов, 53,3 тыс. башкир. К переписи 2002 г. на фоне общего роста населения в регионе (главным образом за счет миграционного притока) мусульманская община выросла до 365,0 тыс. человек, что соответствует 16,75% от всего населения, из них 166,0 тыс. татар, 125,6 тыс. казахов и 52,7 тыс. башкир. Заметно выросла численность проживающих в регионе представителей народов Средней Азии, прежде всего узбеков и таджиков, Дагестана и азербайджанцев. В послепереписной период заметен рост прежде всего среднеазиатского населения. Растет уровень религиозности, в том числе среди интеллигенции. Сформировалась инфраструктура, включающая в себя мечети, образовательные учреждения, пункты халяльного забоя скота и реализации полученной продукции. В регионе выходит журнал «Ислам и жизнь» в областном центре и газета «Минарет» в Татарской Каргале. Мусульманские структуры успешно сотрудничают с управлением исполнения наказаний и воинскими частями.

 

Мусульманская община Оренбургской области давно не является чем-то потусторонним в регионе, она активно участвует в общественно-политической и научной жизни области. Разумеется, все еще остается нерешенным ряд вопросов, но по мере их решения можно надеяться на дальнейшие успехи в становлении гражданского общества в этом прекрасном уголке наше страны.

 

Ахмад Макаров

Руководитель отдела по работе с общественными организациями и мигрантами ДУМЕР

 

Ссылки по теме:

Оренбург сделал заявку на возвращение статуса центра мусульманской учености

Прошлое и настоящее мусульманского Оренбурга

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/18420/">ISLAMRF.RU: Оренбург – перекресток культур</a>