RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Май 2024 | 1433 х.
 

Во что переродится джадидизм?

20.10.2011 11:00

В Духовном управлении мусульман РТ состоялся круглый стол «Феномен  Джадидизма и его роль в современных духовных процессах в Волго-Уральском регионе".

В круглом столе приняли участие председатель ДУМ РТ, муфтий Ильдус хазрат Файзов, доктор политических наук, директор Института истории Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов, доктор исторических наук, директор Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор политических наук, профессор, ректор РИУ Рафик Мухамметшин и кандидат исторических наук, руководитель отдела образования ДУМ РТ Валиулла Якупов и др.

 

Помимо муфтия и ведущих казанских учёных историков, занимащихся указанной проблематикой, в числе выступающих был директор Центра внутриазиатских исследований имени Д. Синора Университета Индианы (США) профессор Эдвард Лаззерини, который считается одним из наиболее известных на Западе специалистов в области изучения истории татарского народа.  Стоит отметить, что между Институтом российских и восточно-европейских исследований и историческим факультетом Индианского университета и историческим факультетом Казанского федерального университета существуют тесные контакты, включая научный проект “Волжско-Камская исследовательская инициатива”.

 

Доклад профессора Лаззерини назывался “Десять тезисов о современности или почему Джадидизм - это репетиция европейской надежды и ее крушения”.  В своём выступлении он фактически поставил знак равенства между понятиями “джадидизм” и “модернизм”. “Джадидизм – это татарский вариант принятия нового времени, - говорит профессор, - это принятие для татар как неевропейской нации стало большим прогрессом”.

 

Примечательно, что Лаззерини заявил, что не считает Ш.Марджани, Г.Буби, Г.Баруди, Р.Фахрутдина джадидами и назвал их “схоластическими реформаторами”. Джадидаами же, по его мнению, были такие личности как И.Гаспринский, С.Максуди и М.Султан-Галеев, последний из которых, по уверению профессора, в итоге стал атеистом.

 

“Джадидисты пересмотрели роль воли Аллаха, хотя и принимали некоторую роль Бога в современном мире. Взгляд сфокусировался на человеке, а не на Боге, что поможет человеку воплотиться в этой жизни, - а это и есть Божественное указание”, - заявил Эдвард Лаззерини. С точки зрения профессора, джадидисты воспринимали указания Аллаха в сфере этического и морального поведения, но не считали что эти указания должны формировать каждодневные задачи человека. Подытожил своё выступление Лаззерини следующим определением: “Джадидисты – это те, кто в центр внимания ставил человека, а не Бога”.

 

После доклада Лаззерини присутствовавшая в зале старший научный сотрудник Института истории им.Марджани АН РТ Резеда Сафиуллина высказала пожелание, чтобы выступающие не рассматривали проблему с позиции европоцентризма, а искали ее потециал в самом исламе.

 

Однако, как стало видно из следующего выступления, не все докладчики согласны с призывом коллеги.

 

Так, одной из главных идей доклада Рафаэля Хакимова “Джадидизм или татарский ислам”  была связь джадидизма с развитием татарского предпринимательства, “которое должно быть конкурентоспособным, прежде всего с русским”. Хакимов также считает, что “джадидизм начинается с отрицания схоластики”. Более того, прозвучало заявление о том, что “если ислам не привязан к народу, то он непонятно для чего – просто схоластика. Труды Аль-Газали пусты с точки зрения практики. Но Марджани делает ислам жизнеспособным с помощью привязки к национальному фактору”.

 

Рафаэль Сибгатович подчеркнул, что к началу двацдатого века девяносто процентов татарских медресе были джадидскими. И сейчас “неизбежно возвращение к джадидизму на новом уровне”, так как, по мнению директора Института истории, “привнесение ислама из других стран – это разрушительная тенденция”.

 

В завершение своего выступления Рафаэль Хакимов также попытался дать определение джадидизма, который, по его мнению, представляет собой “пересмотр ислама в условиях капитализма”.

 

Следующий доклад “Феномен татарского джадидизма” представил Дамир Исхаков.  “Джадидизм – это форма этнонационализма, - заявляет Исхаков. – Ислам более всеобъемлющая религия; в отличие от Западной Европы здесь нельзя отделять религиозное от светского”.  Дамир Мавлявиевич также считает,  что необходимо учитывать опыт джадидов в современности,  и тогда, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, татары раньше всех почувствовали необходимость консолидации.

 

“Наше духовное наследие очень богатое, и оно полностью джадидское”, - высказал тезис Дамир Исхаков.  Особое отношение у историка и к булгарскому вопросу. По мнению Исхакова, на сегодняшний день имеет место быть некое “булгаропоклонничество” в форме так называемого паломничества в Булгар, целования камней, повязывания ленточек на деревья и прочее. Дамир Исхаков отмечает, что мы должны в первую очередь обращать внимание на наследие булгар. С точки зрения Дамира Исхакова, “сейчас нужно выстраивать новый ислам: Коран остаётся – трактовки меняются”. Вот только остаётся открытым вопрос о том, кто и в какую сторону собрался менять эти трактовки.

 

Тему единства ислама и общества развил Рафик Мухаметшин докладом “Джадидизм и кадимизм: есть ли точки соприкосновения”. “По отношению к исламу всё гораздо сложнее, - сразу заявил ректор РИУ, - знаменитое вольтеровское “давите гадину” (религию) здесь не пройдёт”. В исламе неприемлемо отрицание схоластики и отрицание основ религии. Модернизм – это лишь попытка создания идеологических предпосылок развития общества. Рафик Мухаметшович подчеркнул важность понимания того, что джадиды реформировали не ислам, а мусульманское общество; то есть они имели жёсткие установки в рамках религии и продвинутые установки в рамках идеологии. Мухаметшин также первым из докладчиков подчеркнул значимость кадимизма как сохранения традиционных ценностей. “Джадидизм и кадимизм – единое целое – без кадимистов джадидты были бы светскими, - говорит ректор РИУ. – Кадимисты охраняли традиционное мусульманское сообщество, а кажущееся противостояние на деле является частью одного целого”.

 

В отношении современности Рафик Мухаметшович отметил, что наше общество одинаково нуждается как в образованных кадимистах, так и в продвинутых джадидах. Ведь если обращаться только к опыту джадидов, мы получим светскую татарскую западноевропейскую модель, где даже нет места слову “мусульманская”.

 

“Мы все мусульмане, но получили европейское воспитание”, - продолжает обсуждение Валиулла Якупов, доклад которого “К вопросу о классификации течений внутри джадидизма и кадимизма” углубил идею необходимости оставаться в рамках ислама и шариата. Валиулла хазрат напомнил собравшимся, что европейская реформация вытеснила религию из общественного пространства, вследствие чего эта религия потерпела поражение. Джадидизм с точки зрения докладчика – это “вынужденная реакция на наступление европейской цивилизации”.

 

Валиулла Якупов условно выделил в структуре джадидизма течения от традиционалистов до “протестантов предателей-перерожденцев”. Он также заявил, что кадимисты победили христианских миссионеров, по его убеждению “добровольно никто не крестился, только насильственно”.

 

Итог выступлениям подвёл муфтий Ильдус Файзов: “Мы применим всё полезное, что было услышано и будем практиковать и развивать ислам дальше”.

 

Для простого верующего остаётся открытым вопрос о том, в каком же направлении будет двигаться развитие ислама,  о котором говорил муфтий. Не так давно на одной из научно-практических конференций заместитель премьер-министра Республики Татарстан Зиля Валеева заявила, что в правительстве республики “с надеждой обращают взоры” к практике джадидизма. В то же время проведённый круглый стол показал необходимость различных богословских подходов, в том числе кадимизма, и плюрализма мнений.

 

Нурия Гибадуллина

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/18478/">ISLAMRF.RU: Во что переродится джадидизм?</a>