RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Май 2024 | 1433 х.
 

В России назрел социальный запрос на исламское право

04.11.2011 14:45

В Казани состоялся круглый стол на тему «Право светских государств и исламское право в мультикультурном обществе: вопросы конвергенции». Он прошёл в рамках форума «Ислам в мультикультурном мире». Инициатором проведения круглого выступила кафедра гражданского и предпринимательского права юридического факультета КФУ.

 

В мероприятии приняли участие 50 человек, в том числе представители Ирана, Пакистана, Турции, Малайзии, Узбекистана, Грузии, а также множества регионов нашей страны. Также присутствовали представители республиканского Министерства юстиции и Аппарата президента РТ.

 

С приветствием к собравшимся выступил декан юридического факультета Казанского федерального университета Ильдар Тарханов, который имея за плечами опыт работы в Йемене, не понаслышке знаком с особенностями исламского общества. Ильдар Абдулхакович отметил актуальность проблемы исламского права и образования в нашей стране: «Россия – европейская страна, с другой стороны, - азиатская. Поэтому мы не можем выстраивать свои правовые нормы глядя только в западную сторону». В связи с острой нехваткой специалистов, декан юрфака определил главную задачу именно в данном направлении: «Готовить людей, которые могли бы учить исламскому праву заинтересованных студентов». Декан юридического факультета КФУ и другие юристы указывали, что значительные возможности для развития исламских институтов России заключены в российском гражданском праве.

 

Активное участие в работе круглого стола принял генеральный консул Исламской Республики Иран в Казани Расул Шаян. В своём приветственном слове он в уже сложившейся иранской традиции пригласил желающих посетить свою страну для получения соответствующего опыта и подчеркнул, что «исламское право в Иране – это когда и капиталист, и народ довольны своим положением».

 

Исторический опыт

 

Главный редактор журнала «Pax Islamica», профессор Казанского филиала Российской Академии правосудия, Айдар Хабутдинов в своём докладе отметил символичность прохождения подобных мероприятий именно в Казани и осветил исторический опыт взаимодействия исламского права и светского права России, а также основные вехи развития исламского права у татар.  Что касается применения исторического опыта в современном гражданском праве, Айдар Юрьевич уделил особое внимание развитию вакфов, а также подчеркнул, что история учит тому, что религиозные организации должны находиться в правовом пространстве государства, и быть прозрачны.

 

Тему продолжил заведующий сектором восточных рукописей Института истории в Махачкале Шамиль Шихалиев. Главная идея его сообщения была в том, что особенности развития исламского права в Дагестане были продиктованы преобладанием на этой территории шафиитского мазхаба. Примечательно, что, согласно дагестанским исследованиям, разработки в области исламского права не прекращались и в советский период. На современном этапе, по мнению Шамиля Шихалиевича, особую актуальность обрёл вопрос о взаимоотношении светского и религиозного государства, а также некоторые экономические вопросы.

 

Мусульманское или исламское право?

 

Стоит также особо отметить доклад заведующего кафедрой регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ Рената Беккина, который первым из присутствующих разделил основополагающие понятия собрания следующим образом: «Мусульманское право указывает на персональный характер, тогда как исламское право – это более консервативная система, которая не испытывает сильного воздействия обычаев и традиций народов. Иными словами исламское право – как должно быть, мусульманское право – как есть». Ренат Ирикович также подчеркнул, что отдельные отрасли мусульманского права нельзя изучать в отрыве от других и то, что в деле его изучения  недопустимо применять «западные лекала».

 

По мнению генконсула Ирана в Казани Расула Шаяна, мусульманское право применяется в исламских странах, а исламское право может применяться где угодно «с целью улучшить жизнь своих народов». Профессор Хабутдинов, приводя в пример использования вакуфных  средств в Иране для свержения монархии в ходе революции 1979 г. указал, что вакфы должны быть подотчетны и находиться в правовом пространстве  государства. Господин Шаян считает что вакф – это «средство благоустроить общество по инициативе самих граждан без вмешательства государства».

 

Своё мнение высказал и ещё один представитель Ирана профессор Института гуманитарных и культурологических исследований Сейед Джавад Мири. Он подчеркнул, что исламское право – это прежде всего права человека, под которыми в исламе в првую очередь подразумевается достоинство личности. «В отличие от западного права, мы говорим не только об индивидуальных, но и о коллективных правах человека», - сказал господин Мири.

 

Современные российские перспективы

 

С самого начала работы круглого стола российские перспективы развития исламского права в контексте существующего законодательства представили повод для дискуссий участникам. Во главе угла здесь встала возможность или невозможность хотя бы в какой-то мере изменить действующее законодательство с целью конвергенции с исламским правом.

 

Генеральный директор Татарстанской международной инвестиционной компании Эмиль Гасымов отметил, что юриспруденция идёт вслед за общественными отношениями как их регулятор, чем и объясняется сегодняшний повышенный интерес к исламскому праву. Он признал, что при возможности открытия лизинговой компании (иджары), тем не менее, развитие исламской экономической модели в российских условиях пока не представляется реальным. Гендиректор ТМИК призвал собравшихся обратить внимание на опыт Казахстана, который создал параллельную систему, поменял законодательство и применил ИЭМ. «Исламский банкинг – это всего 1%, но это большие деньги, триллионы, которые могут послужить нашей стране», - подчеркнул Гасымов.

Заведующий кафедрой исламского права РИУ Мухаммад Муратов в своём докладе подчеркнул, что именно в ханафитской правовой школе выработана модель не только толерантности, но и взаимодействия разных культур во всех областях жизни. «Практическое применение некоторых норм исламского семейного и наследственного права должно находить применение в регионах компактного проживания мусульман», - убеждён преподаватель РИУ.

 

Вопрос об определении исламского права как религиозной правовой традиции или современной правовой системы вынес в тему своего выступления доцент кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета КФУ Ильсур Салихов. В противовес утверждению Р. Беккина, как показало исследование Ильсура Ильгизовича, исламское право является и тем и другим. «Нельзя относить исламское право только к религиозной сфере – это современный эффективный регулятор общественных отношений, живой механизм. Исламское право имеет потенциал и в немусульманских странах», - считает Салихов. Он видит перспективы исламского права в России в форме взаимопроникновения культур с учётом существующих законов, не вмешиваясь в имеющиеся устои государственности, в виде «взаимного обогащения».

 

Таким образом, исламское право в России имеет определённые перспективы, способно занять, по словам заведующего кафедрой гражданского и предпринимательского права КФУ Михаила Челышева «некоторые имеющиеся ниши гражданского права», и казанские юристы готовы активно работать в этой сфере.

 

Вопрос о развитии исламского права несомненно получит своё развитие в Татарстане, поскольку как озвучили участники круглого стола, республика является одним из регионов, где уже существует социальный запрос на этот вид регуляции общественных отношений. Было также отмечено, что в настоящее время Казанский университет определил в качестве своих приоритетов развитие межкультурных коммуникаций и востоковедения. Примечателен также тот факт, что в этом году на юридическом факультете университета введён курс «Исламское право».

 

 

 

Нурия Гибадуллина

собкор ИД "Медина" в Казани

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/18777/">ISLAMRF.RU: В России назрел социальный запрос на исламское право</a>