RSS | PDA | Архив   Четверг 9 Май 2024 | 1433 х.
 

Документальный жанр - хвост, который виляет собакой

29.11.2011 19:40

В минувшее воскресенье в Казани прошёл минифестиваль документального кино в рамках проекта «Frontline» в России.

Frontline Club позиционирует себя как дискуссионный клуб, выступающий за развитие качественной журналистики. Он был создан в Великобритании в 2003 году. Первоначально клуб представлял собой сообщество журналистов, работавших в основном в зонах военных конфликтов. Вскоре он стал центром взаимодействия самых разных людей, объединенных общим стремлением не дать уйти из поля зрения аудитории событиям, постепенно исчезающим с первых полос.

 

Сегодня Frontline Club – ведущий дискуссионный центр в Лондоне, а в Москве созданный при содействии Союза Журналистов России клуб существует с 2008 года. По убеждению организаторов, «Frontline Club дает возможность посмотреть уникальное документальное кино и обсудить события современности, проблемы, касающиеся практически каждого».

В рамках минифестиваля в кинотеатре «Мир» зрителям, большую часть которых составляли журналисты и студенты, было представлено для просмотра и обсуждения три картины:  «Любите меня, пожалуйста», «Неда» и «Видеократия».

 

На втором фильме «Неда» хотелось бы остановиться подробнее, поскольку его показ непосредственно затрагивает интересы мусульман и, пожалуй, противоречит принципу, высказанному основателем клуба Воаном Смитом о фронтлайне: «Мы поддерживаем первооткрывателей, которые работают на переднем крае журналистики -  тех, кто бросает вызов официальной версии событий и всеми силами стремится открыть правду».

 

«Коран» Энтони Томаса

 

Не нужно смотреть картину «Неда», или правильнее перевести «Для Неды», чтобы изначально отнестись к ней настороженно. Режиссёр ленты – тот самый Энтони Томас, - что в 2008 году снял фильм «Коран» (слоган фильма – «путешествие к сердцу ислама»), показанный на канале  National Geographic и также именующийся документальным. Сейчас «Коран» с удовольствием размещают у себя в ЖЖ исламофобы, на страницах которых красуются лозунги вроде «Ислам - не религия, а жесткая общественно-политическая система».

 

В «Коране» режиссёр характеризует Священную книгу мусульман не иначе как «Мощный текст, который возможно неточен и искажён, но подкреплён чувством несправедливости и яркими вспышками наследственной памяти». Более того, Томас уверенно делает вывод о том, что «никто не извлекает из этого текста (Корана – Н.Г.) большей выгоды, чем упёртые религиозные лица, исповедующие фунтаменталистский ислам».

 

Один из экспертов в фильме называет Коран «идеальной моделью войны». Здесь не остаются без внимания темы терроризма и джихада, женского обрезания, хиджаба, притеснения женщин и т.п.

 

Однако автор пошёл ещё дальше. К заключению фильма высказываются тезисы о реформировании самого Священного текста. Германские учёные, с которыми очевидно солидаризируется мнение режиссёра, взялись за интерпретацию древних рукописей Корана, которые естественно были написаны без огласовок. Немецкие исследователи вдруг решают расставить огласовки вольно, на своё усмотрение, абсолютно не учитывая традицию устной передачи текста Корана, которая существовала ещё со времён Пророка Мухаммада (с.а.в.с.).

 

На основе этих сомнительных исследований была опубликована работа некого профессора лингвистики под псевдонимом Кристофер Люксенберг, которая даже по признанию автора ленты «была поставлена под сомнение ведущими учёными и ничем не подкреплена». Сторонники данной работы в частности считают, что в вопросе покрытия женщины в Коране имеется в виду не головное покрывало, опускаемое на разрезы на груди, а лишь… набедренная повязка. А вместо гурий, например, праведников ожидает в раю белый виноград, - это замечание делает очевидным стремление авторов исследования приблизить коранический текст к библейскому (имеется ввиду библейское обещание Христа во время Тайной вечери пить с учениками «новое вино в Царствии Небесном»), тогда как для всех мусульман мира Коран – это «Аль Фуркан» - различение.

 

Фильм «Неда»

 

Прежде всего, следует заметить, что первая треть картины «Неда» во многом дублирует описанную выше ленту «Коран», и здесь высказывается общая критика относительно норм Шариата и исламского права.

 

Аннотация говорит о фильме следующим образом: «20 июля 2009 года cнайпер выстрелил в сердце молодой иранской женщине - ее звали Неда. Она ненавидела платок. Она мучилась из-за того, что не могла купаться в море и вести на улице так, как ей этого хотелось. Она страдала из-за принудительного ношения хиджаба. Она стала символом нового, свободного Ирана».

 

Главными рассказчиками ленты становится семья Неды Ага-солтан: её родители, брат и сестра. Наличие родственников девушки – это, пожалуй, единственное, чему можно доверять в представленной картине.

 

В остальном же в фильме сложно найти что-то для адекватного, подготовленного зрителя. Вот авторский голос шокирует зрителя дозволенностью брака с девятилетнего возраста (реально по закону девушка в Иране может выходить замуж с пятнадцати лет). А вот семья девушки демонстрирует «запрещённые» в Иране книги (классику мировой литературы) – однако книги эти почему-то не в виде распечаток или самиздата, а красочные экземпляры с логотипами иранских издательств. Ну и, разумеется, не обходится без тем смертных казней и обязательного хиджаба.

 

Исламская республика Иран представлена настоящим адом на земле, в особенности для женщин, единственным островком человечности в котором остаются дома таких людей, как семья Неды.

 

И вновь об «угнетённой женщине Востока»

 

Одной из ключевых тем картины «Неда», несомненно, является униженное положение женщин в исламском обществе и в Иране в частности.

 

А вот как описывает иранок, например туристический портал russiankurort.org: «Иранки чаще всего это невысокие худенькие женщины и любят заниматься спортом, и для этого в стране созданы все условия, чтобы все занятия проходили в соответствии с канонами ислама. Условия очень хорошие, безусловно, для женщин отдельно от мужчин, есть и тренажерные залы и бассейны, даже пляжи для женщин. Даже можно заниматься экстремальными видами спорта. По вечерам девушки могут кататься на роликах, играть в теннис.

 

В стране также имеется женское такси. Сами иранки тоже водят автомобиль. Представляя иранку, надо представлять активную иранскую женщину, которая, как правило, работает. Работать женщины могут в сфере журналистики, программистами, дизайнерами и даже инженерами».

font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} -->

И действительно, в ходе обсуждения картины даже координатор проекта Frontline в России Юрий Бурцев отметил, что жалеет о том, что данная лента американская, и автору «не удалось избежать некой предвзятости».

 

 

Три Неды, два жениха

 

В процессе дискуссии также прозвучал вопрос о том, кто же такая Неда? Это действительно интересный вопрос, поскольку девушка стараниями западной прессы успела превратиться в некий мифический персонаж, эксплуатируемый в совершенно различных политических целях.

 

Эти мифы, созданные западными СМИ при ближайшем рассмотрении неудержимо напоминают эпизоды всем известного фильма о политических PR-технологиях «Плутовство, или хвост виляет собакой».

 

Здесь хотелось бы привести некоторые факты, доступные в рунете. Пользователь портала perevodika.ru  Lilu, пытаясь самостоятельно разобраться в теме «Ситуация в Иране» пишет (приводится с сокращениями):

«Решила вернуться к истории с "мученицей" Недой Ага-Солтан, убитой якобы на глазах прохожих посреди бела дня в Тегеране год назад. В "Нью-Йорк Таймс" появилась статья об иранской женщине, которую спутали с убитой Недой - ее тоже друзья зовут Неда, но ее настоящее имя - Захра Солтани. В целом, в этой истории регулярно перемежаются два образа двух женщин, которые схожи, но не настолько, чтобы перепутать их, видя рядом их фотографии

 

В видеосюжете CNN от 26 июня 2009  показывают лицо одной женщины, а затем на второй минуте показывают сюжет иранского тв, которое, в свою очередь, показывает кадры с ВВС с фотографией второй Неды - т.е. Захры Солтани! Очевидно, что на CNN никто не обратил внимания на разные фото якобы одной Неды.

 

Но еще большее удивление вызвало вот это видео - запись интервью якобы жениха Неды Каспиана Макана для швейцарского тв-канала в феврале 2010 г., где на 28-й секунде показана фотография убитой Неды, которая совершенно ясно не является ни первой, ни второй женщиной, фото которых я запостила выше ). Надо сказать пару слов про жениха Неды - Каспиана Макана. Если ввести его имя в поиск картинок в "Гугле", то можно сразу же заметить, что имеются фото двух разных мужчин, которые названы именем Каспиан Макан и женихами убитой Неды. Короче, кроме 3-х Нед есть также 2 Каспиана Макана, женихов убитой Неды. И самое любопытное по поводу второго жениха то, что он в марте с.г. побывал с визитом... в Израиле и сам запросил там встречи с Шимоном Пересом, а также дал интервью одному местному тв-каналу. Во время визита в Израиль якобы жених Неды заявил, что он является "послом иранского народа" и, что еще интереснее, что Неда была "борцом за свободу", что является полной противоположностью всех предыдущих сообщений в прессе, что она вообще никогда не интересовалась политикой. Вся эта история выглядит довольно странно, как минимум».

 

Свободные умы

 

Некоторые из этих фактов также были озвучены в ходе дискуссии после просмотра фильма. Юрий Бурцев также подчеркнул, что предпочёл бы жить в светском государстве и не хотел бы жить, например «условно, в Православной республике Вологда», потому как непонятно, до чего бы могли дойти власти в таком государстве.

 

Кстати, в ходе дальнейших обсуждений мероприятия в социальной сети, пользователи отмечают спорность представленных картин, выражают собственные точки зрения, демонстрируя тем самым, что подготовленному зрителю не так уж легко «запудрить мозги».

 

Например, вот что пишут о «Неде»: «Сам же фильм об Иране мне тоже с самого начала показался противоречивым и однобоким каким-то...»; «Она (девушка в зале – Н.Г.) поставила под сомнение документальность самого фильма «Неда», исходя из весьма неоднозначных фактов изложенных в фильме».

 

Нельзя не отметить, что показанная лента не единственная из репертуара Frontline Club, которая может составить неверное впечатление об исламе. Так, уже на первой странице официального сайта Frontline в России  frontlineclub.ru в  раздела «фильмы» можно найти описание ленты «Битва за ислам», где в цитаты вынесены следующие фразы: "Я истинная мусульманка, поэтому я не ношу хиджаб (головной платок)"; "Чем больше все меняется, тем чаще люди подвергают сомнению то, что никогда не менялось".

 

Остаётся пожелать российским представителям клуба дискуссионной журналистики с большим вниманием отнестись к фильмам, которые они представляют, помня о принципах профессиональной этики, толерантности и непредвзятости.

 

Нурия Гибадуллина

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/19190/">ISLAMRF.RU: Документальный жанр - хвост, который виляет собакой</a>