RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Теплореченские мечети до коллективизации и сегодня

13.04.2012 11:37

  В старинном ауле Кемеровской области будет новая каменная мечеть вместо двух ветхих деревянных.  

 

 

Заброшенная, покосившаяся на одну сторону старая мечеть, бросается сразу в глаза, когда въезжаешь в село Теплая Речка. Она разделяет аул на нагорную и подгорную части. С окон мечети нижняя половина села видна как на ладони. В прежние времена, поднявшись на минарет, муэдзин видел всю Теплую Речку. Далеко раскинулось старинное татарское село, основанное вольными переселенцами из Казанской губернии, так называемыми «государственными крестьянами» еще до земельных реформ царя Александра.

 

В советское время башню минарета свалили местные коммунисты. В здании мечети был организован сельский клуб. Сюда в детстве бегал в кино нынешний глава администрации Ижморского района Зинатулла Алтынбаев, который в наш приезд в Теплую Речку оказался в родном селе. Мы встретились с ним в доме его брата Наиля, председателя местной мусульманской организации.

 

«Я у отца все время просил 5 копеек, чтобы сходить еще раз в мечеть на фильм «Чапаев», столько стоил билет», - со смехом вспоминал глава Ижморского района.

 

Братья Зинатулла и Наиль Алтынбаевы приходятся родными правнуками Сафиулле Алтынбаеву, сельскому старосте, автору обращения к царю в 1884 году с просьбой построить новую мечеть на месте сгоревшей старой, датируемой 1845 годом.

 

В обращении «всепресветлейшему, державнейшему, великому государю императору Александру Александровичу, самодержцу всероссийскому, государю всемилостивейшему» говорится:

 

«Просит доверенный от крестьян государственных и ссыльных магометанской веры, причисленных к приходу Теплореченской соборной мечети, Томской губернии, Мариинского округа, Почитанской волости, государственный крестьянин деревни Теплореченской Сафиулла Алтынбаев о нижеследующем:

 

По утвержденному Томской губернской Строительной Комиссией 4 апреля 1845 г. проекту была выстроена в деревне Теплореченской, Мариинского округа, деревянная мечеть, которая 7 января сего года сгорела, между тем в постройке, вместо сгоревшей, новой мечети является крайняя необходимость…».

 

Письмо завизировано губернским архитектором А.Клобуковым, к обращению приложены проектные чертежи, по которым строилась затем первая соборная мечеть поселения.

 

Вторая полуразрушенная мечеть Теплой Речки находится возле сельского кладбища и местными жителями рассматривается, как бывшая «мает-хана», помещение, где омывают покойных и проводят по ним джаназа-намаз. Эта мечеть, по данным селян, была построена в 1827 году. Партработники в свое время не решились свалить ее минарет, помешало соседство с кладбищем, единственным местом, где коммунисты допускали проведение религиозных обрядов. Старый минарет, переживший годы атеизма, рухнул несколько лет назад под тяжестью лет, простояв почти 200 лет.

 

Пожар в соборной мечети Теплой Речки в 1884 году, который стал причиной обращения старосты Алтынбаева к царю, уничтожил метрические книги и все другие документы, поэтому в Теплой Речке нет единого мнения относительно времени основания села. На стенде в школьном музее указана дата - 1750 год. Здесь же сообщается, что в 1859 году в Теплой Речке насчитывалось 536 жителей, 102 хозяйства, а в 1911 году - 1914 жителей, 302 хозяйства. В других источниках, указаны другие приблизительные даты основания, но тоже XVIII век.

 

Теплая Речка находилась на конном тракте «Москва-Иркутск», что и определило род деятельности местных жителей. Они занимались доставкой грузов из Томска далее вглубь Сибири, в Иркутск, Красноярск. По словам З.Алтынбаева, был единичный случай поездки на лошадях до Владивостока, надо было доставить туда электродвигатель, люди справились с задачей, но вернулись назад без лошадей.

 

Правнуки сельского старосты помнят со слов старожилов, что в Теплой Речке было свое медресе, 16 мулл проживало в деревне перед эпохой красного террора, около 4 тысяч жителей насчитывалось в селе из 14 улиц.

 

«Об этом нам рассказывал секретарь сельсовета, собирая нас, пацанов, - вспоминает Зинатулла Хуззятович. - Позже, когда я поднял архивы, убедился, что он говорил правду. Богатейшее было село, по всей округе раскинулись наши пашни и выпаса, много скота имели люди. Наши муллы обслуживали другие татарские аулы, расположенные поблизости, многих из них затем в тридцатые годы арестовали, кого дома, а кого во время намаза в мечети».

 

В период коллективизации в Теплой Речке образовались три колхоза - «Кызыл трактор», «Азат», «Ялкын». В 1931-м в село привезли первый трактор «Форзон» и первым «кызыл трактористом» стал Физзатулла Алтынбаев.

 

Потомки сельского старосты задают тон религиозному и национальному возрождению в Теплой Речке. Правнучка Рамиля Хуззятовна, преподаватель истории, организовала в школе музей «Туган илем» (родное село). Среди экспонатов - копии обращения прадеда к императору, проектные чертежи мечети, датируемые 1884 годом, страницы книг на арабской графике, которые были найдены под мечетью.

 

«По всей видимости, Кораны и книги на арабском спрятали под мечеть в тридцатые годы, когда наступили страшные времен», - полагает Рамиля Алтынбаева.

 

В музее - старинные предметы быта, стенды о ветеранах войны, заслуженных земляках. Именно правнучка старосты обнаружила в архивах Томска письмо с подписью предка в адрес царя (ранее север Кемеровской области входил в состав Томской губернии).

 

Рамиля Хуззятовна за восстановление старой мечети, однако, брат Зинатулла решил, что быть в Теплой Речке новой, каменной мечети, и два года назад взялся за ее строительство. Новый Дом поклонения Всевышнему Аллаху возводится в подгорной части, куда время переместило центр села. В нижнем посаде находятся здание клуба, школа, магазин, почта. С распадом СССР, развалилось и местное хозяйство, не стало работы. Как результат, начался отток молодежи в соседний Анжеро-Сунженск и другие города Сибири. Теплая Речка стала постепенно опустевать. В двухэтажной сельской школе сегодня осталось всего 43 ученика, в былые годы почти столько было в одном классе. Жители Теплой Речки живут в основном за счет частного подворья, в селе несколько фермерских хозяйств.

 

Религиозные обряды, связанные с бытием мусульман, в Черной Речке проводит пенсионер Фахрутдин-мулла Шайхуллов. Родом он из Мамадышского района Татарстана, приехал в Кузбасс по комсомольской путевке в 1949 году, работал в Анжеро-Сунженске, где познакомился с девушкой по имени Маймуна из Теплой Речки, которая со временем перетянула его на постоянно жительство в Ижморский район. Мулла Фахрутдин освоил религиозные знания, посещая во время поездок в Тюмень, где живет его сестра, уроки в местных мечетях, а также через книги, которые он выписывал из Казани.

 

Духовное управление мусульман Кемеровской области предложило направить на учебу в соборную мечеть «Мунира» в областной центр молодежь, которая, пройдя учебный курс, будет возрождать религию предков в Теплой Речке, просвещать земляков, чтобы люди вспоминали о том, что они мусульмане не от случая к случаю, а жили, согласно шариату. Тогда и село возродит былую славу, считает муфтий Кузбасса Тагир Бикчантаев, ибо опыт показывает, что там крепки села и деревни, где сильны мусульманские традиции.

 

Калиль Кабдульвахитов

 

На фото:

1. С соборной мечети Теплой Речки открывается панорама нижнего посада.

2. Обращение к императору Сафиуллы Алтынбаева.

3. Правнуки старосты Теплой Речки Зинатулла (слева) и Наиль Алтынбаевы.

4. Новая строящаяся мечеть села.

5. Муфтий Тагир Бикчантаев с муллой Теплой Речки Фахрутдином Шайхуловым.

6. Развалины старой мечети возле кладбища.

7. Подрастающее поколение теплореченцев в школьном музее

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/21637/">ISLAMRF.RU: Теплореченские мечети до коллективизации и сегодня</a>