RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Механизмы защиты прав мигрантов и работодателей искали в Екатеринбурге

23.04.2012 15:37

В минувшую пятницу в Департаменте по труду и занятости населения Свердловской области прошел Международный круглый стол «Выработка механизмов решения проблем в сфере нарушения прав трудовых мигрантов и их работодателей», инициированный Общественно-консультативным советом при Управлении ФМС России по Свердловской области. Помимо уральских общественников в нем приняли участие представители Департамента по труду и занятости, прокуратуры, УФМС, Главного управления МВД по Свердловской области, сотрудники Генерального консульства Республики Кыргызстан в Екатеринбурге и представители Общественного фонда «Сеть центров содействия трудовым мигрантам» Республики Кыргызстан. 


Основная проблема, которую обсуждали на круглом столе, сводилась к тому, что с 2012 года в Свердловской области внезапно был изменен уполномоченный орган, ответственный за сбор заявок на квоту от работодателей. Если раньше заявки от работодателей собирал Департамент по труду и занятости Свердловской области, имеющий на местах разветвленную сеть территориальных подразделений, то сейчас этим занимается Министерство экономики, которое собирает заявки в электронном виде через специальный ресурс, пользоваться которым могут не все работодатели. Все это происходит на фоне значительно сокращенной квоты на 2012 год и существующей большой потребности работодателей во внеплановой корректировке. Накопившиеся вопросы участники круглого стола надеялись задать представителям Министерства экономики Свердловской области, но последние на круглый стол не явились. 


Еще одна проблема заключается в том, что с нынешнего года УФМС России по Свердловской области при оформлении разрешений на работу для граждан, прибываюших в порядке безвизового въезда, стала требовать представление трудового договора, заключенного только с работодателем, указанным в списке Роструда. Произошло это после письма в УФМС по Свердловской области бывшего председателя правительства Свердловской области Анатолия Гредина от 30.09.2011 г. №02-09-8493, в котором он рекомендует УФМС по Свердловской области выдавать разрешение на работу иностранным гражданам, прибывшим из стран с безвизовым режимом въезда, только к тем работодателям, которые участвовали в заявочной кампании. «Я занимаюсь оказанием бесплатной юридической помощи трудовым мигрантам на территории Свердловской области, - рассказывает Юрист сети «Миграция и право» ПЦ «Мемориал» Мария Полянина. - С конца 2011 года ко мне увеличилось количество обращений трудовых мигрантов с проблемой невозможности оформить разрешение на работу. Мигранты объясняют, что в УФМС не принимают документы на разрешение на работу, требуя предоставить в обязательном порядке трудовой договор. Обращаясь к Федеральному закону от 25.07.2002г. № 115-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан» (далее Закон) мы не видим, чтобы были внесены какие-либо изменения в ст. 13.1, регламентирующую трудовую деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Отсюда естественнен вывод: почему УФМС России по Свердловской области не выдает разрешений на работу на срок временного пребывания, что входит в явное противоречие с действующим законодательством?» На этот вопрос также не было получено ясного ответа. Хотя, по мнению, старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Свердловской области Натальи Пелевиной, в этом нет ни нарушения федерального законодательства, ни нарушения прав иностранных граждан, т.к. премьер-министр является председателем Межведомственной комиссии при правительстве Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников, а регион сам определяет свою потребность в иностранной рабочей силе.


Тем не менее, по мнению, участников круглого стола, квоты были выбраны фирмами-посредниками, так что нормальным работодателям, которым реально нужны трудовые мигранты, уже сложно что-либо сделать (только выкупать мигрантов у тех же прозорливых фирм посредников). А сами мигранты начали в массовом порядке приобретать патенты для работы у физических лиц, хотя на самом деле работают они у тех же юридических лиц, но с нарушением законов РФ. По мнению правозащитника Натальи Тагильцевой, резкое увеличение ушедших в патенты иностранных граждан приводит к следующим негативным последствиям: дисбалансу в количестве разрешений на работу и патентов; работа по патенту у юридических лиц и предпринимателей является дискредитацией самого инструмента патента.

 

Существует и угроза безопасности населению Свердловской области, т.к. гражданам, работающим по патенту, не нужно проходить медицинского освидетельствования. Кроме того, в УФМС творится беспредел с очередями – люди ночуют у дверей, чтобы получить заветный разрешительный документ.

 

В ответ на эти упреки заместитель начальника отдела внешней трудовой миграции УФМС РФ по Свердловской области Надежда Борисова посетовала на острую нехватку специалистов и бланков, а также на недисциплинированность самих трудовых мигрантов, которые приходят за документами в неположенные сроки, от чего и возникают очереди. 

В конечном итоге, из-за отсутствия многих приглашенных полностью положение с текущим состоянием миграционной ситуации в Свердловской области прояснить до конца не удалось. Однако все участники осознали, что проблем очень много (например, отсутствие в регионе спецприемника для иностранных граждан, которые подлежат депортации) и решать их необходимо, но вот как - этот вопрос пока остается открытым. 
 
Видеозапись круглого стола доступна по адресу http://hleg.livejournal.com/2893743.html

Алексей Старостин

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/21780/">ISLAMRF.RU: Механизмы защиты прав мигрантов и работодателей искали в Екатеринбурге</a>