RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мечеть «Хамида» в Анжерке на небоскребных сваях

01.06.2012 10:25

  Старейшей мусульманской организации Кузбасса 20 лет.    

 

 

Первой официальной мусульманской религиозной организацией Кемеровской области в 1992 году стала община правоверных г. Анжеро-Судженск. Вот как о событиях тех времен вспоминает имам городской мечети «Хамида» Анвар Ибрагимов:

 

- В 1992 году наш мулла, ветеран войны Хатмулла Зарифович Рахматуллин, пусть ему будет место в Раю, собрал местных мусульман-татар, и подвиг нас на создание религиозной общины.

 

Организацию зарегистрировали, после этого Хатмулла-бабай задался целью построить мечеть. В апреле 1993 года он командировал меня в Уфу, предварительно договорившись с муфтием Талгатом Таджутдином.

 

- Моя мать читала Коран в оригинале, поэтому я с детства не был в стороне от религии, – объясняет имам Ибрагимов выбор его в качестве курьера в Уфу. – Я должен был самостоятельно выбрать и привезти в Анжерку проект мечети. Талгат-хазрат предоставил несколько проектов, среди которых больше всего мне приглянулся один, очень компактный, красивый.

 

К приезду Анвара Ибрагимова в Уфу община мусульман Анжеро-Судженска была зарегистрирована при ДУМ Европейской части СНГ и Сибири под номером 381. Справка об этом, датированная февралем 1993 года, сегодня висит на стене среди грамот и благодарственных писем в мечети «Хамида», построенной по проекту, выбранному Ибрагимовым в апреле девяносто третьего.

 

- Место под мечеть подобрали очень удобное, возле соснового леса рядом трассой и дачными остановками – автобусной и железнодорожной, – продолжает имам. –  Тут были овраги, заросшие бурьяном, необходимо было их отсыпать, мы даже на это не посмотрели – до того понравилось место.

 

По словам А.Ибрагимова, большую помощь в решении административных вопросов, проведении геодезических и свайных работ оказал директор местного РСУ Рашид Сагидуллин, в прошлом шахтер с 30-летним стажем. На участке, говорит имам, забито столько свай, что на них можно поставить небоскреб: под мечетью их 80, под административно-бытовым корпусом – 27.

 

Сначала в 1994 году построили временный деревянный молитвенный дом (здесь сейчас располагается административно-бытовое здание), поскольку для каменной мечети необходимы были значительные средства. Во второй половине 90-х грянул финансовый кризис, строительство мечети затормозилось, и продолжилось в нулевых годах уже без участия муллы Хатматуллы Рахматуллина.

 

Анвар Ибрагимов – один из участников «рельсовых войн», грянувших на Кузбассе в период кризиса. Шахтеры Анжеро-Судженска тогда не раз перекрывали Транссибирскую магистраль, требуя выплаты зарплаты.

 

- Наше предприятие сначала проявило сознательность, не вышло на рельсы, – вспоминает Ибрагимов. – Но, после того, как министерство путей сообщения погасило долги бастующим, мы тоже решили идти на железнодорожную дорогу. Приезжал губернатор Аман Тулеев, уговаривал прекратить. Была у нас в истории такая драматическая страница. Не будем ругать тех, кто тогда довел страну до кризиса, их уже нет в этом мире…

 

 

Имам вздыхает с сожалением, из чего я делаю вывод, что вторая очередь забастовщиков не добилась от руководства РЖД выплат шахтных долгов.

Анжеро-Судженск вырос до размеров города в результате слияния двух поселков – Анжерки иСудженки. В тридцатые годы на добычу угля сюда прибыли в добровольно-принудительном порядке и по этапу на вагонзаках тысячи поселенцев, которые и образовали город. Анвар Ибрагимов - сын вольных поселенцев. В недалеком прошлом его родители носили такой статус в городе, насыщенном спецпоселенцами и лагерями. Кузбасс и сегодня лидер по количеству исправительных учреждений. В небольшой по размерам области 28 мест «не столь отдаленных».

 

- Мои корни с Ульяновской области, – рассказывает имам. – Родители здесь с 30-х годов. Конечно, на родине были созданы условия для переселения, поэтому они, скорее, вольные поселенцы в кавычках.

 

Основы ислама Анвар Ибрагимов постигал самостоятельно через муллу Хатмуллу Рахматуллина, затем учился несколько месяцев в медресе Новосибирска.

 

В отличие от предков имама родители председателя мусульманской организации Анжеро-Судженска Фарита Мустафина носили статус спецпоселенцев, их выслали с Поволжья в те же роковые тридцатые годы.

 

Фарит Мустафин – человек, на плечи которого легли основные заботы о строительстве каменной мечети. Сегодня, говорит председатель, он бы не решился взвалить на себя такую важную миссию, а тогда, в 90-е, был сильный порыв, который толкал искать средства, зарабатывать и вкладывать в мечеть. Строительство каменной мечети было завершено в 2007 году.

 

Мустафин – мастер спорта по боксу, в прошлом предприниматель. Местные мусульмане с улыбкой говорят, что в «военные» 90-е годы, когда Анжерка часто мелькала в сводках, именно увлечение спортом помогло председателю неплохо заниматься предпринимательской деятельностью.

 

Мусульманская организация при мечети «Хамида», названной в честь матери главного спонсора Фарита Мустафина, сегодня носит название «Ватаным-Отечество». Община под руководством спортсмена не только не остается в стороне от спортивной жизни города, но и периодически становится организатором турниров по футболу, шахматам, соревнований по бегу. Мусульманская организация имеет свой сайт mt-hamida.narod.ru. В планах на лето сего года – благоустройство прилегающей территории, чтобы к празднованию 20-летнего юбилея мусульманской организации мечеть утопала в цветах.

 

Калиль Кабдулвахитов

 

На фото:

1.Мечеть «Хамида» в Анжеро-Судженске.

2. Имам Анвар Ибрагимов (справа) и председатель Фарит Мустафин.

3. Справа на заднем плане бывший  молитвенный дом, где сегодня административно-бытовые помещения.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/22286/">ISLAMRF.RU: Мечеть «Хамида» в Анжерке на небоскребных сваях</a>