RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

«Слёзы в Газе» – слёзы в кинозале

11.09.2012 16:38

К восьмому году своего проведения Международный кинофестиваль мусульманского кино наконец обрёл собственное лицо и специфику. Руководствуясь в некотором роде провальным в программном отношении опытом прошлого года, в этот раз виден очевидный прогресс в содержательной составляющей  демонстрируемых картин. Как справедливо заметила кинокритик из Чехии, член оргкомитета фестиваля Вера Лангерова. "Фестивальные ленты должны быть не только гуманистической направленности, но и говорить о проблемах нашего мира. Важно не только показать картину, но и развивать дискуссии после ее просмотра, которые помогли бы нам понять посыл режиссера". 

 

Палестинский вопрос на документальном экране казанского кинофестиваля

 

Несомненно одной из таких проблем, которая, к сожалению, не теряет актуальности из года в год, является оккупация многострадальной Палестины. Отрадно, что благодаря фестивальной ретрансляции, зрители узнают об этом болезненном вопросе, многие впервые видят реальные кадры происходящего конфликта. Чаяния и страдания героев-палестинцев то и дело мелькали в художественных лентах, а кроме того были показаны две документальные картины: в конкурсной программе – «Огонь на Мармаре» венесуэльского режиссёра Дэвида Сегарры и «Слёзы сектора Газа» Фибеке Локкеберг из Норвегии. Примечательно, что оба фильма сняты кинематографистами не представляющими страны исламского мира. Дэвид Сегарра, например, прямо в ходе своего фильма объясняет значимость подобных работ – она состоит в том, чтобы хоть как-то восполнить информационный баланс, поскольку западные СМИ, пытаясь примирить конфликт, пытаются одинаково показать жертвы израильской и палестинской сторон – однако это несопоставимо и невозможно. Так при освещении операции «Литой свинец», известной также как «Бойня в Газе» – где название говорит само за себя – телекомпанией ВВС уделялось одинаковое время показу палестинских жертв и кадров с места падения ракеты, пущенной со стороны Газы и никого не ранившей в Израиле. Именно событиям во время этой кровопролитной операции и посвящена картина госпожи Локкерберг. В центре внимания фильма – судьба трёх выживших, но потерявших всё и всех трёх детей, чья психика надломлена, но при этом они способны мечтать. А мечтают они о том, чтобы стать врачами – и помогать раненым в Газе, и юристами – чтобы защитить на международном уровне родную Палестину. Им не разрешали прощаться с мёртвыми родными, их засыпало песком в родных домах на три дня, они вынуждены были перешагивать через трупы на улице, они были ранены, и всё же они – это будущее. Кроме того, в картине показана деятельность палестинского госпиталя и страдания раненых фосфорными бомбами, использование которых израильская сторона пыталась отрицать.

Стоит отметить, что при просмотре картин зрители не оставались равнодушными, многие плакали, почти все открывали для себя что-то новое, глядя на людей на экране, попавших в беду. «На половине фильма «Слёзы сектора Газа» у меня был порыв встать и уйти, так тяжело было, но я чувствовала себя обязанной остаться и узнать ситуацию», – говорит одна из зрительниц, казанская студентка.

 

Мы остановимся подробнее на ленте, которая вошла в конкурсную программу и которая, на наш взгляд, достойна стать одной из лучших документальных лент в жанре расследования на данном фестивале.

 

«Огонь на Мармаре», или «Ноев ковчег» в помощь Газе

 

В 2010 году в нейтральных водах Средиземного моря 9 человек были убиты и 52 ранены солдатами израильского спецназа. Это были люди из числа семисот активистов, плывших в Газу с примерно 10000 тоннами гуманитарных грузов: лекарств, продовольствия и стройматериалов для жителей Газы. Именно истории «Флотилии свободы» и посвящена лента «Огони на Мармаре». Зрителям предстают документальные кадры. А также свидетельства очевидцев – общественных активистов и журналистов из Каракаса, Валенсии, Брюсселя и Стамбула, – тех, кто был на корабле «Мави Мармара».

 

В начале режиссёр рассказывает о том, как он лично познакомился с палестинской проблемой: «20 лет назад, когда мне было 11, я впервые увидел жуткие чёрно-белые кадры – израильским солдатам было приказано сломать руки всем попавшимся палестинским детям, и это означало символически сломить палестинское сопротивление». Как и у самого Сегарры, у многих из героев ленты были личные причины особо остро сочувствовать палестинцам, а впоследствии и оказаться на борту «Мави Мармара». Так одна из активисток пережила переворот в Чили 1973 года и ребенком бежала с матерью в Швецию – именно мама и рассказывала ей о страданиях палестинцев. Другой пассажир Флотилии – пожилой музыкант Дрор Файлер, еврей по национальности и также гражданин Швеции. Он эмигрировал из Израиля, где даже служил в армии, однако отказался ехать служить в сектор Газа, потому что «не хотел становиться военным преступником, а воевать с гражданским населением – это именно преступление». Примечательно, что по словам Файлера, в израильской армии действует закон, согласно которому солдат имеет право отказаться от выполнения распоряжения руководства, если он считает его незаконным.

 

Ещё один пассажир – палестинский эмигрант, живущий в Турции. Он рассказывает со слезами на глазах о своём детстве на родине: «Практически ежедневно нам приходилось проходить по 17-25 армейских постов, на каждом из которых нас унижали. Я видел, как человека заставили есть траву, словно осла, чтобы пройти через КПП, одного мальчика за пропуск заставили дать пощёчину своему отцу. А моя мама, направляясь в роддом, потеряла ребёнка прямо на КПП – таким долгим и мучительным было ожидание».

 

Таким образом на борту «Мави Мармара» собрались представители более 40 национальностей из 32 стран мира. «Это был настоящий Ноев ковчег, где общая идея была в том, что мы – ЛЮДИ, которые едут поддержать других ЛЮДЕЙ», – говорят бывшие пассажиры. В качестве послания своего корабля они выбрали такие постулаты, как солидарность, отрицание блокады и обсуждение проблемы, преданной забвению.

 

«Самое большое нападение на свободную прессу»

 

В один момент бодрые кадры с корабля, наполненные песнями, молитвами, активной работой пресс-центра сменяются тревожной картиной приближающихся израильских сил: беспилотника, разведсамолёта и трёх военных кораблей. Слышится предупреждение о том, что прибрежный район закрыт для всего морского движения. В ответ «Мави Мармара» заявляет о том, что движется в международных водах курсом на Газу. Это было в 120 километрах от неё.

 

Мучительное пребывание в неизвестности пассажиров корабля длилось не так долго – израильтяне поспешили высадить на борт вооружённый десант. «Мы поразились тому, что сразу была открыта стрельба с воды, десантники спускались на борт с пулемётами, мы были окружены со всех сторон, раненых было десятки. В первые минуты нам удалось остановить трех солдат, мы забрали у них оружие и выбросили его в воду. У нас была возможность воспользоваться им, но мы бы ни за что этого не сделали, это гуманитарное судно», – рассказывают участники событий, которые ехали помогать, а не воевать. В этот момент израильтяне выводят из строя спутниковый сигнал турецкой системы, чтобы журналисты не смогли вести прямые репортажи и мир не узнал бы о незаконных действиях израильской стороны. В те моменты, когда сигнал ненадолго появлялся, журналисты тут же передавали репортажи с места событий, буквально выстраиваясь в очередь, чтобы выполнить свой профессиональный долг. Одновременно передавались сообщения через интернет и социальные сети. Западные СМИ вновь попытались проигнорировать проблемы, и в эту ночь на ВВС по телефону поступило огромное количество жалоб, поскольку телекомпания молчала, а ведь на борту «Мави Мармара» были и британские подданные.

 

Операция на борту длилась всего час, и все жертвы появились тоже в течение этого времени. Нескольким израильским солдатам, которые получили незначительные ранения при их разоружении, тут же оказывалась помощь самими же активистами. Турецкие врачи, проводившие вскрытие погибших на «Мави Мармара» в кадре, с открытыми лицами и называя свои фамилии подтверждают,  что причина смерти – огнестрельные ранения, причём в некоторых случаях с расстояния 35-45 см.

 

Все журналисты были отправлены в израильскую тюрьму, все отснятые материалы были конфискованы, все компьютеры и мобильные телефоны сломаны, и только прямая трансляция спасла представителей СМИ – по их собственному убеждению.

 

Однако это были не напрасные жертвы. Завеса информационной тишины о событиях в Газе была приоткрыта, по миру прокатились митинги протеста. «В эти дни мы на собственном опыте почувствовали, как живут палестинцы, и каково это, пребывать в постоянном страхе», – говорят члены семей тех, кто был на «Мави Мармара». Мир наконец стал обсуждать и дискутировать о проблемах Газы. А самым главным достижением «Флотилии свободы» явилось открытие перехода Рафах, благодаря которому многие палестинцы смогли после многолетней разлуки увидеть своих родных, в Газу стали поступать гуманитарные грузы.

 

Нурия Гибадуллина

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/23879/">ISLAMRF.RU: «Слёзы в Газе» – слёзы в кинозале</a>