RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Медресе «Белем», путевка в жизнь для мусульман Тюмени

28.09.2012 15:02

В электронных справочниках по частным школам Тюмени до сих пор значится медресе «Белем», хотя давно уже нет этого учебного заведения, ставшего в 90-е годы образовательным и общественным центром мусульман города. В справочниках указан адрес: Киевская улица, 78, и телефон - (3452) 35-07-62. Звоню по нему. В ответ – лишь длинные гудки.  

 

«Белем» было первой ласточкой, окном в мир ислама для мусульман города, которые к началу 90-х гг. в большинстве своем имели весьма смутное представление о вероуставе предков. Стар и млад посещали занятия в «Белеме». Шестилетний Фархад старательно выводил свои первые арабские буквы, сидя рядом с Почетным гражданином города, ветераном войны Хабибуллой Якиным, тоже пришедшим учиться в «Белем».

 

- Идея открытия медресе возникла в 1992 году, после разговора с выпускником Уфимского медресе Абдрашитом Вахитовым из деревни Матуши, - вспоминает основатель «Белем», ныне глава ДУМАЧР по Тюменской области Фатых Гарифуллин. - В Тюмени тогда работал единственный молитвенный дом на улице Дорожная, где имамом был Галимзян Бикмуллин, ни одной мечети в городе еще не было. Абдрашит Вахитов вел уроки в старинной мечети села Ембаево, которую в том году только передали общине мусульман села. Учеников у Абдрашита было единицы. Село есть село, в городе желающих будет гораздо больше, предложил я ему. Он дал свое согласие на преподавание.

 

Фатых Гарифуллин к тому времени уволился из ГПТУ-15, где работал преподавателем истории. Надо было найти помещение для медресе, оформить устав учебного заведения, зарегистрировать документы. Поскольку в руководстве нового духовного управления региона, учрежденного в 1992 году на базе бывшего Тюменского и Курганского мухтасибата ДУМЕС, не поддержали идею открытия городского медресе, сказав, что учебное заведение уже открыто в Ембаево,

 

Ф.Гарифуллин нашел учредителя медресе «Белем» в лице предпринимателя, главы агрофирмы «Чулпан» Сулеймана Бабаева. С оформлением документации и регистрацией помогла директор детского тюркского центра, сотрудник городского комитета по образованию Венера Хайруллина.  

 

Это было уже в 1993 году. За помещением Фатых Гарифуллин обратился к директору училища по прежнему месту работы. Тот был не против организации в стенах ГПТУ медресе, но предложил лучший вариант, сказав, что таковым будет училище №7 в центре города, где директором работает мусульманин-татарин Раиль Низамов.

 

- Раиль Сираевич очень хорошо меня принял, - рассказывает Фатых-хазрат. - Мы долго с ним говорили об исламе. Он вспоминал своих родителей, которые были богобоязненными людьми. На выбор директор предложил любую аудиторию. Я выбрал самую большую из них на первом этаже.

 

По татарскому радио "Дусларга сумак" Гарифуллин дал объявление об открытии медресе. В указанное время обучаться основам ислама в седьмое училище пришли около пятнадцати человек. Почти в полном составе пришла семья Мачитовых. Бабушка Раиса-апа привела дочь Рауфу, трех внучат – 12-летнего Марата, 10-летнюю Чулпан, 6-летнего Фархада. 

 

Репортажи с "Белем" стали появляться в областной татарской газете "Янарыш", на канале "Регион-Тюмень". По мере распространения информации прибавлялось количество учеников. Преподаватель Абдрашит Вахитов ежедневно приезжал из Ембаево в Тюмень и уезжал обратно последним автобусом. Совместно с духовным управлением «Белем» стал проводить летние оздоровительные лагеря "Иман" (Вера) для школьников.

 

"Пятидневные курсы закончили свыше ста детей. Они изучали Коран, молитвы, постигали науку бытия, - писала в августе 1994 года районная  газета "Красное знамя" о лагере в селе Чикча.  - В пятницу - это день намаза - состоялось своего рода подведение итогов. Около мечети я встретила девочек в длинных, незатейливого фасона платьях с цветастыми платками на головах. Строго одетые, они и вели себя соответственно: тихо, пристойно. Да и как можно себя вести у стен или в стенах храма. В этих детях уже воспитали уважение к культовому зданию…

 

Проповедники ислама наставляли "курсистов" на путь истинный: уважайте родителей, почитайте стариков, помогайте обездоленным, не обижайте друг друга, не чувствуйте свое превосходство над другими. Древние как мир истины, но как же часто мы пренебрегаем ими.

 

Словоохотливая Джамиля, одна из обучавшихся, утверждает, что всю жизнь она будет заботиться о чистоте души и тела, как требует того Коран, будет скромной, послушной женой и заботливой матерью".

 

Со временем возникла потребность в преподавателе более высокой квалификации. Фатых Гарифуллин поехал в Уфу к муфтию Талгату Таджутдину.  В это время у главы ЦДУМ как раз находились молодые богословы из Турции, приехавшие в Россию для прохождения практики после восьмилетней учебы на родине.

 

- Талгат-хазрат сказал мне: "Можешь взять с собой любого из них, если создашь необходимые условия", - вспоминает Фатых-хазрат. - Я заверил, что смогу создать условия, тем более, что зарплату платить не надо, ее практикантам выплачивали в Турции. Работа в "Белем" была поставлена на общественных началах.

 

В Тюмень вызвался ехать 27-летний турок Ибрахим Алныачик. Всю обратную дорогу Гарифуллин ломал голову: преподаватель есть, где найти жилье? Перебирал различные варианты, в итоге решил, что по приезду в Тюмень в первую очередь позвонит пенсионеру Хусаину-абый Шарипову, который живет один и, кроме того, посещает "Белем". Хусаин-абый с радостью принял предложение Фатых-хазрата.

 

Ибрахим Алныачик стал настоящим подарком для тюменцев. Обаятельный, праведный мусульманин, он за короткий срок научился родственному татарскому языку. При Ибрахиме количество учеников достигло сорока человек, а на таравих-намаз в период Рамадана в аудитории было негде упасть яблоку. Парты ставили друг на друга, чтобы освободить место для намаза. В стенах седьмого училища широко отмечались мусульманские праздники, проводились ифтары.

 

Ибрахим Алныачик был первым мусульманином-иностранцем в Тюмени, его приглашали в гости из дома в дом, он был нарасхват.

 

- Однажды поехали с ним в деревню Новокаишкуль на жаназа, - вспоминает Фатых-хазрат. - После похорон выстроилась целая очередь за Ибрахимом. Каждый хотел, чтобы гость прочитал в его доме Коран. Лишь к вечеру мы кое-как уехали из деревни.

 

В 1995 году медресе «Белем» вошло в состав Духовного управления мусульман Тюменской области. Спустя время в Тюмень приехал еще один турок Рамзи Доган - сокурсник Ибрахима, работавший в Перми. Затем подключился еще один преподаватель - алжирский араб Багдад Суфи.

 

- В те годы среди мусульман не было разногласий в вопросах веры, - рассказывает Фатых-хазрат. - Все были новички, жадно впитывали новые знания, жили как одна дружная семья. Кроме арабского языка и основ ислама преподавался татарский язык. Уроки вела Магира Рахимова. В мои задачи входило обеспечение шакирдов литературой. Книги я привозил из Казани и Уфы. В медресе тюменцы приносили старые книги, оставшиеся от дедов, чтобы узнать, что это - Коран или просто книги на арабской вязи. Так как молитвенный дом на Дорожной находился на окраине Тюмени, а мы в центре, в «Белем» приходили по любому поводу - имянаречение, никах, жаназа. У нас учились пенсионеры: Сафуан-абый Билалов, который потом вел хутбы в мечети ЦДУМ на ул.Мельникайте; Галым-ага Ибраев - сейчас мулла казахской общины Тюмени; Полный кавалер ордена славы Хабибулла Якин. Учились в «Белеме» также журналист Фарид Баязитов, кандидат биологических наук Насима Якина, судья Арбитражного суда Рифкат Сайфуллин. А многие приходили просто, чтобы научиться совершать намаз. В «Белеме» познакомились и поженились несколько пар. Первый никах был у Искандара и Анисы Юсуповых.

 

Позже Искандар Юсупов окончил медресе «Мухаммадия» в Казани, сегодня продолжает образование на 4 курсе Казанского РИУ. Медресе «Белем» стала путевкой в жизнь для братьев Мачитовым, Марата и Фархада, оба они затем учились в Саудовской Аравии, и сегодня обучают других. Зулейха Шамсутдинова окончила медресе «Мухаммадия», Татарский государственный гуманитарный педагогический университет, и ныне преподает начальный курс арабского языка.

 

Можно и далее перечислять тех, кто посвятил свою жизнь религии, получив базовые знания в «Белеме». Автор этих строк в свое время тоже посещал занятия в медресе в седьмом училище, но это было уже в пору заката учебного процесса, в 1997-м. В СМИ в тот период все больше появлялось негативной информации о мусульманах, связанной с событиями на Северном Кавказе. Росло подозрение к приверженцам ислама. Директор седьмого училища стал говорить Ф.Гарифуллину, что департамент по образованию обеспокоен происходящим в стенах профтехучилища. Активисты «Белем» и преподаватели начали подыскивать новое место для продолжения учебного процесса. Вскоре такое место было найдено на втором этаже дома по ул. Геологоразведчиков, 2, первые два этажа которого занимали офисные помещения, а на верхних трех разместилось общежитие. Учеба на новом месте уже продолжилась под другим брендом, не под вывеской медресе «Белем». Но это уже другая история.

 

IslamRF.Ru

 

На фото:

1. Занятия в медресе «Белем». За столом Фатых Гарифуллин, у доски Абдрашит Вахитов.

2. Директор «Белем» Ф.Гарифуллин с преподавателями Ибрахимом Алныачик (справа) и Рамзи Доган (слева). Сидят младшие ученики Марат Мачитов (ныне преподаватель основ ислама) и Мухамед Назыров (ныне врач скорой помощи).

3. Фатых-хазрат с преподавателем, алжирцем Багдадом Суфи. 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/24207/">ISLAMRF.RU: Медресе «Белем», путевка в жизнь для мусульман Тюмени</a>