RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Отвоевав в Афганистане, Навиль Шах возрождает ислам в Сибири

24.10.2012 15:46

В деревне Юрт-Оры Колывановского района Новосибирской области началось строительство мечети. В считанные дни община мусульман подняла сруб, хотя шла к этому еще с прошлого года, с тех пор как был выделен участок под мечеть. Все это время председатель мусульманской организации "Иман" д.Юрт-Оры Навиль Шагабутдинов, бывший "афганец-шурави", подполковник запаса, автор двух поэтических сборников с литературным псевдонимом Навиль Шах, терпеливо готовил общину к важной миссии по строительству мечети, периодически собирая их на деревенские сходы.  

 

Боевой офицер, выпускник Новосибирского военно-политического училища, он целенаправленно подготавливал земляков. Периодически, приезжая из Новосибирска, проводил "политинформацию", как в свое время личному составу в Афганистане, обсуждал с общиной все важные детали проекта, и люди уже жили в ожидании начала важного события.

 

Забив винтовые сваи, мусульмане первым делом возгласили азан на месте будущего михраба и совершили намаз.

 

«Мечеть строится на пожертвования, кто две, кто три-пять-десять тысяч рублей в качестве садака даст на стройматериалы, - говорит Навиль Шагабутдинов. - Вчера наш брат в исламе Камиль из Новосибирска привез три куба досок. Приезжают сюда по выходным наша молодежь, обучающаяся в вузах Новосибирска. Они привозят с собой друзей, которые работают совершенно бескорыстно, от чистой души. На этой неделе, например, приезжали помогать молодой дагестанец и русский парень. Мы никого специально из сельчан не зовем. Люди приходят работать сами, поэтому никаких расходов на оплату труда строителей община не несет. Собранные пожертвования тратятся только на покупку стройматериалов. Специалистов своих, слава Аллаху, в деревне хватает. Главная инженерно-техническая мысль проекта принадлежит Гарифу Галееву. Хочется также поблагодарить Марата Газизова, Фархинур Кашапову, депутата областного законодательного собрания Александра Хамидуллина, всех, кто помогает возрождению исторический мечети».

 

Навиль Шагабутдинов уточняет, что община возрождает именно старинную мечеть. Новое здание будет такого же размера, что и старая дореволюционная мечеть - 6 на 10,5 метров, не считая крыльца. Оно будет отапливаться печкой, как в старину. В основании строения юрт-оровцы уложили старые каменные плиты, на которых возвышалась в свое время старая мечеть Юрт-Оры.

После закрытия ее в годы репрессий в здании размещалась школа. В детстве, с 1965 г. по 1968-й г. Навиль Шагабутдинов учился в стенах бывшей мечети. После открытия новой школы, здание передали под деревенский клуб, там, где был михраб, размещалась будка киномеханика. Почему-то местные мальчишки собирались для игр именно здесь у стен старой мечети. Хоть и нет давно уже ее (она была уничтожена пожаром), память о ней дорога старшему поколению.

 

Для полного счастья община хотела построить, точнее возродить, историческую мечеть на прежнем, самом высоком месте деревни, убрав отсюда обветшавшее деревянное здание магазина. Проблема в том, что новый участок находится в низине, поэтому и понадобились винтовые сваи, машины грунта и песка, чтобы поднять землю. Несколько месяцев ушло на переписку с бывшим райпо Колывановского района и ближе к осени община решила прекратить попытки вернуть старое место и приступить к строительству исторической мечети на новом месте.

 

Юрт-Оры - одна из древнейших поселений Сибири, она существовала еще в восьмом веке, в период Кок-Тюркского каганата. Сегодня здесь своего рода музей под открытым небом. Сразу за огородами старые оборонительные линии древней крепости чатских татар Сибири.

 

«К сожалению, в 70-е годы археологи из Москвы, Томска, других городов увезли отсюда все, что представляло историческую ценность, раскопки проводились почти каждое лето, - вспоминает подполковник запаса. - Помню древнее захоронение обнаружили, ребенка внутри дупла. В царское время через нас проходил конный тракт, соединявший Томск с Москвой. Через нашу деревню проезжал Чехов по пути в Томск, были здесь и декабристы».

 

Навиль Шах мечтает организовать при мечети музей истории деревни. Юрт-Оры, убежден он, должен быть включен в туристический маршрут, как одно из древнейших поселений чатских сибирских татар.

 

Постановлением администрации Новосибирской области №447 от 29.11.94 года д.Юрт-Ора признана "как памятное место, место древнего поселения сибирских татар-чатов" и включена в списки "памятников истории и культуры Новосибирской области, стоящих на государственной охране как объекты историко-культурного наследия".

 

По данным академика, доктора исторических наук Николая Томилова, деревня Юрт-Оры является "древним поселением чатов – группы так называемых томских татар, входящих в сибирско-татарский этнос".

 

К приходу в Сибирь русских чаты жили в Барабинской степи, представляли собой племенные объединения, возглавлявшиеся князцами и мурзами, сообщает ученый в одной из своих работ. Чаты сыграли большую роль в защите границ Российской империи от телеутов и восточных калмыков (пока те сами не оказались в составе империи), состояли на службе при гарнизонах в разных острогах Западной Сибири, в том числе в Каинске (современный г.Куйбышев Новосибирской области).

 

Юрт-Оры находится в 65 километрах от Новосибирска. В 1805 году в Юртах Орских проживало 137 татар, спустя сто лет, в 1911 г. - 270 человек, 76% которых были сибирскими татарами, 15% составляли татары-переселенцы из Поволжья и 9 % русских. Такие данные приводит академик Томилов. Проведенные исследования показали, что жители деревни Юрт-Оры сохраняют "относительно высокие показатели национальных черт быта, культуры при показателях положительного отношения к людям других национальностей".

 

Навиль Шагабутдинов родился в многодетной семье. «Нас у родителей было девять детей, - рассказывает он. - В семье соблюдались религиозные праздники, бабушка совершала намаз. Я всегда считал себя мусульманином, и когда учился в военно-политическом училище, и когда попал в Афганистан».

 

На всю жизнь Навилю Шагабутдинову запомнился короткий эпизод из армейской жизни в Афганистане, заставивший его по новому осмыслить вероустав предков. Он был одним из первых молодых офицеров, пришедших в Афганистан в 1979 году в составе ограниченного контингента советских войск. У СССР не было захватнической политики в Афганистане, напротив, мы ехали на помощь афганскому народу, говорит Навиль Шах, такова была политика правительства, и мы свято в это верили. Доставляли в афганские кишлаки тонны муки, сахар и другую продукцию. Солдаты и офицеры гибли в горах, нарываясь на засаду душманов, особенно в первое время. Однажды лейтенант Шагабутдинов, возвращаясь со своей группой в расположение части, наткнулся в горах на солдат правительственных войск Афганистана, которые под пытками допрашивали молодого душмана. Тот с горящими глазами что-то доказывал возбужденно своим мучителям.

 

- Что он говорит? Переведи, - попросил сибиряк солдата Алимджона из Таджикистана.

 

- Он говорит, что сейчас вы убъете меня, и я попаду в рай, как шахид, а вы потом окажетесь в аду, - перевел солдат.

 

Позже Навиль Шагабутдинов интересовался судьбой того моджахеда, и узнал, что его расстреляли...

 

Военную службу подполковник из Юрт-Оры завершил в Западной Украине в должности заместителя командира бригады. Советский Союз трещал по швам. Служить дальше в армии самостийной Украины Навиль Шагабутдинов не стал. Вышел в отставку, не заработав за годы службы своего жилья. Остался с семьей, супругой и двумя детьми, без собственного угла.

 

«То был самый тяжелый период, - вспоминает Навиль Шагабутдинов. - Оставив семью на Украине, я уехал в Москву, пытался заниматься бизнесом. Семь лет мы выживали, пока не решили вернуться в Новосибирск...»

 

В Сибири подполковник запаса благополучно разрешил жилищный вопрос, активно включился в процесс исламского возрождения, стал членом правления мусульманской организации при исторической мечети Новосибирска. Сегодня его дочь София - кандидат наук, сын Ринат - студент Новосибирского госуниверситета. Со временем Навиль Шагабутдинов решил построить дом в родном ауле Юрт-Оры и возродить мечеть. Самостоятельно офицер запаса освоил арабскую грамматику, чтобы читать Коран в оригинале. В прошлом году он поступил на факультет шариатских наук Российского исламского университета в Казани. Навиль Шах пишет на русском языке, в последнее время он берет уроки литературного татарского языка, и уже сложил на родном гимн Юрт-Оры, который очень понравился землякам.

 

Мусульманская организация старинной деревни входит в состав ДУМ Сибири Омского муфтията, как и большинство общин региона. С поэтическими произведениями Навиль Шаха вы можете ознакомиться по этому адресу: http://www.stihi.ru/avtor/gerat1979

 

Калиль Кабдульвахитов

 

На фото:

1.Навиль Шах на летней сессий в Казанском РИУ.

2. Первый коллективный намаз на месте будущей мечети.

3. Во время перерыва на намаз

4. Бабушки в старинной деревне хорошо помнят, как выглядела историческая мечеть.

5. В чатских татарских аулах Сибири знают толк в срубах

6. Лейтенант Шагабутдинов в Афганистане

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/24668/">ISLAMRF.RU: Отвоевав в Афганистане, Навиль Шах возрождает ислам в Сибири</a>