RSS | PDA | Архив   Вторник 11 Август 2020 | 1433 х.
 

Развитие ислама в Челябинской области

15.05.2008 16:17

Южный Урал всегда был контактной зоной между Востоком и Западом. По его территории прошло множество народов во время великого переселения и миграций последующих веков. В XVIII веке этот регион стал местом торговых сношений между российскими и среднеазиатскими купцами, не даром герб г. Челябинска – верблюд. Здесь проходит граница Европы и Азии, здесь переплелись христианство и ислам. Но в последнее время все чаще стали появляться сообщения о противоречиях в умме Южного Урала. Мы постараемся проанализировать, как развивается ситуация в области, поговорим о проблемах, которые волнуют мусульман, об их радостях и чаяниях, побываем в крупных городах и небольших населенных пунктах, для того чтобы рассмотреть все аспекты развития региональной уммы.

Поводом к такому разговору послужил разгоревшийся на минувшей неделе в Челябинской области скандал. Группа мусульман направила муфтию Духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей (ДУМ ЧКО) открытое письмо, в котором выразила недовольство его деятельностью на посту муфтия.

«Мы возлагали большие надежды на то, что молодой образованный лидер мусульман в Вашем лице направит свою энергию и усилия на укрепление солидарности мусульман, защиту их интересов… — говорится в письме. — Но с глубоким сожалением и прискорбием вынуждены признать факт недостойного для раба Аллаха и официального лидера «руководства» делами общины. Во всех, кто не согласен с Вами, Вам видятся «ваххабиты». Вы не объединяете мусульман, а разделяете их по своему пристрастному мнению, окружая себя льстецами и угодниками. Вам трудно снизойти до нужд простых мусульман, когда они обращаются за помощью в экстремальных случаях жизни».

В доказательство авторы письма припомнили Ринату Раеву многочисленные конфликты с общинами, подчиненными Совету муфтиев России, обвинение их в ваххабизме, увольнения неугодных имамов, сотрудничество с силовыми органами и, особенно, последний случай – разрешение на вскрытие тела пожилой мусульманки Фагии Гафиятовой, что противоречит нормам шариата.

Ринат Раев

Ринат Раев

В свою очередь руководитель администрации духовного управления мусульман Челябинской области Марат Сабиров заявил информационному агентству Ура.ру, что появление подобных писем выгодно «экстремистским организациям, таким как, например, «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которые давно предпринимают попытки дискредитировать муфтия».

Почему же на Южном Урале сложилась такая ситуация? По мнению наблюдателей, это очередной передел власти между различными духовными управлениями. И им есть за что бороться: в Челябинской области зарегистрировано более 70 мусульманских общин, действует более 50 мечетей, а согласно данным социологических исследований 13% южноуральцев (425 тыс. человек) являются последователями ислама. Еще прошлой осенью между Духовным управлением мусульман Челябинской области и общинами из других духовных управлений намечался диалог.

— Который год идет сближение, — говорил на открытии мечети в п. Новогорный муфтий Челябинской и Курганской областей Ринат Раев, — когда-нибудь оно должно произойти. Мы совершаем поездки в Булгары и там этот процесс развивается. Там присутствуют люди и из Татарстана, и из ДУМ Азиатской части России, и из Москвы. Определенное движение идет. Мы должны сеять добро, а не зло, как и завещано нам Священным Кораном. Все мы читаем одно писание, совершаем молитвы в одну сторону, все мы должны выполнять заповеди Всевышнего и следовать Сунне пророка (мир ему).

В самом деле, еще полгода назад представители Совета муфтиев России и ДУМ Челябинской и Курганской областей участвовали в совместных мероприятиях, обсуждали актуальные для уммы и всех россиян проблемы за одним круглым столом. Но в свете последних событий движение навстречу друг другу замедлилось. Как сейчас оценивают развитие ислама в Челябинской области лидеры различных духовных управлений?

Я вижу определенные сдвиги, — говорит казый Тюменской области, редактор газеты «Истина» (ДУМ АЧР) Фатых Гарифуллин. — Мы побывали во многих районах, были на закладке мечети в д. Акбаш Аргаяшского района летом прошлого года, это свидетельство того, что мусульмане работают, стремятся возродить незаслуженно забытые ценности нашей веры. Я считаю, что Челябинская область, как и другие регионы России, продолжают это богоугодное дело: открываются мечети, люди стремятся изучать ценности ислама.

А какова сейчас ситуация в ДУМ ЧКО?

— В Челябинской области официально зарегистрировано 66 местных мусульманских религиозных организаций, которые входят в нашу структуру, — рассказывает муфтий Ринат Раев. — Есть строящиеся мечети, есть те, которые работают, есть места, где только заложены первые камни. К примеру, в Челябинске уже 10 лет строится мечеть. В Магнитогорске построена красивая мечеть, там же существует мусульманская библиотека, работают курсы, где можно изучать основы ислама, есть два храма в колониях.

Чем закончится скандал с открытым письмом сказать сложно, но не даст Аллах, произойдет как в старинной русской поговорке: паны дерутся, а у мужиков шапки летят. Главное, чтобы от противостояния не страдали рядовые мусульмане. Ведь они ведут большую работу для создания в городах и селах Южного Урала исламской инфраструктуры, которая позволила бы верующим жить согласно основам их веры. А какова ситуация на местах?

Магнитогорск

Магнитогорская мечеть

Магнитогорская мечеть

Это один из самых молодых городов Южного Урала. В 1920-е годы на строительство Магнитогорского металлургического комбината со всех концов страны приезжало множество людей самых разных национальностей, поэтому традиции добрососедства присущи городу с первых дней его основания.

— Магнитогорск – город интернациональный, - с гордостью говорит начальник управления культуры городской администрации Владимир Дасаев. — Когда он строился, со всего Союза приезжали люди, и здесь нет, наверное, ни одного чисто русского человека, потому что смесь очень большая. В Магнитогорске, как ни в одном из городов нет проблем с национальным вопросом, надеюсь, и не будет.

С началом 1990-х годов в городе, как и во всей стране, началось религиозное возрождение, в людях проснулась тяга к своим корням, начали строиться церкви и мечети. Красивую соборную мечеть строили 12 лет. Это была по настоящему народная стройка: рядовые мусульмане отчисляли на богоугодное дело часть своей зарплаты, спонсорскую помощь оказывал комбинат, благоприятные условия создавали городские власти.

Ульфат Шакиров

Ульфат Шакиров

— Когда у нас приостановилась стройка, - рассказывает имам-мухтасиб г. Магнитогорска Ульфат-хаджи Шакиров, - я обратился к директору Магнитогорского комбината. Он стал ежегодно выделять в качестве спонсорской помощи сначала по 2 млн. рублей, а потом - 5 млн. рублей. Поскольку мэр города реальную финансовую помощь оказать не мог (не позволяло законодательство), то выделил мусульманам землю, на которой, по его совету, мы открыли автостоянку и рынок автозапчастей, он приносил нам ежемесячно от 200 до 400 тыс. рублей. Так и построили мечеть.

Если первоначально мусульманское население города было представлено в основном татарами и башкирами, то миграционные процессы сильно изменили этнический состав магнитогорской уммы. К примеру, только таджиков в городе проживает 10 тыс. человек, а ислам – неотъемлемая часть их жизни.

— Мы регулярно ходим в мечети, — рассказывает представитель таджикской диаспоры Магнитогорска Абдували Султонов, — для наших детей мы организовали там курсы по персидскому языку, также они посещают занятия по основам ислама.

Подобная ситуация вызвала недовольство татарской общины города, которая предпочла создать отдельную религиозную общину.

— Несмотря на то, что в городе работает две мечети, в них нет места татарскому языку, - с возмущением говорит зав отделом татарской культуры МУ «Центр национальных культур» Кадрия Исхакова, — татары принимали активное участие в строительстве мечетей и рассчитывали, что проповеди будут вестись на родном языке. Но имамы нам заявили, что должны читать вагазы на русском, т.к. в мечети ходят люди разных национальностей, не понимающие татарский. Нас эта ситуация не устроила, поэтому 22 августа 2006 года мы организовали татарскую махалля при татарской автономии, которая подчиняется Казанскому муфтияту. У нас есть своя библиотека, свои курсы родного и арабского языков.

Мусульманская библиотека в Магнитогорске

Мусульманская библиотека в Магнитогорске

Чтобы предотвратить разделение местной уммы, инициативная группа мусульман города при поддержке Магнитогорского комбината и Челябинского муфтията создала в 2006 году халялное кафе и мусульманскую библиотеку.

— Мы хотим объединить всех мусульман, - рассказывает директор библиотеки и халяль кафе «Татарстан» Эркин Ахмедов, — не только таджиков, узбеков, татар, а всех мусульман. В нашей бесплатной библиотеке есть книги на татарском, башкирском, казахском, арабском и русском языках, это и художественная, и религиозная литература. Здесь у нас проводится обучение основам ислама и арабского языка, здесь преподают выпускники Российского исламского университета в Уфе, а ректор этого вуза и наш муфтий Ринат Раев оказывает нам большую помощь. Благодаря этим людям у нас есть возможность проводить бесплатное обучение для всех желающих вне зависимости от их национальности и возраста.

Здание, в котором располагается библиотека и кафе, выделил Магнитогорский комбинат, община привела его в порядок и сегодня этот центр – одно из самых популярных мест встреч не только мусульман, но и городской элиты. В библиотеке насчитывается несколько тысяч книг на разных языках самой разной тематики, а в кафе подают лучшее блюда восточной и европейской кухонь, приготовленные в соответствии с нормами шариата. Естественно, здесь не допускается курение и распитие алкоголя. И таких центров на Южном Урале становится все больше.

Златоуст

Подобный исламский центр хотят создать у себя мусульмане Златоуста. В этом старинном металлургическом центре Южного Урала по данным последней переписи населения в Златоусте проживает более тридцати тысяч татар и башкир. Даже до революции, когда мусульмане составляли всего 2,3% городского населения, у них был свой религиозный центр.

Мухаммад Миннигалиев

Мухаммад Миннигалиев

— У татар была своя мечеть, была школа татарская, детский садик, - говорит одна пожилая прихожанка мечети «Чулпан», — потом коммунисты все это убрали и поставили на их месте школу и винзавод. На этом все кончилось.

Мечеть и татарские образовательные центры большевики снесли в 1926 году в борьбе за победу атеизма. Но местные мусульмане, несмотря на яростную антирелигиозную пропаганду, не забывали о своей вере, и когда в 80-е годы задул ветер перемен, активно начали возрождать религию.

— В 80-е годы наши деды обратились в Совет министров СССР с просьбой создать мусульманскую организацию в городе. Власти удовлетворили их просьбу, — рассказывает имам-мухтасиб Горно-заводского округа Челябинской области (ДУМ ЧКО) Мухаммад Минигалиев, — в то люди время ходили в старенькую сторожку на мусульманском кладбище, где молились до 1991 года.

Сабитулла Мусабиров

Сабитулла Мусабиров

Этот унылый дом до сих пор стоит на старом мусульманском погосте. Сейчас оно заброшено и лишь башенка без полумесяца на его крыше напоминает о том, что раньше там была мечеть. В 1991 году мусульмане обратились в городскую администрацию с просьбой предоставить им другое здание. В мэрии в аренду мусульманам отдали с небольшим перерывом сразу два дома — оба старых и оба в аварийном состоянии, но верующие были рады и этому. Засучив рукава, они сделали простенький ремонт. Но каких трудов это стоило верующим.

— Когда мы получили это здание, в нем не было ни окон, ни дверей, второй этаж держался на подпорках, - рассказывает имам-хатыб мечети «Чулпан» Сабитулла хазрат Мусабиров, — мы разломали печи, провели газ, сделали ремонт, так и живем.

Верхняя мечеть Златоуста

Верхняя мечеть Златоуста

Так в городе появилось две мечети, «Чулпан» и «Ихляс» - называемые в народе просто «верхняя» и «нижняя». Если раньше они принадлежали к одному духовному управлению, то в начале 2000-х гг. прихожане нижней мечети вышли из состава ЦДУМ и вошли в юрисдикцию ДУМ АЧР, что раскололо умму Златоуста. Сейчас обе общины развиваются вне зависимости друг от друга.

Нижняя мечеть Златоуста

Нижняя мечеть Златоуста

— Получив это здание, мы сделали ремонт, - рассказывает имам-хатыб мечети «Ихляс», г. Златоуст Валиулла-хазрат Загиров – Сейчас у нас очень много прихожан, средний возраст 20-30 лет, есть и русские ребята, которые принимают ислам, сейчас, слава Аллаху, намаз читают, азан кричат.

Но обе мечети находятся на высокой горе, куда не ходит общественный транспорт, а потому для совершения намаза туда чрезвычайно трудно добраться верующим, особенно пожилым. Поэтому давно встал вопрос о необходимости строительства новой мечети.

Старая мечеть Златоуста

Старая мечеть Златоуста

— Решение строить мечеть принято уже давно, — поясняет ситуацию депутат Собрания Златоустовского городского округа Марат Ахметгалин, - но участок находится на горе, туда никакой транспорт не ходит, а мечеть посещают в основном пенсионеры. Поэтому мы с коллегами по Собранию приняли решение добиваться выделения нового участка в центре города.

Будущая соборная мечеть Златоуста

Будущая соборная мечеть Златоуста

Два года назад было выделено новое место под строительство соборной мечети в самом центре города, в институте Уралпромпроект изготовили проект нового здания. Согласно документам, это будет трехэтажное здание общей площадью 1000 кв. м. Мечеть будет рассчитана на 350 верующих. Планируется, что в здании разместиться и медресе, и библиотека, возможно, будет работать халяльное кафе. И начался сбор средств. Нужно собрать 20 млн. рублей. Прихожане мечети «Чулпан» организуют различные мероприятия и концерты, на которых собираются пожертвования. Прошлым летом прошло совещание с руководителями крупнейших предприятий города и депутатами городского совета, которые также обещали оказать финансовую помощь богоугодному делу. Однако и руководство мечети «Ихляс» не желает выпускать инициативу из своих рук и хочет встать во главе строительного процесса.

Валиулла Загиров

Валиулла Загиров

— Мы уже 10 лет хотим строить мечеть, сейчас место выделено, и мы надеемся, что мечеть в Златоусте будет построена, — говорит имам-хатыб мечети «Ихляс», г. Златоуст Валиулла-хазрат Загиров.

Однако прошел уже год, а воз и ныне там. То ли спонсоры отказались давать деньги из-за противоречия двух мусульманских общин, то ли возникли еще какие-то проблемы, но работы на строительной площадке так и не продолжаются. И когда в Златоусте появится свой исламский центр, пока непонятно.

Челябинск

Более благополучно обстоят дела в столице региона Челябинске. Умма Челябинска до недавнего времени была представлена в основном башкирами и татарами, первых по данным переписи населения 2002 года насчитывается 28 тыс. человек, а последних - 61 тыс. Однако в последнее время умма Челябинска, как и большинства крупных российских городов, стала полиэтничной. Одной из крупнейших диаспор южноуральской столицы является таджикская община. По словам имамов, уровень религиозного образования у ее членов весьма высок, а потому представители диаспоры работают во всех мусульманских учреждениях.

- Все таджики, которые проживают в Челябинской области, — верующие мусульмане, - ручается - председатель Челябинской региональной общественной организации таджикский национально-культурный центр «Сомониён» Исламудин Раджабов, - у нас есть грамотные в религиозном отношении люди, которые работают в медресе и мечетях, их пример нас вдохновляет, а их наставления ориентируют на правильный жизненный путь. Ведь ислам призывает всех верующих к миру и к согласию.

Ак мечеть Челябинска

Ак мечеть Челябинска

В Челябинске действует шесть мечетей. Еще две, по словам сотрудников аппарата ДУМ ЧКО, заложено в различных районах города. Самой старинной является Ак-мечеть, построенная в конце XIX века, в 1989 году она была возращена верующим. Сейчас в ней располагается аппарат духовного управления мусульман Челябинской области. Еще один действующий храм – мечеть Исмагила, построенная в середине 1990-х годов. При мечети в 1999 открыта духовная школа-медресе для детей и взрослых, изучающих исламскую культуру. По словам имама мечети Рауфана-хазрата Гафарова, если в крупных городах жизнь мусульман организована более ли менее благополучно, на селе ситуация принципиально иная:

— В крупных городах особых проблем нет, а вот в сельской местности главная трудность — отсутствие квалифицированных кадров священнослужителей, — говорит хазрат.

Чебаркуль

Справедливое замечание. Кадры решают все. Если где-то имамов нет, то городу Чебаркулю повезло со своим духовным наставником. Там сейчас активно идет строительство мечети. Его идейный вдохновитель имам-мухтасиб при ДУМ АЧР по Горнозаводской зоне, Аргаяшскому и Уйскому району Вугар-хазрат Акперов. Когда он несколько лет назад только приступил к работе по возрождению ислама в своем городе, местная мусульманская община была никак не организованна. За короткий срок он сумел сплотить мусульман самых разных национальностей и направить энергию вновь созданной общины в нужное русло. В 2005 году был проведен первый за много лет субботник на мусульманском кладбище.

Вугар Акперов

Вугар Акперов

— Культура каждого народа определяется тем, как мы ведем себя по отношению к нашим покойникам. Нужно относиться к нашим предкам с почтением и уважением, ведь они дали нам то, что мы имеем сегодня, — объяснял тогда мусульманам Вугар-хазрат.

С его приходом начали проводиться масштабные курбан и ураза-байрамы в самом Чебаркуле и в соседних селах с приглашением почетных гостей из областного центра и других регионов. Началось просвещение молодежи в вопросах веры.

Общине не хватало лидера и он начал активно действовать, взяв на себя множество ролей. Он выступал и учителем-муаллимом, и переговорщиком с властями по строительству новых мечетей в подведомственных ему районах, даже стал телеведущим, открыв на городском телеканале программу «Ислам как он есть». Именно таких людей Лев Николаевич Гумилев назвал «пассионариями». Начатое по его инициативе строительство чебаркульской мечети превратилось в настоящую народную стройку, причем, по примеру мусульман рядом начала строиться православная церковь.

— Сегодня, слава Аллаху, люди получили свободу на свою веру, у нас люди между собой живут дружно, строится православная церковь и мечеть, люди со своей зарплаты приносят деньги на оба храма, — с гордостью рассказывает имам-мухтасиб.

Мусульмане Чебаркуля заботятся не только о благополучии собственной общины, но оказывают большую благотворительную помощь детским домам, пожилым людям и всем нуждающимся.

— Мы оказываем помощь всем нуждающимся, всем людям, которые к нам обращаются и ждут помощи, всегда стараемся найти средства, чтобы удовлетворить их первейшие нужды, — объясняет Вугар Акперов.

С участием Вугар-хазрата было открыто немало мечетей в Аргаяшском районе, где 90 процентов населения - это башкиры и татары. Общины данного района по преимуществу входят в Духовные управления муфтиев Нафигуллы Аширова и Равиля Гайнутдина и ведут большую работу по возрождению ислама. А это показывает, что там, где мусульманская умма едина, жизнь идет в нормальном русле и все задуманное, всегда реализуется.

Еманжелинск

Курбан Шарафутдинов

Курбан Шарафутдинов

Такое же единодушие царит и в городе Еманжелинске, хотя мусульмане составляют всего 6% городского населения, т.е. 4 тысячи человек. Однако интерес к исламу в этом городе огромный, построенная четыре года назад мечеть не пустует даже в будние дни. Организовать мусульман на строительство храма смог местный аксакал Курбан Шарафутдинов, именно он обошел все инстанции, собрал необходимые документы, чтобы построить дом Аллаха в Еманжелинске. Обаяние и упорство пожилого мусульманина позволило подключить к строительному процессу и русских.

Минарет мечети Еманжелинска

Минарет мечети Еманжелинска

— Спасибо русским братьям, - говорит председатель мусульманской общины г. Еманжелинска Курбан Шарафутдинов. – Всем миром строили, все помогали. Я ходил на кирпичный завод кирпич просить, мне директор говорит: «Тебе, бабай, не могу отказать».

Через три года благодаря его же стараниям в городе был организован мектеб, где за одной партой рядом сидят сорокапятилетний мужчина и девятилетний мальчик.

— Я ходил в мечеть и услышал, как читают Коран, и мне тоже захотелось научится, признается девятилетний слушатель мектеба г. Еманжелиска Ильяз Галимов.

Воскресные уроки Ильяз посещает уже второй год. Выучить язык Корана в течение первого года обучения оказалось не под силу малолетнему мусульманину, но как утверждают учителя, усидчивость и желание у него не отнимешь, и Аллах поможет ему. Одноклассница Ильяза - Фагима Вафина самый старший слушатель мектеба. В этом году ей исполнилось 69 лет.

— Мы росли в советское время, — говорит Фагима-апа, — от религии мы были очень далеко, но мы должны свои корни знать! Должны знать, что написано в Коране. Раз мы мусульмане, мы должны знать свое, русские ведь ходят в церковь, так и мы должны свою веру знать.

Мектеб Еманжелинска

Мектеб Еманжелинска

Именно арабский язык, которым сейчас слушатели мектеба владеют довольно неплохо, перед началом обучения казался им не преодолимой стеной на пути к познанию учения пророка Мухаммада (мир ему). Но к концу первого учебного года из сорока человек читать уже научилась около половины шакирдов.

— Очень тяжело людям было осваивать арабский язык. Боялись, - вспоминает преподаватель мектеба г. Еманжелиска Галсу-абыстай Мифтахова, - Я агитацию проводила, говорила: «Не бойтесь. Если у вас есть желание, Аллах вам поможет». И на самом деле, тяжело, конечно, было осваивать арабскую грамматику, но Аллах помог, и люди освоили.

На самом деле, случай Еманжелинска - редкостный пример, когда все начинания: и учебу, и строительство удалось довести до конца. У централизованных мусульманских структур, кроме моральной поддержки и молитв, редко чего допросишься, там говорят, нет денег.

— Помочь реально деньгами, помочь физически у Челябинского муфтията возможности нет, — разводит руками имам-мухтасиб г. Магнитогорска Ульфат-хаджи Шакиров. — У муфтията такие большие затраты – надо реконструировать тахаратхана в муфтияте, мечеть в Тракторозаводском заводе строить, в деревнях столько мечетей заложено, строить надо, а средств не хватает.

Поэтому мусульманам небольших городов остается рассчитывать только на себя, да на спонсорскую помощь, что и происходит, например, в Ашинском, Катав-Ивановском и Усть-Катавском районах.

Аша, Сим, Усть-Катав...

Симская мечеть

Симская мечеть

Эти районы на самом западе Челябинской области населены преимущественно башкирами. Даже если посмотреть по карте, то эта территория словно вырвана из соседнего Башкортостана. Большинство городов района было основано в XVIII веке на землях, купленных за бесценок у предводителей башкирских родов. В качестве мести во время Пугачевского восстания рати Салавата Юлаева огнем и мечом прошлись по этим землям и сожгли симский завод. Несмотря на подавление восстания и попытки христианизации башкир этих земель, они остались верны религии предков и сохранили ее до сегодняшнего дня.

Из 70-тысячного населения района мусульмане составляют почти 15% и проживают в небольших городах Усть-Катаве, Симе, Аше и других. Поскольку помощи от центра местные мусульмане так и не дождались, то начали налаживать исламскую жизнь сами. Так, предприниматель из г. Сима Федор Даутов окончил религиозные курсы и организовал мечеть в собственном доме. Сейчас местные жители каждую пятницу ходят сюда на намаз.

Иная ситуация сложилась в городе Усть-Катаве – на самой окраине города на высокой горе стоит заброшенная мечеть, которую ввиду труднодоступности редко кто посещает. Хотя в городе действуют сразу две мусульманские общины, одна во главе с молодым имамом Ерланом Нургалиевым относится к ДУМ ЧКО, а другая во главе с Хатмуллой Хуснуллиным недавно была зарегистрирована в составе ДУМ АЧР, что вызвало недовольство местных властей. Ведь разделение уммы не приносит спокойствия. На официальном сайте города новую общину назвали сторонниками «чистого ислама, призывающего жить в жёстком соответствии с нормами шариата».

Ерлан Нургалиев

Ерлан Нургалиев

И беспокойство это понятно, ведь западные районы и так считаются неблагополучным с точки зрения исламского экстремизма, здесь были зафиксированы случаи распространения литературы экстремистской партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», здесь же проповедовал осужденный недавно в Уфе за экстремизм имам Саид Байбурин, из-за чего местные мусульмане разделились на его сторонников и противников.

Карабаш

Такова ситуация на западе области. Но есть еще в Челябинской области города и села, где мусульмане есть, но они никак не организованы, где нет ни общины, ни мечети, ни медресе. Среди них и небольшой город Карабаш, где проживает полутаротысячная мусульманская община. Город довольно молодой, при его основании ни церквей, ни мечетей построено не было, а в советское время тем более не было в этом необходимости. Но сейчас она есть. Отрадно, что власти города поддерживают мусульман и всеми силами стремятся им помочь, обещая содействие строительству столь необходимой жителям мечети.

У нас живет 1,5 тыс. мусульман, которым негде собраться, - констатирует мэр г. Карабаш Муса Дзугаев, - сейчас высокая потребность в религиозных учреждениях в городе, мы это ощущаем, а потому будем содействовать строительству мечети, это в наших силах.

Такова ситуация в Челябинской области: она довольно сложная, кое-где исламские проекты не реализуются из-за противоречий в умме, кое-где идет масштабная работа, а кое-где она только начинается. Но хочется надеяться, что все разногласия на местах и в центре будут со временем преодолены, ведь все мусульмане молятся Единому Творцу и живут согласно одной единственной Его Книге, а это главное, что должно сплачивать мусульман.

 

Александр СЕМЕНОВСКИХ для IslamRF.Ru

 

На фото:

Ринат Раев

Магнитогорская мечеть

Ульфат Шакиров

Мусульманская библиотека в Магнитогорске

Мухаммад Миннигалиев

Сабитулла Мусабиров

Верхняя мечеть Златоуста

Нижняя мечеть Златоуста

Старая мечеть Златоуста

Будущая соборная мечеть Златоуста

Валиулла Загиров

Ак мечеть Челябинска

Вугар Акперов

Курбан Шарафутдинов

Минарет мечети Еманжелинска

Мектеб Еманжелинска

Симская мечеть

Ерлан Нургалиев

 

 

Фото автора и с сайта www.book-chel.ru

 

15.05.2008

 

Ссылки по теме:

29-04-08 Вузы Египта и Южного Урала подпишут договоры о сотрудничестве

25-04-08 Вся мусульманская недвижимость на Южном Урале до сих пор находится в собственности государства

21-04-08 Услуги по организации Хаджа и Умры на Южном Урале пользуются спросом

11-04-08 Мусульмане Урала работают над возвращением собственности общины, принадлежавшей ей до революции

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/2869/">ISLAMRF.RU: Развитие ислама в Челябинской области</a>