RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

«Россия и исламский мир» — сложение потенциалов

06.08.2008 12:52

  23—24 июня 2008 года в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Россия и исламский мир». В ней приняли участие свыше ста видных политических и общественных деятелей, религиозных авторитетов, представителей научных кругов России, стран Ближнего и Среднего Востока, Азии и Европы. Среди них — глава Всемирной ассамблеи по сближению мазхабов аятолла Мохаммад Али Тасхири, генеральный директор Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО) д-р Абдельазиз Тувейджри, Высший шариатский судья Палестины шейх Тайсир ат-Тамими, генеральный директор Исследовательского центра Исламской истории, искусства и культуры при ОИК (ИРСИКА) д-р Халит Эрен, заместитель главы администрации руководителя Исламской Республики Иран д-р Мохсен Куми, директор Центра диалога «Исламский мир — США — Запад» Мустафа Тлили, президент Европейско-мусульманской рабочей сети (Франция) профессор Тарик Рамадан, президент Академии наук Бангладеш д-р Шамшер Али и др.

 

Участников форума приветствовал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В его послании, зачитанном на конференции, указывалось, что развитие отношений с исламским миром, вес и влияние которого в международных делах неуклонно повышаются, является одним из приоритетов внешней политики России как многонационального и многоконфессионального государства с богатой историей. Было особо подчеркнуто, что подходы России и мусульманских стран по многим важнейшим вопросам мирового развития совпадают.

Академик Евгений Примаков, выступая на открытии конференции, отметил, что в последние годы наблюдается процесс многопланового развития отношений Москвы с исламским миром, что является ее принципиальной линией после принятия России в качестве наблюдателя в Организацию Исламская Конференция в 2005 году. За это время, как добавил Е. Примаков, было много сделано для реализации этого курса.

Аятолла Тасхири подчеркнул, что Россия и исламский мир нуждаются друг в друге, поскольку сложение их потенциалов послужит делу утверждения справедливости, равноправия и стабильности.

Общим лейтмотивом выступлений российских участников и гостей стала идея дальнейшего укрепления и развития многообразных связей между РФ и исламским миром, отвечающих интересам всеобщего мира, безопасности, нового мироустройства. Член Группы стратегического видения, бывший министр иностранных дел Турции Я. Якиш призвал перейти к разработке планов конкретного взаимодействия между РФ и исламскими государствами в различных сферах.

Участники форума выразили готовность способствовать углублению межрелигиозного и межнационального диалога, укреплению культурных связей с целью повышения уровня образования религиозных деятелей в свете общности духовных ценностей и необходимости сближения богословско-правовых школ с учетом традиций и особенностей регионов.

Делегаты форума были согласны в том, что в сегодняшнем быстро глобализирующемся мире особую актуальность приобретают вопросы сохранения культурно-цивилизационного многообразия, укрепления духа толерантности и налаживания конструктивного взаимодействия представителей различных цивилизаций.

На конференции было несколько десятков выступлений, которые подтвердили эту готовность, а также и те, в которых обосновывалась сама возможность и необходимость сотрудничества.

В частности, в экспертном выступлении, сделанном ведущим научным сотрудником Института востоковедения, доктором исторических наук И. Д. Звягельской, прозвучало следующее: «К сожалению, попытки, предпринимаемые со стороны западных политиков во что бы то ни стало внедрить механизмы демократии в тех обществах, где либеральные ценности не имеют культурных корней и не принимаются обществом, являются контрпродуктивными. Это происходит не потому, что сами эти общества не способны к демократическому развитию. Скорее, дело состоит в том, что те общества, которым навязывают слишком быстрое принятие решений по поводу внедрения тех или иных моделей демократии, часто находятся во фрагментированном состоянии, переживают внутренние конфликты. В подобной ситуации даже такой бесспорный инструмент демократии, как выборы, может привести к власти радикалов. Когда это происходит, те, кому не удалось провести такого рода преобразования, начинают создавать миф о неспособности исламского общества к демократическим преобразованиям.

Это неверно хотя бы в силу того, что основа Ислама — справедливость. Следовательно, Ислам не отвергает никаких демократических процедур и институтов: ни установления контроля общества над элитами, ни уважения прав человека, не может быть враждебным к процедуре выборов достойных представителей власти, он не может поддерживать клановости и коррупции. То есть всего того, что противно и представителям западной демократии. Но насколько правомерно при этом требовать прямого включения западной модели, воспринимаемой как догма? Требовать этого означает отказывать мусульманским обществам в способности и праве на внутреннее развитие, на выработку собственных эффективных механизмов борьбы с несправедливостью в их собственных обществах. Но дело в том, что именно на этих же (общих с западными) представлениях о справедливости и происходит мобилизация. Мусульманские общества во многом готовы к преобразованиям, они легко мобилизуются вокруг идеалов справедливости, но для их переустройства не находят соответствующих уровню развития этих обществ моделей. Стало быть, это не проблема общества, а проблема модели. Первое, что нужно сделать, — это уважать специфику общества, в котором проводятся преобразования. Второе — нужно понимать, что разные общества могут находиться на разных уровнях модернизации, и подход к решению проблем в этих обществах должен учитывать и этот фактор». Это выступление широко обсуждалось в кулуарах конференции.

К мысли о способности исламского государства к демократизации и диалогу высказал и Куми Мохсен — заместитель главы администрации руководителя Исламской республики Иран. В своей речи он особо отметил, что претензии к Ирану со стороны Запада чаще всего не опираются ни на какие очевидные факты, а связаны лишь с недоверием к тому особенному образу жизни, который не похож на западный. На самом деле Иран делает все возможное, чтобы растопить лед недоверия, и «не жалеет никаких усилий для достижения мира и стабильности во всем мире». Исламская республика верит в то, что свободная торговля, борьба с терроризмом, борьба с наркотиками, энергетическая безопасность, использование ядерной энергии в мирных целях могут создать предпосылки для устойчивого сотрудничества.

Присутствующие с большим интересом выслушали профессора Тарика Рамадана (Великобритания), который обратился к присутствующим с речью о том, что главной движущей силой развития мусульманских обществ должно стать не эмоциональное переживание своих комплексов, связанных с низким уровнем экономического развития, а анализ положения и его исправление, который будет возможен лишь при повышении статуса и ценности образования в мусульманских обществах и странах.

В прениях конференции выступили и представители духовенства из регионов России, хорошо знакомые с подобными проблемами и в самой России, где, как известно, регионы отчетливо делятся на дотационные и донорские и где неравномерность качества жизни, уровня образования населения сильно влияет и на атмосферу межконфессионального взаимодействия. Фатых Гарифуллин — руководитель казыятского управления по Тюменской области ДУМАЧР — высказал в прениях мысль о том, что на подобного рода конференции следует приглашать более широкий региональный состав российских участников из числа духовных лиц.

Среди присутствующих духовных лиц России на конференции были замечены член Совета муфтиев России Умар Идрисов, Дамир Мухетдинов, а также президент Исламского культурного центра А.-В. Ниязов, несмотря на то что приглашения были посланы всем самым значимым персонам российской исламской духовной элиты.

С другой стороны, большой активностью выделялись представители СНГ. На конференцию прибыли представители Таджикистана, Казахстана и Узбекистана. Особенно приятно было видеть в числе участников конференции заместителя муфтия Казахстана Мухаммада-Хусайна-хаджи Алсабекова, ректора исламского института РК, чеченца по национальности, который в своей речи отметил, что поступательному развитию его страны немало способствуют усилия казахстанского духовенства, прилагающего свои усилия в деле воспитания молодежи в духе уважения традиций всех народов Казахстана.

Все участники конференции отметили конструктивный характер выступлений. Было отмечено также, что конференция «Россия и исламский мир» является первой столь масштабной встречей, собравшей в стенах Финансовой академии при Президенте России такой широкий круг экспертов, политиков, представителей общественности, мусульманских СМИ России, ближнего и дальнего зарубежья. Отмечалось также, что сегодня три страны — Иран, Россия и Турция — выступают в качестве цивилизационного моста между Западом и Востоком и, понимая свою ответственность, ратуют за духовную многополярность, как и за многополярность политическую.

По окончании конференции посол по особым поручениям, директор центра «Партнерство цивилизаций» МГИМО (У) МИД РФ Вениамин Попов, на правах ведущего отметил, что следующая встреча в подобном формате состоится в Джидде в октябре 2008 года.

Галина ХИЗРИЕВА

Материалы опубликованы в еженедельной всероссийской газете российских мусульман
«Медина аль-Ислам», № 26 (75), июль 2008, стр. 18.

02.07.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/3625/">ISLAMRF.RU: «Россия и исламский мир» — сложение потенциалов</a>