RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Два памятника – две истории. О мусульманском присутствии на Белгородской земле

18.08.2008 17:57

  Белгородская область прославилась двумя памятниками, посвященными двум известным битвам, во многом определившими дальнейший ход истории. И, как бы это ни пытались представить по-иному, активную роль в обеих битвах сыграли мусульмане.

 

Один памятник стоит в деревне Холки Чернянского района. Он изображает князя Святослава с развевающимся оселедцем (чисто степная прическа, с такой же изображают болгарского хана Кубрата), топчущего конем хазарского воина со звездой Давида на щите.

Конечно, история – наука крайне мифологизированная, и трактует ее кто как может и как хочет. Но именно в случае с Хазарией и со Святославом мифологизации столько, что хватит на три отечественных истории, вместе взятых. Недаром здесь столкнулись интересы четырех религий, четырех мировоззрений – язычества, иудаизма, христианства и ислама.

“С первыми двумя – все понятно, Святослав – язычник, хазары - иудеи”, – скажет читатель, “но что здесь делают две другие?”. На самом деле меньше всего здесь были затронуты иудеи и их интересы. Хазарский каганат был полиэтничным и поликонфессиональным государством. Как писали современные Хазарии арабские географы, “в столице ее Итиле есть семь судей – два мусульманских, два иудейских, два христианских, и один маг (в узком значении – огнепоклонник, в более широком – язычник вообще)”.

Но это в столице, каковой территория нынешней Белгородской области отнюдь не являлась. А что же было на периферии, кто жил там? Согласно работам археологов Артамонова, Плетневой, Винникова, Цыбина, Кравченко, на территории современной Белгородчины, так же как и в соседних Воронежской, Харьковской, Донецкой областях (простите меня, сторонники украинской незалежности, но в то время границы располагались по-другому, нежели сейчас) проживали носители салтово-маяцкой археологической культуры – болгары и аланы. Они строили грандиозные белокаменные города, до сих пор впечатляющие наших современников шестиметровой толщины стенами и совершенной городской канализацией (первое тысячелетие н.э., и где!!!!). Но кто они были, эти два народа, упоминаемые вместе, как будто слившиеся воедино?

Обычно одну археологическую культуру образуют какие-то родственные племена, но в данном случае, как это ни странно, это народы разного корня. Болгары - булгары считаются одним из племен гуннского союза, впоследствии вышедшим из него и его же сокрушившего. Булгары – кочевники или полукочевники, искусные воины, тюрки, родственные хазарам, проигравшие им пальму первенства в огромной империи, но сохранившие в ней привилегированное положение.

Аланы – иранцы, с языком, близким современному осетинскому; по одной из версий, они пришли с Кавказа, даже были переселены оттуда хазарами для охраны границ. Скорее уж, они оттуда вернулись (а кто-то и не уходил), ведь римские хроники упоминают в этих местах аланов, выводя их из сарматов, которые приняли себе имя алан (изначально одно из сарматских племен) “за свои обычаи, дикий образ жизни и одинаковое вооружение”, как написал Аммиан Марцеллин. Что касается обычаев, “дикого нрава” – то это лишь свидетельство этнического единства алан и сарматов. Что ж, для римлянина варвар – любой не-римлянин и не-эллин, а для китайца – любой не-китаец, и список этот можно продолжать до бесконечности.

Особого рассмотрения требует вопрос вооружения. Это особый вопрос, ведь те же самые римские и присоединившиеся к ним греческие авторы описывают аланов, как “закованных в железные пластины всадников, вооруженных копьями и тяжелыми длинными мечами... Никто не может устоять перед натиском их конных орд”. Узнаете, да? Правильно: тяжелая рыцарская конница, незнакомая римлянам, но властвующая в средневековье на просторах Европы и ... всего остального мира (у монголов такая же). По-видимому, она попала на Запад от аланов напрямую или от готов, подчинивших себе аланов и взявших себе на вооружение их боевую тактику, сами-то скандинавы ее до того не знали.

Так или иначе, но аланы, некогда властвовавшие на этих землях, пережив два завоевания – готское и гуннское, опять вернулись в эти места. Причем в составе гуннской державы они, опять же, занимая подчиненное положение, не были последними. “ Гунны ... произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе”. Впрочем, дедушка Атилла был добрым человеком, если его не злить. Под его рукой пригрелись не только болгары, аланы, хазары, готы, но также впервые вышли на историческую сцену предки славян – анты. Да и все нынешние европейцы – плод мезальянса (или адюльтера?) между римской рабыней и разгоряченным схваткой гунном.

Но вернемся к нашему памятнику. Итак, он изображает поверженного хазарского воина. Постойте, но ведь на этой периферии каганата собственно, хазар и не было, а жили лишь болгары и аланы. А что же тогда делает звезда Давида на щите поверженного “хазарина”? Как известно, археологи никаких следов иудео-хазар не обнаружили, даже те из них, которые их упорно пытались отыскать. Причем не обнаружили в центральных районах каганата, где, как известно, жили “мусульмане, христиане, иудеи и маги”. А какую же веру исповедовало местное болгаро-аланское население? До недавних времен считалось, что все они поголовно были язычниками. По крайней мере, все раскопанные погребения были языческими.

Но сравнительно недавно в ходе раскопок по Северскому Донцу был найден комплекс мусульманских захоронений, а также целое городище (Сидоровское), достаточно крупное для того времени, где в 9-10 веках проживали болгары-мусульмане. В середине 10 века оно перестает существовать, но при этом население не погибает, а эвакуируется. Как считает раскапывавший его украинский археолог Э.М. Кравченко (оно находится на соседних землях Украины), население переселяется в др. регионы (возможно – Среднее Поволжье) в результате разгрома, нанесенного походами Святослава. Уходят горожане – носители развитой культуры, к тому же тесно связанные с самой высокоразвитой цивилизацией того времени – мусульманской.

Безусловно, на новом месте эти люди со своими знаниями, опытом значительно способствовали его процветанию, но что осталось здесь? Край превращается в Дикое поле, предоставленное в ристалище печенегов, половцев и русов. Принятое в 988 году сыном Святослава Владимиром византийское православие оказалось не способным заполнить вакуум, образовавшийся после ухода отсюда мусульман. Между прочим, городское население здесь отсутствует вплоть до самого золотоордынского периода.

Именно таким образом победа, одержанная язычником Святославом на Белгородчине, изгнала отсюда мусульман, имевших реальную возможность стать доминирующей силой в регионе, и подготовила почву для распространения в Киевской Руси православия.

Не все в этой истории понятно, например, как проник ислам в столь отдаленные от центров мусульманской цивилизации того времени земли? Вряд ли это произошло с купцами, ведь Причерноморье почти полностью контролировалось Византией. Может быть, это случилось в результате походов Марвана Второго?

Несомненно, исторической науке стоит пересмотреть вопрос и о роли ислама в Хазарии, где он, по-видимому, играл гораздо большую роль, чем это принято считать. Впрочем, наличие мусульманских судей и влиятельной хорезмийской гвардии в столице сомнению не подвергается, равно как и наличие мечетей в ней в 922 году. Обычно мы ведем начало распространению ислама в той или иной стране от даты принятия его в качестве государственной религии, но давайте посмотрим на себя в зеркало – в России ислам отнюдь не является государственной религией вот уже несколько столетий, а ислам есть, и успешно распространяется.

Второй памятник стоит на мемориальном комплексе “Огненная дуга”, посвященном подвигу советских солдат в величайшем за всю историю человечества танковом сражении – битве на Курской дуге. С немецкой стороны здесь была предпринята попытка взять реванш за поражение под Сталинградом. Именно с этой точки войны ее победа советской армии считается необратимой. К сожалению, сейчас многие перестают вспоминать об этих тяжелых для страны годах или начинают их переворачивать, но факт остается фактом – в ту войну все народы нашей страны были едины в своем стремлении к победе. Мусульмане не только не были исключением, напротив, из среды мусульманских народов страны, может, не всегда хорошо понимавших русский язык, пострадавших от раскулачивания и борьбы с басмаческим движением, вышло огромное количество героев.

Герои – это не только люди, удостоенные почетного звания Героя Советского Союза, хотя и их было не мало, герои – все, кто не отступил, не сдался. Герои – мусульмане сражались в Брестской крепости (чеченцы и ингуши), в Тихвинских болотах (татаро-башкирская дивизия в составе Второй ударной армии), в Россошанско-Острогожской операции (до 70% некоторых стрелковых рот из узбеков и казахов) и на всех других полях сражений. Один из мусульман, воевавших на Курской дуге, уроженец казахстанского Чимкента Зиямат Усманович Хусанов, получил звание Героя Советского Союза (посмертно, потому что по ошибке был засчитан убитым) и Болгарии.

В память обо всех этих героях, не только мусульманах, мусульманская община города Белгорода решила установить памятник, посвященный коллективному подвигу советских солдат, защитивших Родину. Установка памятника мусульманами – вещь всегда сложная, ведь ислам запрещает рельефные изображения живых существ. Этот памятник представляет из себя уменьшенную в пять раз копию первого храма Всевышнему на Земле – Каабы. Выполненный из черного мрамора, он покрыт в верхней части листами полированной стали с выгравированными на них сурами Корана - “Фатиха”, “Ихляс”, “Фаляк”, “Нас”. Суры Корана приводятся на арабском языке, и снизу дан их стихотворный перевод на русский язык (в переводе В.М.Пороховой).

Торжественное открытие памятника состоялось 31 октября 2006 года и стало важным событием в общественной жизни города и области. Оно вызвало бурный отклик во многих СМИ, как областных, так и федеральных (в последних – в интернет-версиях, но это недостатки наших центральных СМИ, предпочитающих жареное и потоки крови, особенно, когда речь идет о мусульманах). С тех пор памятник активно посещается всеми приходящими почтить память героев, воевавших за нашу страну в те тяжелые годы.

Одна область, два памятника, один – строящий миф, другой – восстанавливающий справедливость… Что преодолеет из них, что превзойдет?

 

Москва-Белгород-Москва

Дмитрий Ахмад Макаров для IslamRF.Ru

 

На фото:

Белгород. Памятник на мемориальном комплексе “Огненная дуга”, посвященном подвигу советских солдат в битве на Курской дуге, установленный мусульманской общиной города.

 

Фото автора.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/4082/">ISLAMRF.RU: Два памятника – две истории. О мусульманском присутствии на Белгородской земле</a>