RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Май 2024 | 1433 х.
 

И РАСКОЛОЛСЯ ГРАН-ПРИ

24.10.2008 13:27

С 16 по 22 октября в Казани под девизом «К диалогу культур через культуру диалога» проходил IV Казанский международный фестиваль мусульманского кино. В нем приняли участие кинодеятели из 37 государств, в рамках конкурсного показа демонстрировалось 34 фильма, вне конкурса показывалась 21 кинолента.

Церемония закрытия IV международного фестиваля мусульманского кино прошла 22 октября в КРК “Пирамида». Прошла скромнее обычного и в достаточно быстром темпе – концертная составляюшая торжественного мероприятия была сведена к минимуму.
Ритуал прохождения по красной дорожке длился, как всегда полчаса, от 18.00 до 18.30. По ней прошествовали гости и участники, а также звезды кино, как того требует формат международного кинофестиваля: Анастасия Заваротнюк, Наталья Бондарчук, Ирина Мирошниченко и французская киноактриса Изабель Аджани.

Ведущими церемонии в концертном зале были местный телеведущий Ильфат Абдрахманов и московская актриса театра и кино Жанна Эппле. После нескольких общих фраз о значении «Золотого Минбара» они передали слово президенту телевидеокомпании «Исламский мир», генеральному директору фестиваля Зауди Мамиргову и народной артистке России Наталье Бондарчук.

От имени президента МФМК шейха Равиля Гайнутдина Мамиргов поблагодарил участников, поднимающих престиж кинофестиваля, а также московскую и казанскую дирекции. После чего он вручил приз учредителей кинофестиваля «За вклад в дело исламского просвещения» режиссеру Батыру Баишеву за документальный фильм «И раскололся месяц» (Татарстан). Эта кинолента рассказывает о нелегком жизненном пути и духовных поисках Мусы Джаруллаха Бигиева – выдающегося татарского богослова.

Помимо диплома и денежного вознаграждения Баишеву было подарено панно с видом мечети Кул Шариф. В ответном слове режиссер выразил слова благодарности ученому и общественному деятелю Рафаэлю Хакимову, «с чьей легкой руки заработал мотор и снялся фильм». К его словам следует добавить, что автором сценария документальной картина является также кандидат наук Айдар Хайрутдинов, посвятивший свою научную деятельность изучению наследия Бигиева.
Имя кинодеятеля, удостоенного спецприза Организации развития тюркской культуры ТЮРКСОЙ, озвучил ее генеральный директор Дюсен Касеинов. Этот выбор нельзя было оспорить – документальный фильм «На натянутом канате» режиссера Петра Лома (Канада-Норвегия) действительно является достойной работой. В ней рассказывается о провинции Ксиньян в Китае, где живут уйгуры – систематически угнетаемое мусульманское меньшинство страны. В фильме прослеживается судьба четырех детей из государственного приюта, которые овладевают древней уйгурской традицией Даваз – ходьбой по натянутому канату. Дюсен заверил, что «все талантливое, что будет создаваться о развитии тюркской культуры и искусства, будет отмечаться и впредь». Ученый Махмуд Кажгырлы.


Следует отметить, что первым двум призерам повезло, так как наряду с дипломами они получили в конвертах денежное вознаграждение. Победителям, чьи достижения выделило жюри, довольствовались статуэтками, дипломами и подарками.
Номинаций в разделе неигровое кино было две: «Лучшая режиссерская работа в неигровом кино» и «Лучший неигровой фильм».
Имя лучшего режиссера-документалиста озвучила член жюри, режиссер Разбежкина Марина, им стал Жерар Максимин (Нидерланды-Франция), снявший документальный фильм «Лицом к лицу». В ней рассказывается о нелегальной выставке фотографии, устроенной в 2007 году французским фотографом Джей Аром и его другом Марко. Они сфотографировали палестинцев и израильтян, выполняющих одинаковую работу каждый в своей общине, и расположили эти изображения лицом к лицу в огромных форматах в самых видных местах Стены Раздела. «Режиссеров надо делать послами дружбы между народами, - сказала в заключение Разбежкина, - за период съемок этого фильма сдружилось немало палестинцев и израильтян».
Член жюри, кинокритик Вита Рамм вручила статуэтку и диплом автору лучшей документальной ленты «Запрещенная ложь» Анне Бронновски (Австралия), обладателю многочисленных призов различных кинофестивалей мира. Ее фильм – триллер из реальной жизни, на протяжении которого Бронновски пытается разобраться в личности Нормы Багайн. В 2004 года эта женщина под псевдонимом Норма Хоури, выполняя задание ФБР, написала книгу «Запрещенная любовь», демонизирующую мусульман. Высоко оценила интеллектуальную интригу картины и Гильдия кинокритиков в лице ее председателя Виктора Матизона.

Он вручил Анне Бронновски специальный приз – статуэтку черного слона. Матизон высказал сожаление по поводу того, что мнение критиков совпало с мнением жюри, но другого выхода у него не было, поскольку среди игрового кино не нашлось достойной работы.
Лучшим короткометражным игровым фильмом была признана лента «Кофе и Аллах» женщины-режиссера Сима Урале (Новая Зеландия). Ей удалось снять очень красивую историю о беженке из Эфиопии, которая изо всех сил пытается наладить связь с людьми своей новой родины. В финале симпатизирующий девушке самоанец Нону, налив кофе в чашку, написал на его поверхности сливками имя Аллаха. Автору короткометражки, сумевшему за максимально короткое время реализовать идею и увлечь зрителя, член жюри индийский актер Джаавед Джеффри передал статуэтку и диплом.
Затем началась самая волнующая часть церемонии – объявление победителей в номинациях раздела «игровой полнометражный фильм». На сцену поднялись член жюри, киновед кинокритик, сотрудник международных кинофестивалей Ганс-Иоахим Шлегель (Германия) и народная артистка России Ирина Мирошниченко. Когда ими было объявлено имя победителя в номинации «За лучшую операторскую работу», зал взорвался аплодисментами. Создатели татарстанского кино за 4 года проведения «Золотого Минбара» не часто получали признание жюри, победа оператора картины «Трехногая кобыла» Эдуарда Ситдикова была долгожданной. В ответном слове Ситдиков выразил благодарность коллегам - операторам Вячеславу Слесаренко, Рафкату Зиятдинову и режиссеру монтажа Владу Петрову, которые вместе с ним совершили рывок в искусстве внутрикадрового пространства татарского кино.
На наш взгляд, заслуги главного режиссера фильма Нурании Замалеевой тоже огромны, она удачно подобрала литературную основу для экранизации – одноименную повесть Айдара Халима, творческую команду, актеров татарских драматических театров. За годы работы над телесериалами на местном телевидении Замалеева накопила огромный опыт работы с ними. Замечательна в фильме игра исполнительницы главной роли Сании - актрисы Зульфии Валеевой. Ее перевоплощению в крестьянку, жену фронтовика помогала память о бабушке, имевшей сходную судьбу с главной героиней. Нельзя оставить без упоминания и тот факт, что продюсером «Трехногой кобылы» является Ильхам Сафиуллин, вложивший в создание картины свои средства.
Призы «За лучшую женскую роль» и «За лучшую мужскую роль» получили актриса Гольшифте Фарахани (фильм «”Ми” для мамы», Иран) и Ритик Рошан (фильм «Джодха и Акбар», Индия), входящий в тройку самых лучших актеров своей страны. Интересная деталь, Фарахани победила в данной номинации на «Золотом Минбаре» второй раз, а впервые это произошло на II МФМК, когда кинодрама «Слеза холода» режиссера Азизоллы Хамиднезаде произвела фурор, получив не только гран-при, но и призы за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль.
Дипломы и статуэтки «топовым» актерам вручали гости - народный артист России Андрей Соколов и «няня» Анастасия Заваротнюк. Находясь на сцене, они фривольно шутили на темы, очень далекие от темы мусульманского кино. Заворотнюк была в длинном, но достаточно откровенном платье, открывающем руки и грудь. (Что касается ведущей Эппле, то вырез ее платья сзади достигал того места, «где спина теряет свое благородное название».) Все это придавало происходящему оттенок несерьезности. Неуместным после проявленной игривости выглядело и выражение Заворотнюк благодарности казанцам за реставрацию храма, в котором хранится чудотворная Казанская икона Божьей Матери.
Диссонансом прозвучало также предложение ведущего Ильфата Абдрахманова встретить французскую кинозвезду Изабель Аджани «как королеву!» (он имел в виду одну из самых известных ролей актрисы - в фильме «Королева Марго»). Шутливое предложение, по сути, представляло приглашение к идолопоклонству и тоже выводило происходящее за формат фестиваля мусульманского кино.
К счастью, Аджани вела себя достойно и скромно. А что касается ее наряда, то он производил впечатление того, что актриса перестраховалась, отправляясь в «глубинку» Европы - Татарию: голову ее венчала бордовая меховая шапка, а тело было закутано в просторную теплую куртку и не менее просторные брюки. (Из пресс-конференции, которую Изабель Аджани дала накануне, журналистам было известно, что красавице за 50 лет, что она наполовину немка, наполовину алжирка, считает себя верующей, не причисляя, тем не менее, ни к одной конфессии.)
«Когда я пересматриваю фильм о королеве Марго, в котором снялась, - сказала Аджани, - я думаю о том, какие могут возникать межрелигиозные конфликты. Но земля Татарстана - образец, здесь царит межконфессиональное согласие. Для меня это важный посыл мира. Сегодня мне выпала честь пообедать с министром культуры Зилей Валеевой, она рассказала о согласии, которое существует на этой земле. Думаю, Казань надо выдвинуть на присуждение Нобелевской премии как региону, несущему посыл мира, согласия и взаимопонимания».
Лучшим сценаристом игрового кино на IV «Золотом Минбаре» был признан Роно Мунро, о чем объявил член жюри, казахстанский киновед Ногербек Бауыржан Рамазанулы В фильме «Почти взрослая» (Великобритания), снятом по сценарию Мунро режиссером Юзафом Али Хана, рассказывается об африканских беженцах, которые ищут в Великобритании убежище.
Для объявления победителя в номинации «Лучшая режиссура игрового кино» на сцену поднялись член жюри, режиссер Сейид Реза Мир-Карими (Иран) и гость фестиваля, известный российский режиссер Александр Митта. Митта в приветственном слове к сидящим в зале сказал о том, как многое связывает его с Казанью. Здесь его мать сидела в тюрьме с матерью писателя Василия Аксенова перед отправкой в колонию. Здесь умельцы казанского авиационного завода изготавливали ему макет для съемок художественной картины «Экипаж».
Лучшим режиссером IV «Золотого Минбара» они объявили иранца Расула Садр Амели, снявшего трагичный и в то же самое время удивительно светлый фильм «Каждая ночь одиночества». Этот фильм – история Атии, ведущей радиопередачи. Молодая женщина серьезна больна и должна умереть через несколько месяцев, если не согласится на операцию. Но Атия от нее отказывается. Однако паломничество к шиитской святыне в Мешхеде, на котором настоял муж, изменило героиню и ее скептическое отношение к миру. В ответном слове режиссер Садр Амели сказал: «Кино, а не идеология самый лучший способ показать ценность ислама».

О том, какой игровой фильм был признана лучшим, провозгласил народный артист СССР председатель жюри МФМК «Золотой Минбар» режиссер Болотбек Шамшиев (Кыргызстан). К удивлению зала, гран-при был поделен на две части между эпической сагой ХVI века «Джодха и Акбар» (Индия, реж. Ашутош Говарикер) и кинодрамой «‘Ми” для мамы» (Иран, реж. Расул Моллаголипур).
В индийской картине была рассказана пронзительная история любви одного из самых знаменитых императоров Индии Джалахуддина Мохаммада Акбара и прекрасной принцессы Раджпута Джодхи. Их союз соединил две религии – ислам и индуизм.

А иранская лента сосредоточилась на теме последствий ирано-иракской войны 1980-х годов. Юная Сепидег, служившая тогда спасателем, была ранена во время химической бомбардировки. Годы спустя во время ожидания первенца она узнала, что ее плод неполноценен из-за химического отравления. Но Сепидег отказалась от аборта и родила больного сына.
Режиссеры фильмов-победителей не приехали на кинофестиваль, статуэтки и дипломы за них получили их представители. Дилер ГосТелеРадио Ирана Али Риза Шахрохи в ответном благодарственном слове сказал: «В современных условиях, когда мировые медиа настроены против ислама, очень важно, что «Золотой Минбар» несет свет в мир.

Сам председатель жюри Болотбек Шамшиев тоже получил награду - спецприз «За выдающийся вклад в развитие киноискусства». Болтбек Толенович отдал 40 лет жизни кинематографу, в 1977 году он стал Лауреатом Государственной премии СССР за фильм «Белый пароход».
Последний спецприз «За гуманизм в киноискусстве», который традиционно присуждается во время проведения казанского кинофестиваля, учрежден президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Его вручила председатель оргкомитета МФМК, министр культуры республики Зиля Валеева. Спецприз получила документальная лента «Такси на темную сторону» (США).

В ней показываются чудовищные факты издевательств в Гуантанамо Бэй и тюрьме Абу Грейб. Режиссер ленты Алекс Гибни доказывает, что эти жуткие истории вовсе не являются случайными - американская военная машина США неофициально разрешала применять пытки по отношению к пленным и арестованным. Редактор фильма Слоане Клевин, получив из рук Валеевой приз, сказала: «Целью Алекса Гибни было открыть глаза американцев на политику правительства, а это есть политика притеснения арабов». Слова американки вызвали благодарные аплодисменты зала.

Автор: Галина Зайнуллина

Фото с сайта www.intertat.ru 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/events/5316/">ISLAMRF.RU: И РАСКОЛОЛСЯ ГРАН-ПРИ</a>