RSS | PDA | Архив   Пятница 17 Май 2024 | 1433 х.
 

Абдулла-хазрат Шарипов: Имамы занимаются делом государственной важности

05.10.2009 10:49

В 2009 году 120-летие отмечает одно из крупнейших и известных джадидских медресе – «Хусаиния». Оно проработало 1889-1919 годы, а в 1991 году, благодаря стараниям имамов Оренбургской области, в стенах медресе вновь началось обучение исламу. IslamRF побеседовал о современном развитии учебного заведения с его директором Абдуллой-хазратом Шариповым.    

 

— Уважаемый Абдулла-хазрат, расскажите вкратце о том, как медресе «Хусаиния» было вновь открыто и как оно сейчас работает.

 

— Когда в Оренбуржье возникла острая необходимость в профессиональных служителях исламского культа, в 1991 году муфтиятом (мухтасибат в то время) было решено открыть двухгодичные курсы по подготовке имам-хатыбов и муэдзинов. Так, в 1991 году, с Божьей помощью, возобновило свою деятельность медресе «Хусаиния», которое является правопреемником исторического мусульманского учебного заведения города Оренбурга - медресе «Хусаиния», основанного купцами Хусаиновыми. Оно вновь стало обучать молодых людей основам религии – Ислама, призывать к добру и вере в Единого Творца, помогать ищущим знания.

 

В 1993 году муфтием Абдельбарый-хазрат Хайруллиным было решено открыть в медресе отделение для обучения девушек, будущих преподавательниц основ Ислама. Женское отделение в медресе «Хусаиния» было одним из первых, открывшихся в России.

 

С 1999 года работает четырехгодичное заочное отделение. Студенты приезжают на сессии 4 раза в год на одну неделю и обучаются по определенным программам. Сегодня количество студентов-заочников более ста человек.

 

В 2003 году медресе «Хусаиния» получило лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную Управлением профессионального образования Оренбургской области. В 2007 году медресе получило новую лицензию от Министерства образования Оренбургской области. С 1993 года (с момента первого выпуска) медресе окончили 290 студентов. Все они ведут учебную деятельность по духовно-нравственному воспитанию народа.

 

— В одном из ваших интервью местной прессе говорилось, что до 70% махаллей в Оренбуржье обеспечены имамами-выпускниками вашего медресе. Как вам удалось так наладить работу по ориентации выпускников на работу в мечетях? Ведь по всей России муфтии бьют тревогу о том, что выпускники медресе не хотят идти на работу в мечети так как там нет стабильной зарплаты?

 

— Да, действительно, более семидесяти процентов выпускников работают имамами в мечетях Оренбуржья. В этом есть несколько причин. Большая часть студентов – это заочники, то есть люди, имеющие светское образование, светские профессии, достигшие чего-то в жизни (возраст их от 30 до 70 лет). Они, узнав о медресе, осознанно приходят обучаться. После его окончания, начинают работать именно в тех местах, где живут и получается так, что студенты приходят учиться из тех сел, где назрела необходимость в грамотном, религиозно образованном имаме. Мы целенаправленно публикуем объявления о медресе, об условиях обучения в районных газетах области. Так как само медресе было образовано именно с целью подготовки священнослужителей (имам-хатыбов) для приходов нашего региона.

 

Девяносто процентов всех учащихся медресе – из районов области. Мы провели мониторинг выпускников: кто, где работает. В те населенные пункты, где не хватало специалистов, студенты были направлены по желанию.

 

Что касается нежелания работать по профессии из-за отсутствия стабильной зарплаты - эта проблема у нас в области, конечно, тоже существует. И это больной вопрос. Но мне кажется, что его должны поднимать наши муфтии при встрече с руководством страны. Ведь выпускники ведут работу с общественностью, по сути, формируя мнение, убеждения и мировоззрение населения. То есть это социально важные, социально активные, общественно необходимые работники (как и учителя, и врачи), которые осуществляют важное дело – занимаются духовно-нравственным воспитанием, как подрастающего поколения, так и перевоспитанием зрелых людей. И в этом деле необходима государственная поддержка.

Мне понравились слова Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, который однажды сказал: «Пресловутое отделение церкви от государства означает только лишь одно: государство не участвует в управлении церковью, а церковь в управлении государством. Нельзя религиозную организацию отделить от государства, так как она состоит из граждан государства, которые при этом не живут изолированно…». А значит, и имамы занимаются делом государственной важности. И сейчас они работают, скажем так, на общественных началах, то есть на подаяния прихожан.

 

Отсутствие стабильной достойной зарплаты – в этом кроется и причина того, что работать имамами идут, в основном, люди старшего возраста или имеющие свой собственный доход.

 

— Каким вы видите будущее среднего исламского образования - уровня медресе. Есть мнение о том, что наряду со специальностью имама нужно давать и другую специальность, чтобы дать возможность выпускнику обеспечить себя и семью, другие говорят - будущее за вечерним и заочным отделениями, потому что имамами желают работать только люди среднего поколения после выхода на пенсию. Ваше мнение: в какую сторону необходимо развиваться?

 

— В этом есть и положительный и отрицательный моменты. Плюс в том, что получив другую специальность, имам будет независим в финансовом плане от народа, а минус - он будет отвлекаться от своего основного дела. Имея две специальности, он будет работать на одной работе наполовину и на второй - наполовину. Соответственно, и результат будет не на 100 %, а лишь на 50 % на каждой.

 

Народ должен сам понять, что им нужен имам, который будет заниматься духовным воспитанием их детей. И должны его поддерживать, обеспечивать, чтобы он полностью посвятил себя делу религии. Но, к сожалению, в настоящее время это только мечта. Инша Аллаh, она осуществится.

 

Что касается формы обучения: дневной, вечерней или заочной, то развиваться, конечно, необходимо в сторону дневного отделения. Потому что никакая другая форма не сравнится с ней по результатам и качеству образования. Ведь и в медицине нет врачей, которые обучались на заочном или вечернем отделении. Так как они лечат тело человека. А имамы, которые «лечат» души людей, должны обучаться очно. Но на данный момент желающих учиться на заочном и вечернем отделении больше. А раз есть желающие - мы обучаем их, хотя по уровню религиозного образования они ниже, чем студенты дневного отделения. Но нередко бывает и наоборот. Есть среди студентов-вечерников и заочников люди, которые имеют по два высших светских образования, и духовное они усваивают не хуже очников. На очное отделение сейчас тоже, в основном, идет не «элита» учеников, то есть не отличники школ.

 

— Как вы оцениваете процесс интеграции начального, среднего и высшего образования? какой процент выпускников мектеба или воскресных курсов поступает затем в медресе, а из выпускников медресе идет доучиваться в вуз? Эффективно ли работает эта система и видим ли мы результаты этой интеграции?

 

— В настоящее время из выпускников воскресных школ 30-40 % поступают учиться в медресе. И такой же примерно процент тех, кто продолжает обучение после медресе в вузе. Говоря об эффективности интеграции, на мой взгляд, пока она не эффективна. Так как люди не полностью осознают необходимость религиозных знаний и духовного образования.

 

— В последнее время руководство государства на уровне первых лиц демонстрирует внимательное и серьезное отношение к исламу и мусульманам: во время президентства Путина Россия стала наблюдателем в ОИК, Президент Медведев посетил мечеть, встречался с муфтиями. Тем не менее, по мнению большинства наблюдателей, такое отношение главы государства никак не находит продолжение на уровне среднего государственного звена - региональных глав и их правительств. До сих пор наблюдается тотальное противодействие строительству мечетей, ислам рассматривается сугубо в ключе источника экстремизма. Вы, как человек который работает в региональном масштабе и хорошо знаком с деятельностью регионального муфтията как оцениваете: новая политика Кремля привносит изменения в политику региональных и муниципальных властей?

 

Слава Всевышнему! Нас радует, что президент обращает внимание на мусульман, проводит встречи с мусульманскими лидерами страны, совершает визиты. Дай Бог всем им здоровья, процветания и успехов в дальнейшем сотрудничестве. Хотя, на самом деле, в регионах действительно такое внимание чувствуется меньше. Хотелось бы, чтобы главы регионов взяли пример с нашего президента, и не только на словах, но и на деле.

 

 

Беседовала Диляра Ахметова

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/10114/">ISLAMRF.RU: Абдулла-хазрат Шарипов: Имамы занимаются делом государственной важности</a>