RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Айнур Сибгатуллин: Исламский Интернет не должен стоять на месте — иначе стагнация и регресс

10.01.2008 17:32

О том, как развивается исламский сегмент русскоязычного Интернета, его перспективах и задачах мы беседуем с Председателем оргкомитета международного конкурса интернет - проектов "Звезды Татнета", членом Жюри Премии Рунета и Казахской интернет-премии AWARD.kz Айнуром Сибгатуллиным. Интервью со специалистом в области Интернет-проектов мы постарались сделать в соответствии с темой: ответы нашего собеседника содержат в себе немалое количество ссылок, а сама беседа состоялась в самом что ни на есть виртуальном пространстве, посредством электронной почты.

Айнур, как бы ты охарактеризовал исламский сектор Рунета с точки зрения профессионализма, насыщенности контента и дизайнерских решений? Какое место исламские сайты занимают среди вообще сектора духовно-религиозных интернет-ресурсов?

Недавно перед конференцией по исламскому интернету я провел  анализ наиболее известных и посещаемых сайтов Рунета религиозной тематики. Так вот, если исходить из посещаемости, то по данным основных рейтингов Рунета в первую десятку религиозных сайтов входит только один мусульманский ресурс Ислам.ру.

     Если взять за отправную точку отсчета так называемый индекс цитирования (ИЦ), то в среднем православные сайты имеют более высокий ИЦ чем мусульманские сайты.

     Если же попробовать дать краткую характеристику русскоязычного исламского интернета, то, прежде всего, нужно отметить, что поскольку эта сфера не является чисто коммерческой, в ней не крутятся большие деньги, соответственно денежные вложения в этот сектор невелики. А это, безусловно, не влияет позитивно на качество ресурсов, поскольку наиболее сильные команды профессионалов не привлекаются к работе по созданию и продвижению сайтов.

     На сегодня можно констатировать, что многие мусульманские ресурсы, даже самые посещаемые из них, не смогли, скажем так, полностью реализовать все технические возможности, которые вполне по силам администраторам сайтов.

     Я бы рекомендовал для начала всем авторам мусульманских ресурсов, если они хотят с максимальной отдачей вести свою работу, провести независимый аудит сайтов. Сегодня есть масса фирм, порталов и пр., где профи бесплатно могут, как говорится, "по гамбургскому счету" разобрать все недостатки сайтов и давать рекомендации.

     Немалым подспорьем была бы помощь самих разработчиков мусульманских веб-ресурсов, когда они объединятся в соответствующее сообщество, наподобие того, что есть у разработчиков православных веб-ресурсов.

Как, по-твоему, должен развиваться исламский интернет? Не секрет, что сейчас во многих регионах инициативными группами или просто энтузиастами одиночками создаются региональные интернет - проекты. По своему содержательному наполнению, по оформлению, периодичности обновления они не идут в сравнение с федеральными – нужны ли в таком случае они? Иногда я задаюсь вопросом - любой мусульманский сайт, в первую очередь стремиться дать информацию религиозного плана - что такое Ислам, пророк, Коран, что запрещено-разрешено, женщина в исламе и прочее.

     Если принять во внимание, что догматика на большинстве сайтов одинаковая и она составляет примерно 70-80% от всего контента, это означает, что всеобщий контент исламского интернета на русском языке - это просто многократное дублирование информации, при этом доля оригинальной информации на каждом из сайтов очень мала. Не кажется и тебе, что это пустая трата времени и энергии? Уж если так много энтузиастов на местах, не лучше было бы привлекать их к созданию исламской Википедии, с идеей создания которой ты выступаешь? Возможно, выигрышнее было бы тогда «бить в одну точку» - работать на раскрутку одного генерального сайта по исламскому вероучению, максимально полному и максимально квалифицированному?

Исламский интернет должен развиваться как и все остальные сектора всемирной паутины - чутко отслеживать все изменения, оперативно брать на вооружение все последние наработки, т.е. заниматься бенчмаркингом, не стоять на месте и постоянно меняться вместе со всеми - иначе стагнация и регресс. Это с технической стороны.

     С идеологической важно понимать специфику интернета, изменения в умонастрониях сетевого сообщества, стремиться к интерактивности и максимально доступной подаче информации, не перегружая пользователя.

 Да, многие профессионалы свысока посматривают на труд энтузиастов, создающих свои ресурсы. Зачастую качество подобных ресурсов оставляет желать лучшего во многих отношениях. Но иногда из энтузиазма рождаются серьезные проекты, порою имеющие колоссальный коммерческий успех. Многие бизнес-проекты начинались и начинаются подобным образом.

     Что касается того зачем нужно многократное дублирование информации сайтами энтузиастов, то конечно же если сайт не имеет эксклюзива, оригинальных материалов, то второй раз пользователь на него не зайдет. Такие сайты вряд ли будут пользоваться популярностью, они не имеют большой ценности.

     С другой стороны загнать всех на какой-то исламский супермегапортал или исламскую Википедию не получится, да и не нужно - ни в одной сфере интернета подобное еще никому не удавалось. Просто нужно объяснять людям их ошибки в ведении сайта и если они исправят их или сочтут за лучшее писать статьи в Википедии, значит их эффективность возрастет.

     Что касается исламской Википедии - лично я считаю возможным два пути. Первый путь - создать свою отдельную Википедию по Исламу. Второй путь писать статьи в действующей Википедии в соответствующих категориях. У каждого пути есть свои преимущества и недостатки. В первом случае создается с нуля новая иерархия администраторов и пользователей, где любой исламофобии сразу можно будет дать отпор. С другой стороны этот ресурс не будет так посещаем как всемирная Википедия ценность второго варианта именно в том и состоит, что это уже раскрученный ресурс и любая статья в вики будет выпадать в первых строчках поисковиков при запросах. Правда хочу отметить, что в классической Википедии существуют свои жесткие правила и ограничения, начиная с оформления статей, которые необходимо "викифицировать" и заканчивая  соблюдением авторских прав.

    В обоих случаях неизбежны споры и разногласия в вопросах вероучения, что неизбежно будет вызывать так называемые "войны правок" и в свою очередь периодические исходы и отпочкования волн недовольных пользователей, которые вновь будут создавать свои независимые ресурсы. Этот процесс бесконечен...

     Возможно, имеет смысл реализовывать параллельно оба варианта - писать статьи в действующей вики и отдельной исламской.

     Нужен ли мусульманам свой портал, что-то вроде Яндекса? Конечно же, подобный проект не был бы лишним и соединял бы в себе множество сетевых сервисов и многое другое. Однако, опять же, как и вообще в интернете наличие мегапорталов не исключает наличие ресурсов любителей. Создание же исламского портала на хорошем профессиональном уровне потребует немалые денежные вливания, которые будут исчисляться десятками, если не сотнями тысяч долларов.

     Имеет смысл создание портала, подобного порталу "Электронное правительство Республики Татарстан", где по каждому региону соответствующий ДУМ размещал бы информацию о мечетях, общинах, халяльных магазинах и т.п.

В этой связи расскажи об идее проводить конкурс исламских интернет-проектов и то, какие цели он мог бы преследовать, каких результатов в плане качественного совершенствования мы могли бы достичь?

Уже который год подряд во всемирной паутине проходят всевозможные Интернет-премии, фестивали и конкурсы. В Рунете это Премия Рунета, в Татнете–конкурс «Звезды Татнета», в Казнете - Национальная интернет-премия AWARD.kz, в Узнете - Национальный интернет-фестиваль Узбекистана, в Азнете - Азербайджанская национальная интернет-премия Netty.

    Недавно в сети Интернет прошел первый конкурс православных сайтов Рунета «Мрежа-2006», а также Конкурс христианских сайтов на русском и украинском языках. В конкурсах участвовало 452 и 156 сайтов.

     Я считаю, что пришло время и среди мусульманских сайтов провести свой конкурс, чтобы определить наилучшие информационные ресурсы, наградить разработчиков и особенно энтузиастов. Проведение такого конкурса назрело давно, ибо где еще разработчики и авторы мусульманских сайтов получат награды за свои проекты? Общее число сайтов исламской тематики уже позволяет отобрать наилучшие из них, за победу в интернет - конкурсе будет идти острая конкурентная борьба. А информационное сопровождение конкурса позволит привлечь внимание многотысячной армии пользователей сети Интернет к нему и, соответственно, к Исламу.

     Являясь уже на протяжении 5 лет председателем Оргкомитета Международного конкурса интернет - проектов «Звезды Татнета», проработав несколько лет в жюри Премии Рунета и Национальной интернет-премии AWARD.kz, я уверенно сказать, что провести подобный конкурс мусульманских сайтов вполне реально.

В своих статьях и выступлениях ты используешь такие термины как кибертатары или кибермусульмане. Кто такой кибермусульманин, чем отличается от просто мусульманина? Считаешь ли ты, что активное проявление своей религиозной принадлежности именно в информационной среде - это какое то новое социологическое явление, некий подвид проявления религиозного сознания? Вообще интересно было бы порассуждать на эту тему, ведь в интернет мусульманин обращается не только за информацией, но и в большой степени ради общения, создается, во-первых, социальная сеть без привязки к географии, а во-вторых, в интернете можно писать и говорить все что вздумается, не то что в реальной жизни, что тоже налагает свой отпечаток.

— Термины "кибертатары" и "кибермусульмане" навеяны названием одной интересной статьи "Национальность: киберрусский". Это с одной стороны попытка выделить среди пользователей Интернета людей, относящих себя к татарам/мусульманам. С другой стороны это обозначение некоего феномена - действительно зачастую виртуальная личность кардинально отличается от того, как в реальной жизни ведет себя человек.

     Да, можно сказать, что это особая форма проявления своей этнической и конфессиональной идентичности. Человек соотносит себя с определенным сообществом, он общается с людьми, с которыми у него есть некие общие исходники - религия, язык, этнос, традиции и культура.

 Кибермусульманин может быть только "потребителем" интернета, быть в "молчаливом большинстве", а может, наоборот, занимать активную жизненную позицию, часто писать на форумах, вести блог, принимать активное участие в социальных сетях. Иногда его активность переходит на качественно новый уровень - он создает свой ресурс. Это может быть "хомяк" на бесплатном хостинге типа narod.ru или он может вложить средства в свой домен, сделать сам или заказать оригинальный дизайн сайта, сканировать тексты и выкладывать их на сайте. Активность подавляющего большинства кибермусульман ограничивается виртуальным общением. В этом нет ничего необычного - ведь большинство пользователей приходит в сеть отдохнуть, поболтать или найти полезную информацию.

     Выделить какие-то общие усредненные признаки кибермусульманина, отличающие его от "просто мусульманина", достаточно сложно - уровень следования основным канонам Ислама у кибермусульманина может значительно варьироваться.

     В идеале я думаю, что нужно стремиться к тому, чтобы все "просто мусульмане", а также священнослужители, студенты медресе постепенно овладевали бы основами информационных технологий и особенно Интернетом.

    В недалеком будущем я думаю, что кибермусульмане начнут не только общаться в сети, но и повсеместно создавать свои виртуальные  мечети, где они будут собираться на регулярные пятничные молитвы, как уже начали делать жители виртуальной вселенной «Вторая жизнь», где каждый месяц в созданную мусульманами виртуальную мечеть приходят тысячи заинтересованных Исламом «виртуальных людей». Участники проекта спроектировали здание виртуального дома Аллаха, носящего имя «Чеби»,  по модели знаменитой кордовской мечети.

    Я думаю, что подобный проект виртуальной мечети пользовался бы популярностью в Рунете, учитывая те проблемы, что имеют место при строительстве мечетей в реале. В Воронеже местные прихожане к примеру не дожидаясь постройки в реале создали виртуальную мечеть. Вы только представьте себе - человек регистрируется на сайте и может в соответствующие часы присутствовать вместе с другими виртуальными пользователями в мечети. По пятницам он залогинившись занимает свое место на графическом отображении кибермечети и слушает проповедь. Возможен вариант, когда посредством веб-камер он сможет увидеть саму проповедь, выбрав из списка проповедников того, кто для него более авторитетен. Или если канал связи недостаточен он будет слушать аудиопроповедь.

В ближайшем будущем в издательском доме «Медина» будет издана твоя книга "Татарский Интернет" о том, как развивается татарский сегмент интернета. Какие ты видишь сходства и отличия между Татнетом и Исламнетом, в их развитии, интеллектуальном уровне, степени вовлеченности профессионалов и энтузиастов?

Да, благодаря содействию генерального директора Дамира-хазрята Мухетдинова эта книга, Иншаалла, скоро выйдет в печать. В ходе ее написания я проанализировал ход развития Татнета, описал тенденции, дал обзор наиболее популярных ресурсов. У Татарского и Исламского интернета безусловно много общего в том числе и потому, что татары являются как это часто принято писать "этническими мусульманами" и это определенным образом налагает свой отпечаток на многие татарские ресурсы. С другой стороны ни для кого не секрет, что степень религиозности татар, особенно среди молодежи, несмотря на общую тенденцию роста осознания себе мусульманами, оставляет желать лучшего. Немногие татары посещают регулярно пятничные проповеди и тем более читают намаз.

    Тенденции же развития у обоих секторов интернета во многом схожи - и там и там есть энтузиасты, создающие сайты. И там и там нехватка ресурсов и профи. Только если в Татнете органы власти РТ еще как-то могут официально поддерживать некоторые проекты, то в Исламском интернете на помощь властей рассчитывать еще сложнее.

    Существенным отличием Татнета от Исламнета является то, что в последнем на порядок сложнее подача информации для пользователя, который зачастую абсолютно не готов к подобной подаче информации, перегруженной арабскими терминами. Конечно, есть определенные темы, которые невозможно "упростить" или объяснить иначе, чем предписано в Коране. Однако, как мне кажется, нужно стремиться к тому, чтобы информация была понятна любому, даже немусульманину, что особенно важно ввиду того, что не менее половины посетителей мусульманских сайтов не являются мусульманами.

 Беседовала Диляра Ахметова

 

 10.01.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/1155/">ISLAMRF.RU: Айнур Сибгатуллин: Исламский Интернет не должен стоять на месте — иначе стагнация и регресс</a>