RSS | PDA | Архив   Вторник 16 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Максуд Садиков: в исламском вузовском образовании необходим симбиоз светского и религиозного

15.01.2008 17:42

В настоящее время по поддержке государственных структур в России идет формирование шести исламских университетских центров — в Москве, Казани, Уфе, Нижнем Новгороде, в Махачкале и Нальчике. О том, как идет работа над созданием одного из северокавказских центров, рассказывает ректор Института теологии и религиоведения в Махачкале Максуд Садиков:

— Мы считаем, что это очень серьезный шаг и со стороны государства, и со стороны духовенства, и со стороны светских ученых. Такой симбиоз – светского и религиозного – давно был нужен. Сегодня мы приступили к реализации этой идеи. Работа идет очень интенсивно. За полгода мы сделали то, что не могли сделать в течение 5-6 лет.

    В состав Северокавказского университетского центра входят самые крупные учебные заведения 3-х субъектов РФ – Дагестана, Чечни и Ингушетии: это Институт теологии и религиоведения (Махачкала), Дагестанский исламский университет (Махачкала), Университет имени Кадырова (Чечня), Ингушский исламский университет. Сейчас  мы разработали единые учебные программы, разрабатываем учебные программы по отдельным дисциплинам, у нас общие предметы, общие методические подходы, общая информационная база. Идет работа и по централизации определенных функций. В этом серьезную помощь нам оказывает Москва, Администрация  Президента РФ, Министерство образования и науки.

    За каждым университетским  центром закреплен один светский вуз. За нами закреплен Северокавказский технический университет в Ставрополе. Его гуманитарный факультет – один из сильнейших на Северном Кавказе. Там работают ученые высокого ранга. Мы получаем от них ту помощь, которой нам не хватает для дополнения религиозной составляющей. Работа идет хорошо. Спрос на религиозное образование с каждым днем повышается. Родители все чаще спрашивают, каковы условия поступления в исламские учебные заведения. Спрашивают студенты других вузов. В целом это процесс позитивный, он принесет пользу каждому из субъектов, где проживают мусульмане, и России в целом. Если человек правильно понимает ислам, то он патриот страны, он толерантный, дружелюбный сосед по отношению к любой конфессии.

— У центра будет единое руководство?

— Да, единое руководство уже есть. Есть Президент, есть учебно-методическое управление, которое разрабатывает учебные программы, есть центр по техническому обеспечению. Что касается учебного процесса, то каждое учебное заведение является юридическим лицом и отвечает за себя. Президентом центра является Махди Мутаилов, он первый заместитель муфтия Республики Дагестан, я являюсь вице-президентом  центра. Мутаилов – алим, он человек религиозный, я – человек светский. Подобный паритет у нас всюду. Найти алима, который был бы сведущим в светских дисциплинах, сегодня трудно. Точно также и человек, прошедший светскую систему, который знал бы религиозные дисциплины — редкость. Пока не будет первого выпуска теологов,  такая ситуация сохранится.

— Каково соотношение светских и религиозных дисциплин в учебных программах институтов, входящих в состав центра?

— Если речь идет о подготовке священнослужителя, то 30% учебного времени отводится на светские дисциплины, 70 % - на религиозные. Религиозная составляющая включает в себя  преподавание не только ислама, даются знания о  христианстве, иудаизме, буддизме, объясняется, что общего между ними. Будущие священнослужители изучают не только монотеистические религии, но и сектологию, атеистическое мировоззрение. Священнослужитель должен все это знать, потому что он работает с разными людьми. Что касается теологии, то уже разработан государственный стандарт. 50% времени предполагается отдать религиозным дисциплинам,  50% – светским.

— Институт, который вы возглавляете, готовит только теологов?

— Институт теологии и религиоведения в Махачкале готовит теологов, экономистов и лингвистов. Наша особенность в том, что экономисты проходят стандартную государственную программу, но параллельно изучают исламскую экономику, а для этого они должны знать основы ислама и арабский язык. Лингвисты изучают два языка – арабский и английский. Они должны знать язык религии, арабский язык Корана и сунны. В этом их ценность.

— Ваш институт – молодое учебное заведение. Он пользуется популярностью у молодежи Дагестана и Северного Кавказа?

— Институту три года. В нем обучается сегодня около 500 студентов на очном отделении, 470 — заочники. Заочно учатся только те, кто уже имеет диплом о религиозном образовании. Им мы даем светский гуманитарный цикл. Через три года они получают диплом теолога. Спрос с каждым годом растет. Среди студентов нет курящих, нет наркоманов. Дисциплина хорошая, обучение девушек и юношей раздельное. Вместе они только во время лекционных занятий.

— А девушек много в институте?

— Девушек чуть больше, чем юношей. Мы замечаем, что успеваемость и ответственность выше у девушек. Я не знаю, характерна ли эта тенденция для России в целом, но мы отмечаем это уже третий год подряд.

— Ваш институт — составная часть исламского университетского центра, который формируется на Северном Кавказе. Какие проблемы, на ваш взгляд, еще нужно решить центру?

—  Центр должен быть дополнен научно-исследовательским сектором. Это необходимо. Мы уже создали отдел по научным исследованиям. Второе – нужна поддержка со стороны СМИ и со стороны власти, особенно местной. Без нее изменить стереотип, который сложился в отношении религиозного ученого, трудно.

— Вы встречаетесь со своими коллегами – руководителями других центров?

— Совсем недавно мы собирали ректоров всех исламских учебных заведений России и выбрали председателя Совета ректоров. Им стал ректор Российского исламского университета в Казани Рафик Мухаметшин. Мы посчитали, что сегодня Казань должна быть ведущим центром, Мухаметшин – известный ученый. В течение года он будет руководить Советом ректоров. В дальнейшем предусмотрена ротация, и в следующем году совет ректоров возглавит представитель другого центра.

— А с руководителями учебных заведений, входящих в состав северокавказского центра, вы встречаетесь?

— Конечно, мы были в Ингушетии, в Чечне, они приезжали к нам. Мы обмениваемся программами, техническими средствами. Это ежедневная работа. Связь есть, и она будет укрепляться. В Ингушетии и Чечне процесс с исламской составляющей идет лучше. Власти этих республик помогают учебным заведениям. Мы в Дагестане отстаем, но надеемся, что мы их нагоним.

Беседовала Л.Жуковская

15.01.08

На снимке: ректор Института теологии и религиоведения в Махачкале Максуд Садиков

    Использовано фото с сайта журнала «Деловой мир Дагестана»

 

    Ссылки по теме:

Дамир Мухетдинов: Наша задача - готовить исламскую элиту России 21 века!

Комментарий недели: высшее исламское образование будет признаваться государством

Абдулбари Муслимов: Современному имаму необходимо высшее светское образование

Направления образования современных российских имамов

Госдума РФ: возможна ли государственная аккредитация религиозных вузов?

«Российский исламский университет открыт для диалога»

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/1191/">ISLAMRF.RU: Максуд Садиков: в исламском вузовском образовании необходим симбиоз светского и религиозного</a>