RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Шафиг Пшихачев: Религиозные организации обязаны выполнять социальную программу

22.01.2008 13:29

Полномочный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве, исполнительный директор Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев рассказал в интервью IslamRF.Ru планы и задачи КЦ МСК на наступивший год.

— Уважаемый Шафиг, наступил новый 1429-ый год хиджры. Какие задачи, на ваш взгляд, стоят перед Координационным центром мусульман Северного Кавказа в этом году? В него входят семь Духовных управлений мусульман северокавказских Республик, но к ним присоединилось и ДУ мусульман Республики Калмыкия?

Прежде всего, поздравляю всех мусульман с Новым годом! Желаю всем здоровья, мира, счастья и процветания! С удовольствием начну с того, что в Координационный центр вошло новое духовное управление мусульман – Республики Калмыкия. Последние три года мы работали над тем, чтобы было создано такое Духовное управление. Естественно, организация структуры - не самоцель. Но мы знаем, что на территории Калмыкии проживает много мусульман – выходцев из субъектов РФ, входящих в ЮФО. Особенно много дагестанцев. В их числе - уважаемый муфтий Султан Караллаев. Он приезжал в Москву, мы с ним обсуждали, с чего ему лучше начать свою деятельность. ЮФО имеет свою специфику – там присутствуют все монотеистические мировые религии. В Калмыкии подавляющее число населения исповедует буддизм. Я выражаю благодарность всем ответственным лицам Республики, прежде всего Президенту Кирсану Илюмжинову, который способствовал созданию ДУ, уважая права верующих мусульман.

Шафиг, на Северном Кавказе создается два учебных исламских центра – один в Махачкале, второй в Вашей родной Республике – Кабардино-Балкарии, в Нальчике…

Да. В соответствии с указом Президента от 2002 года об оказании помощи в подготовке специалистов по исламу, сегодня в РФ началось формирование исламской системы образования, создано пять учебных исламских центров. Я рад тому, что два из них находятся на Северном Кавказе. Исламский университет имени Абу Ханифы находится в моем родном городе Нальчике. Это честь для нашей Республики. Там будут готовиться высококлассные специалисты и религиозной, и светской направленности. Надеюсь, что в ближайшем будущем эти университеты смогут выдавать уже дипломы государственного образца.

Шафиг, по-моему, Исламский институт в Нальчике был открыт, когда Вы возглавляли ДУ мусульман Кабардино-Балкарии…

Да, Исламский институт был открыт при мне. Он прошел тяжелый период выживания, но сегодня на его базе создается университетский центр имени Абу Ханифы. Сегодня в России есть государственные светские учебные заведения, которые готовят специалистов по исламу. Первый прием студентов был осуществлен ИСАА при МГУ, затем студентов-мусульман принял МГЛУ. Сегодня Смольный институт С.-Петербургского университета, Нижегородский университет имени Лобачевского, Кубанский университет и Ставропольский технический университет уже третий год принимают студентов по направлениям Духовных управлений мусульман, занимаются подготовкой специалистов по исламу. Исламскому университету в Нальчике оказывает большую помощь в повышении квалификации преподавателей и в научно-методической работе Кубанский Государственный университет. Я считаю это огромным достижением.

— Сколько сейчас студентов в Исламском институте в Нальчике?

Насколько я знаю, около 60-ти человек. Конечно, я хочу выразить благодарность главе российского государства, Администрации Президента за оказываемую помощь в формировании системы исламского образования. В прошлом году был создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который уже оказывает значительную помощь и ДУ, и учебным заведениям. Эта помощь была очень нужна. Ведь раньше ДУ, занимаясь просветительской работой, должны были ходить с протянутой рукой. Сегодня эта проблема, благодаря деятельности Фонда, отходит на второй план.

Я считаю, что в деятельности наших религиозных организаций должна присутствовать и такая составляющая, как социальное служение. Да, мы занимаемся религиозным просвещением, повышением духовно-нравственного состояния людей, но мы обязаны выполнять и определенную социальную программу. Ее надо разработать, принять и реализовывать.

 — Какой должна быть эта социальная программа?

Простой пример. Я привез из Нальчика письмо директора школы детей-сирот. 269 детей в одной школе. Все дети без родителей. Да, эта школа находится в ведении Министерства образования Кабардино-Балкарии, но почему бы нам не помочь? Наша религия напрямую обязывает нас помогать таким детям. Далее, я с сожалением могу отметить, что в Республике Кабардино-Балкария увеличивается количество случаев суицида. Такого у нас не было раньше.

Почему человек решается на самоубийство, которое запрещает любая религия? Потому что он дошел до крайности. Я знаю об одном случае, произошедшем в прошлом году в селе. Человек пошел занять определенную сумму, ее не оказалось. Человек вернулся домой и повесился. Я считаю, что мы обязаны приложить свои усилия, чтобы помочь людям, находящимся в тяжелой ситуации.

Нравственный потенциал нашей религии высок. Мы обязаны призывать людей работать, а не ждать милости от кого-то. Это тоже социальное служение. Людей надо учить работать. Кто-то мог лет 15 назад потерять работу и отчаялся после этого. Мы должны ему помочь, чтобы он собрался с силами и работал для прокорма своей семьи. Это тоже социальное служение. Воздействие словом.

Благотворительность. Я слышу в проповедях имамов призывы к имущим, чтобы они жертвовали свои средства. Однако необходимо не только призывать состоятельных людей к пожертвованиям, им надо объяснять, как правильно тратить средства, как правильно заниматься благотворительностью. То есть сферы нашей деятельности – самые широкие.

Но в работе в целом должен быть программный подход, мы созрели для этого. Нужно определить место и роль религии в развитии гражданского общества, то, как ислам может органично сочетаться с национальной культурой. У меня, честно говоря, появилось беспокойство, что может возникнуть конфликт между национальной и религиозной культурами. Наши предки сумели его избежать.

Далее, мы граждане России. Мы обязаны у наших детей воспитывать любовь к Родине. Другой Родины у нас нет. Межконфессиональный диалог нужно вести по всем направлениям. Во всех этих направлениях должен быть программный подход.

Какую работу по противодействию религиозному экстремизму собирается проводить Координационный центр? Эта болезнь поразила все Республики Северного Кавказа. Она не ликвидирована, и мы ее ощущаем до сих пор…

— Я согласен с Вами, что сложности, и немалые, остаются в Республиках Северного Кавказа. Я считаю, что Координационный центр должен, прежде всего, качественно повышать уровень проповеди. Нужно разворачивать просветительскую деятельность. Мы больше всего страдаем и сегодня из-за того, что человек не знает ценностные ориентиры ислама. Боевики их по-своему преподносят, у них своя трактовка. В народе по тому или иному положению ислама существует множество мнений, объяснений и комментариев.

Поэтому я считаю, что ДУ должны целенаправленно развернуть ликбез, религиозное просвещение. При этом нужно взаимодействовать со всеми  органами власти, с общественными организациями, у которых есть желание помочь. В противодействии религиозному экстремизму прежде всего должна быть задействована сила слова. Я не зря говорил о социальном служении. Начав реализовывать социальную программу, молодые люди почувствуют, что они находятся в сфере внимания религиозных деятелей.

— Вы говорите о просвещении, а между тем у Координационного центра, а он существует уже….

—  … почти  10 лет….

…и до сих пор у центра нет своего сайта, своего печатного органа. Может, и об этом стоит подумать?

Я с вами абсолютно согласен. Первостепенной задачей руководителя центра и глав Духовных управлений Республик Северного Кавказа должно стать создание сайта. Решив эту задачу, мы сможем выходить на многомиллионную аудиторию. Чтобы создать сайт, нам нужно подумать и о большей координации действий Духовных управлений. Это немаловажно. Центр – нужный, весомый, он может внести огромный вклад в оздоровление ситуации в регионе.

Вы недавно были в Кабардино-Балкарии. Расскажите о религиозной ситуации в Республике сегодня. Влияют ли на нее события, происходящие в соседних Республиках?

Не только то, что происходит в соседних республиках. К сожалению, в самой Республике сегодня имеют место не очень приятные события. Печальный пример тому - убийство в ночь на 13 января начальника Управления по борьбе с организованной преступностью. Это дерзкое убийство. Естественно, у людей обостряется чувство отсутствия собственной безопасности. Кто может гарантировать тебе безопасность, если убивают людей такого ранга?!

Конечно, реализация задач, о которых я говорил, сильно тормозится  психологическим состоянием религиозных работников. А боевики объявляют врагами номер один тех, кто сотрудничает с властями. Но, как я сказал выше, исламский университет в Кабардино-Балкарии создан. Желание у людей знать больше о своей религии ничуть не уменьшается из-за того, что где-то сидят боевики. Люди хотят правильно молиться, быть ближе к Богу. Это желание непреходяще. Духовное управление мусульман республики делает все, что оно в состоянии делать в такой ситуации. Надо работать дальше.

 

Беседовала Л.Жуковская

Ссылки по теме:

Максуд Садиков: в исламском вузовском образовании необходим симбиоз светского и религиозного

Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования делает все для содействия мусульманам Кабардино-Балкарии

Новый статус религиозных вузов и борьба с экстремизмом на Кавказе

Комментарий недели: высшее исламское образование будет признаваться государством

 

22.01.2008

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/1241/">ISLAMRF.RU: Шафиг Пшихачев: Религиозные организации обязаны выполнять социальную программу</a>