RSS | PDA | Архив   Среда 12 Август 2020 | 1433 х.
 

Фарид Асадуллин: Концепции диалога цивилизаций нет альтернативы

23.01.2008 13:11

C 27 по 29 января 2008 года в Манаме, столице Королевства Бахрейн, в рамках Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» пройдет международная конференция, организованная совместно «Бахрейнским диалогом цивилизаций» и Общественным форумом «Диалог цивилизаций». Конференция соберет представителей общественных, интеллектуальных и экономических элит из стран Совета Сотрудничества Залива, России и СНГ. Накануне форума наш корреспондент побеседовала с его участником – заведующим отделом науки СМР, кандидатом филологических наук Фаридом Абдуловичем Асадуллиным.

— Уважаемый шейх Фарид, в последние годы Вы неоднократно принимали участие в международных форумах, посвященных межцивилизационному диалогу. Как Вы оцениваете саму идею проведения такого рода встреч и как бы Вы оценили нынешнее состояние этого диалога?

—  Во имя Аллаха милостивого, милосердного! На самом деле идее диалога цивилизаций, диалога религий сегодня нет альтернативы, и думающая часть планеты озабочена тем, с каким багажом мы будем обустраивать нашу жизнь в новом тысячелетии, в новом столетии. Совет муфтиев России совместно с Международным общественным фондом «Диалог цивилизаций» уже давно работают над осмыслением этой проблемы.

Мы очень высоко оцениваем инициативы этого фонда. Проблематика межцивилизационного сотрудничества активно обсуждалась и во время  Парижского раунда «Диалога цивилизаций», который в конце минувшего года прошел в здании ЮНЕСКО. Мы считаем, что представители различных конфессий должны идти навстречу друг другу, а не вспять. Поиск той платформы, на основе которой мы могли бы, с одной стороны, воспитывать наших прихожан, а с другой, нести истинное слово о нашей религии в общество, должен вестись заинтересованным кругом людей, но мы должны привлекать к диалогу и представителей светской интеллигенции, научных, востоковедных кругов.

В России накоплен огромный опыт межрелигиозного взаимодействия представителей двух наиболее крупных религиозных традиций – ислама и восточного христианства. Кроме того, в течение двух последних столетий была сформирована отечественная школа востоковедения. В трудах многих ее представителей – В.В. Бартольда, И.Ю.Крачковского, нынешнего поколения востоковедов – А.Б.Куделина, М.Б.Пиотровского, Д.В.Фролова –можно найти ту миротворческую программу, которая была бы интересна и мусульманам, и широкой российской общественности, и зарубежным участникам форума.

Чтобы еще четче обозначить мусульманскую составляющую межрелигиозного диалога, на Бахрейне проводится очередной раунд «Диалога цивилизаций». Для меня большая честь принять в нем участие. Я приглашен в качестве модератора секции «Культура. Цивилизация. Межкультурный диалог». На сегодня в работе этой секции заявлены довольно крупные ученые КСА, различных интеллектуальных исследовательских центров.

Мы, конечно, ожидаем выступлений хозяев форума – ученых Бахрейна, с которыми мы мало знакомы. Европа будет представлена, насколько я знаю, представителями мусульманских общин Великобритании, Франции. Москву, кроме меня, представляет имам-хатыб Московской Соборной мечети Мустафа Кутюкчю. Он готовит обстоятельный доклад о роли османской традиции в формировании  диалога цивилизаций.

—  А Вы сами, шейх Фарид, предполагаете выступить с докладом?

—  Организаторы форума предложили мне провести презентацию моей книги «Москва мусульманская». 4 года назад она вышла на русском языке. В прошлом году по инициативе Центра короля Фейсала в Ар-Рияде, который занимается популяризацией исламского наследия, книга была переведена на арабский язык. Что касается выступления, то, скорее всего, это будут рассуждения о том, что на российской земле сформировался уникальный диалог между мусульманами и христианами. Наш опыт показателен для тех регионов, где две эти религиозные традиции также соседствуют не одно столетие.

Безусловным достоинством исламо-христианского взаимодействия в России следует признать то, что в течение последних пяти веков оно развивалось исключительно в цивилизованных рамках, без конфронтации и взаимных претензий. Это был непростой диалог, но он не выходил за рамки мирного диалога, что очень важно. Этот опыт я предполагаю показать в своем выступлении на Бахрейне, а также рассказать о деятельности Совета муфтиев России, который является совершенно новым образованием, ему чуть более десяти лет. Это достижение демократической России, и думаю, зарубежным участникам будет интересно узнать о СМР.

— Не кажется ли Вам, что чем настойчивей и чаще мы говорим о диалоге цивилизаций, тем более недостижимым и не результативным он представляется?

— Вы правы. С другой стороны, если мы не будем поддерживать общественный интерес к этой проблематике, то инициативу могут перехватить деструктивные силы, которые рассчитывают на то, что будущий сценарий мировых дел пойдет в русле взаимных претензий, конфликтов, конфронтации. Разумеется, сама организация форумов «Диалога цивилизаций» нуждается в практической заземленности. Одними увещеваниями друг к другу дела не поправишь.

Безусловно, нужен ряд мер, которые бы переключали высокую теорию обсуждаемых вопросов на реальные практические дела. Вы правы, об этом надо думать. Кстати, последняя встреча в Париже была короткой по времени, но очень эффективной по своим результатам, по тем рекомендациям, которые были выработаны. В итоговых документах содержатся конкретные рекомендации, как презентовать ислам на европейском континенте, а именно - больше показывать достижения арабо-мусульманской культуры.

В те дни, когда мы проводили встречу в ЮНЕСКО, в Лувре была открыта новая экспозиция, посвященная исламу. Как сказал нам представитель этого крупнейшего в мире музея, экспозиция будет постоянно действующей. Безусловно, европейское сознание в большей степени готово к восприятию достижений арабо-мусульманской культуры, чем мусульманского образа жизни, мусульманской практики людей, которые прибывают с Востока и пытаются найти себя в новой европейской действительности. Это большая тема, я думаю, что многие мусульманские интеллектуалы, такие как Мурад Хоффман, Тарик Рамадан, думают об этом.

Но нужно и движение навстречу, европейские интеллектуалы должны смотреть на ислам не зашоренными глазами, а понимать, что это огромный массив людей, что это богатейшая религиозная традиция, в которой можно найти много полезного для современной европейской цивилизации.

—  Не кажется ли Вам, что назрела необходимость создать в Москве музей исламского искусства, исламской культуры или открыть такой отдел в одном из музеев столицы?

—  Разговоры об этом идут. Сейчас в связи с реконструкцией Московской Соборной мечети, строительством здесь новых зданий, вопрос об организации музея мусульманского искусства ставится. У нас есть кадры, есть люди, которые готовы этим заниматься. Это актуальная проблема, потому что мусульман в Москве много. А в связи с тем, что потоки с Юга на Север будут иметь тенденцию к увеличению, москвичи должны знакомиться с бытом, нравами мусульманам, с их культурой – другой, но не враждебной. Но вопрос о создании музея нужно адресовать и правительству Москвы, и федеральным властям.

—  Шейх Фарид, Вы упомянули имя академика И.Ю.Крачковского. Вы - представитель его школы, Вы учились в С.-Петербургском университете у тех, кто в свою очередь учился у самого Крачковского. В этом году исполняется 125 лет со дня рождения академика, переводчика Священного Корана. А между тем за десять лет своего существования СМР ни разу не отмечал памятных дат, связанных с жизнью и научной работой этого выдающегося ученого.

— Я не могу себя назвать прямым учеником И.Ю.Крачковского, но моими непосредственными учителями являются А.А.Долинина, К.А.Юнусов, которые учились у него. Безусловно, я причисляю себя к ленинградской школе востоковедения. Для меня это предмет большой гордости. Если я реализовался как ученый-востоковед, то только потому, что в свое время мне посчастливилось учиться на кафедре арабской филологии Ленинградского, ныне С.-Петербургского университета.

Что касается юбилея Игнатия Юлиановича, то спасибо вам за подсказку. Эта идея нуждается в том, чтобы мы на ближайшем президиуме подумали, каким образом можем почтить память выдающего ученого, арабиста, востоковеда, человека, который много сделал для адекватного понимания ислама, исламской культуры, исламского учения.

Беседовала Л. ЖУКОВСКАЯ

23.01.2008

На фотографии: Фарид Абдуллович Асадуллин.

Фото с сайта http://ansar.ru/arhives/arch/right09.04.html

Другие материалы по теме межрелигиозного диалога и диалога цивилизаций в специальной рубрике «ДИАЛОГ РЕЛИГИЙ» на странице «Аналитика». Кроме этого, читайте:

Стремление к исламо-христианскому диалогу на региональном уровне

«Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития»: готовится конференция

К разумному диалогу между православным и исламским мирами

Журналисты увидели диалог религий в деле

Есть ли у нас диалог религий?

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/1255/">ISLAMRF.RU: Фарид Асадуллин: Концепции диалога цивилизаций нет альтернативы</a>